» » » » Анна Маркова - Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России


Авторские права

Анна Маркова - Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России

Здесь можно купить и скачать "Анна Маркова - Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Благовест»32e5da99-0af4-11e3-99cb-002590591dd6, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анна Маркова - Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России
Рейтинг:
Название:
Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-9968-0303-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России"

Описание и краткое содержание "Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России" читать бесплатно онлайн.



Всю свою жизнь святитель Тихон отдал исповеданию учения Спасителя. Он вел свою паству путем истины и Церковь Российскую в годы гонений сохранил верной Христу. В этой книге рассказывается о личности Патриарха Тихона, его жизни, трудах, о почитании его при жизни и его посмертном прославлении в лике святителей. В издании также приводятся воспоминания современников о нем, рассказ об обретении мощей святителя Тихона; истории о святынях Донского монастыря. В одном из разделов книги помещен акафист святителю Тихону.

Настоящее издание рассчитано на широкий круг православных читателей.






В вопросе о вскрытии, а часто и о последующем осквернении святых мощей советская власть не желала делать исключения ни для кого. В апреле встал вопрос о мощах Преподобного Сергия Радонежского – одной из главных святынь русского народа. Пытаясь предотвратить осквернение мощей Преподобного, Святейший Патриарх писал 2 апреля 1919 года председателю Совнаркома: «По долгу пастырского служения заявляю вам, что всякое оскорбление религиозного чувства народа вызовет в нем естественную скорбь, справедливое негодование и может взволновать его даже в несравненно большей степени, чем все другие невзгоды жизни… Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5: 30)» [2, с. 67]. Но все призывы святителя Тихона остались без внимания: мощи Преподобного Сергия Радонежского вскрыли 11 апреля. Накануне перед воротами Лавры собралась толпа богомольцев и молебны Преподобному пелись всю ночь, пока проходило вскрытие.

В целом в 1919–1920 годах были вскрыты мощи святителей Митрофана Воронежского, Питирима Тамбовского, Иоанна Новгородского, преподобных Макария Калязинского, Евфимия Суздальского, Нила Столобенского. Всякая попытка защитить святыни жестко каралась.

Одновременно с бедами общецерковными святитель переживал и личные искушения. Летом 1919 года было совершено покушение на Патриарха Тихона. Это произошло 29 июня (12 июля). Вот как вспоминает об этом очевидец: «Святейший Патриарх Тихон, в сослужении сонма духовенства и при обычном, многотысячном, стечении молящихся, совершал торжественную литургию в храме Христа Спасителя по случаю Петрова дня.

По окончании ее и благословив молящихся, Патриарх, в сопровождении своего многочисленного окружения и клириков храма Христа, вышел из кафедрального собора и направился к своей пролетке, стоявшей, по обыкновению, внизу широкой каменной лестницы. В это именно время из толпы к нему подбегает вооруженная ножом женщина и, воспользовавшись всеобщим мгновенным замешательством, наносит Патриарху удар в правый бок.

Пострадавшему немедленно оказывается медицинская помощь; устанавливается, что произведенное ранение принадлежит к разделу легких.

Задержанная народом злодейка доставляется в милицию, где при установлении ее личности оказывается Пелагеей Кузминичной Гусевой.

30 июня (13 июля) по случаю избавления Святейшего Патриарха Тихона от угрожавшей ему опасности (при покушении Гусевой) в храме Христа Спасителя сонмом архиереев во главе со Святешим совершается торжественная Литургия с последующим благодарственным молебном, совершенным епископами, во время которого Святейший Патриарх, облаченный в мантию, стоит на солее перед образом Спасителя.

Множество народу переполняет храм. Вся солея и путь Патриарха усыпаются живыми цветами» [3, т. 1, с. 218–219].

В это время по всей России полыхала Гражданская война: первая половина 1919 года – еще один период значительных успехов Белых армий. Начатое в мае наступление войск генерала А. И. Деникина увенчалось рядом крупных побед. К концу лета уже вся Украина контролировалась белыми, а в сентябре было начато наступление на Москву. Отсутствие нормального сообщения между «красными» и «белыми» областями затрудняло связь Патриархии с епархиальными архиереями на территории, занятой Белыми армиями, поэтому епархии Сибири и юга России создавали местные временные Высшие церковные управления, поддерживаемые руководством Белых армий. К сожалению, в Белом движении наряду с официальной религиозностью было мало живой веры.

Стремясь уберечь пастырей Русской Церкви от трагических последствий их вовлеченности в политическую борьбу, Святейший Патриарх издал два послания, целью которых было внести умиротворение в жизнь страны. В первом послании он обращался к чадам Православной Церкви: «Не мстите за себя… Но дайте место гневу Божию… Мы содрогаемся, что возможны такие явления, когда при военных действиях один лагерь защищает передние свои ряды заложниками из жен и детей противного лагеря. Мы содрогаемся варварварству нашего времени, когда заложники берутся в обеспечение чужой жизни и неприкосновенности. Мы содрогаемся от ужаса и боли, когда после покушений нашего современного правительства в Петрограде и Москве, как бы в дар любви им, и в свидетельство преданности, и в искупление вины злоумышленников, воздвигались целые курганы из тел лиц, совершенно непричастных к этим покушениям… Но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где открыто и цинично возводится в насущную задачу истребление одного класса другим и междоусобная брань. Нам ли, христианам, идти по этому пути? О, да не будет! Следуйте за Христом!.. Побеждайте зло добром» [2, с. 65].

Несмотря на очередной успех Белых армий, области по-прежнему переходили из рук в руки – от белых к красным, все это сопровождалось большим ожесточением с обеих сторон. Особенно тяжело приходилось тем архипастырям и пастырям, которые оставались на территории, переходившей в результате поражения белых войск под контроль Советов. Одна только лояльность духовенства белым властям рассматривалась красными как контрреволюционное преступление; пение молебнов о победе белого оружия служило основанием для вынесения смертных приговоров.

В день памяти Преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх предостерегал архипастырей от политических выступлений: «Много уже и архипастырей, и пастырей, и просто клириков сделались жертвами кровавой политической борьбы. И все это, за весьма, быть может, немногими исключениями, только потому, что мы, служители и глашатаи Христовой истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы: установление той или иной формы правления – не дело Церкви. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение… Указывают на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену колокольным звоном, устроением торжественных богослужений и разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей Церкви, которые по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов… Памятуйте же, отцы и братия, и канонические правила, и завет святого апостола: Блюдите себя от творящих распри и раздоры, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, повинуйтесь всякому человеческому начальству в делах мирских (1 Пет. 2: 13), не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию» [2, с. 65–66]. Поначалу Белое движение не поняло призыва святителя Тихона. Многие были обижены тем, что их ставят на одну доску с большевиками, от чудовищной власти которых они хотели спасти Россию. Лишь потом они смогли оценить мудрость святителя Тихона, старавшегося удержать духовенство и иерархию от вмешательств в политику и тем самым обеспечившего Церкви возможность существования не только за рубежом, но и в России.

Но, несмотря на принципиальную аполитичность святителя Тихона, в конце 1919 года он был вызван в ЧК на Лубянку. Вместе с ним отправился протопресвитер Николай Любимов. У подъезда Святейшего приветливо встретил чекист Сорокин, который принял у него благословение. В ЧК следователем М. И. Лацисом Патриарху был учинен допрос, предлогом к которому был слух о том, что святитель Тихон послал с Камчатским епископом Нестором благословение А. В. Колчаку. Затем был задан вопрос об отношении к советской власти. Патриарх ответил, что и теперь придерживается взгляда, изложенного им в послании к народным комиссарам по случаю первой годовщины Октябрьской революции, и сможет изменить отношение к власти, если она изменит свое отношение к Церкви. Затем был задан вопрос о политических убеждениях святителя Тихона: у него упорно пытались вынудить признание в монархизме. Но святитель вновь заявил о своем твердом намерении не вмешиваться в политику, сказав: «Прошу таких вопросов мне не предлагать и от ответа на них я уклоняюсь. Я, конечно, прежде был монархистом, как и все мы, жившие в монархической стране. И каких я лично теперь держусь политических убеждений, это для вас совершенно безразлично, это я проявлю тогда, когда буду подавать голос за тот или другой образ правления при всеобщем народном голосовании. Я вам заявляю, что Патриарх никогда не будет вести никакой агитации в пользу той или иной формы правления на Руси и ни в каком случае не будет насиловать и стеснять ничьей совести в деле всеобщего народного голосования» [2, с. 61–62]. На этом допрос закончился. Лацис объявил, что Патриарх вновь подвергается домашнему аресту, каждый посетитель будет теперь записан и эти списки представляются в ЧК. Гулять по саду и служить в домовой церкви он может, а проводить какие-либо заседания Церковного совета без предварительного разрешения ЧК – нет.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России"

Книги похожие на "Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Маркова

Анна Маркова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Маркова - Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России"

Отзывы читателей о книге "Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.