» » » » Александр Андреев - Держава. Власть в истории России


Авторские права

Александр Андреев - Держава. Власть в истории России

Здесь можно купить и скачать "Александр Андреев - Держава. Власть в истории России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Андреев - Держава. Власть в истории России
Рейтинг:
Название:
Держава. Власть в истории России
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Держава. Власть в истории России"

Описание и краткое содержание "Держава. Власть в истории России" читать бесплатно онлайн.



«Державность и национальное величие России – предупреждение вооруженных конфликтов в мире, работа по достижению общеевропейского и мирового согласия, установление добрососедства и сотрудничества между странами и народами при четкой и сбалансированной национальной внешней политике. В начале Третьего тысячелетия русский мыслитель А.И. Солженицын писал о развитии России: «В такой необъятной стране, как наша, никогда не добиться процветания без сочетания действий централизованной власти и общественных сил».

Принцип, который лежит в основе благополучия государств в XXI веке – активное внешнеэкономическое развитие с расширением своего геополитического влияния. Доминирование – с помощью военной мощи, сильной экономики, эффективной идеологии и развитой культуры – один из неписанных важнейших законов государственного существования в современном мире».






Московские князья хорошо запомнили завет Даниила Александровича: «На новые земли казны не жалеть!» Его самый талантливый сын купил Серпухов и Каширу, Углич и Кострому, Звенигород, Галич и Белозерск, контролировал Ростовское княжество. Ростовские бояре попытались снять «тяжелую московскую руку», но Иван Калита ввел в Ростов свою знаменитую «кованую рать» – для защиты своей дочери, выданной за ростовского князя. Москвичи через несколько дней ушли, но ростовские бояре остались без денег и имущества и больше не мешали московским советникам хозяйничать в княжестве, позже купленном Иваном Данииловичем.

В Москву на службу к великому князю поехали великие бояре со всей Руси.

Именно к Ивану Калите приехал служить мурза Чет – родоначальник Годуновых, и Андрей Кобыла, от которого ведут свою родословную Романовы. Десятки приехавших бояр намного усилили Московское княжество.

Иван Калита покупал вотчины у обедневших удельных князей, согласовывая «за подарки» каждое приобретение с Сараем. Серебро Москвы ежегодными обозами шло в Золотую Орду, чиновники которой сквозь пальцы смотрели на усиление Московского княжества. Не было бы в Сарае московского серебра – тут же был бы дан ход доносам на Ивана Калиту, которых всегда было в избытке – князья Рюрикова дома не жалели дорогую бумагу для борьбы с Московским княжеством.

Московскому князю удалось создать сильную и высокопрофессиональную администрацию. Л.Н. Гумилев писал:

«При Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства – принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам. Калита и его наследники принимали на службу и татар, бежавших из Орды после победы ислама, и православных литовцев, покидавших Литву из-за нестерпимого католического давления, и простых русских людей, все богатство которых заключалось в коне да сабле.

Силой, связующей всех «новонаходников», в Москве стала православная вера. Ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение. Так, исподволь, во все Северо-Восточной земле восторжествовало православие, хотя при этом сохранились и некоторые языческие обычаи. Именно в это время, в XV столетии, Русь получила название «Святая». Основателем первого монастыря – с самым строгим монастырским уставом был великий русский подвижник Сергий Радонежский. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительные монастыри.

Эффективность такого рода духовной экспансии была огромной. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Влияние игуменов и иноков-подвижников росло. Люди, приходившие в монастырь, начинали верить, что православная Русь может жить, помогая сама себе, не опираясь на силы татар или литовцев».

Могла ли Москва великого князя Ивана Калиты победить Золотую Орду за полвека до Куликовской битвы? Силы Московского Княжества уходили на борьбу с междоусобицами рюриковичей, на борьбу с ежегодными набегами крестоносцев. Смертельную опасность существованию Руси стало представлять Великое Литовскеое княжество.

К IX веку литовцы, впервые упомянутые в летописях в 1009 году, состояли из нескольких племен – литвинов, жмудинов, ятвягов. Пруссы жили над Вислою и Неманом, жмудины – в устье Немана, собственно литовцы – в бассейне Вили, и жемгола – на левом берегу Двины, куроны – на полуострове между Балтийским морем и Рижским заливом, летгола – латыши – на южном побережье Двины, ятвяги – между Западным Бугом и верховьями Немана. У литовцев почти не было городов, единственный город – Городна, основанный русскими на окраине литовских земель, впервые упоминается в летописях в 1128 году. Петр Дуйсбургский в своей хронике, написанной в конце XIII века, писал о литовцах тех времен:

«Если случаются у них убийства, то не может быть никакой сделки, пока родственники убитого не убьют убийцу или его родственников».

Объединение литовских племен началось в конце XII века. К 1190 году сформировались племенные территории – Аукшайтия, состоявшая из собственно Литвы, Нальшеная, Дельтувы и Упите, и Жемайтия, включавшая Цеклис, Коршуву, Медининкай, Саулу и Кнетуву. В 1215–1219 годах был создан союз литовских земель, включавший Аукшайтию, Жемайтию, Дзукию и Ятвигию.

Великое княжество Литовское было создано аукшайтским князем Миндовгом в 1236–1242 годах. Ипатьевская летопись упоминает о Миндовге в начале 30-х годов XIII века: «Быть княжащу ему в Земли Литовской и нача избивати братью свою и сыновце свои, и другие выгна из земли и нача княжити один во всей земле Литовской». Около 1235 года князь Миндовг захватил город Новгородок, стоявший на окраине западных белорусских земель, заселенных предками белорусов кривичами, и назвал его Новгород-Литовский. В 1238 году Миндовг уже великий литовский князь со стольным городом Керновом в «литовской области» на реке Вилии. В течение 1250-х годов литовцы захватили Гродно, Волковыск и Слоним, в Полоцке и Витебске стали княжить племянники Миндовга. Пинские земли вдоль реки Припять также были подконтрольны Миндовгу. Из этих земель Черной Руси и было создано государство Миндовга, образовавшееся путем соглашения с местными русскими князьями, опасавшимися, как и Миндовг, немецкой экспансии.

В 1250 году Миндовг принял крещение от пресвитера Ливонского ордена и через год получил от римского папы королевскую корону. Российский историк В.Г. Пашуто писал в середине XX века:

«В конце 40-х годов XIII века великий князь литовский Миндовг пришел к мысли воспользоваться ослаблением немецкого княжества и сделать территориальные приобретения за счет Руси». В 1321 году литовский князь Гедимин взял Киев, почти все русские города от Чернигова до Курска были заняты литовскими отрядами. Великий литовский князь Ольгерд Гедиминович и его брат Кейстут закончили создание могущественного Великого княжества Литовского. Кейстут сражался с крестоносцами, Ольгерд воевал с Московским княжеством и татарами. Для захвата русских земель князь Ольгерд принял православие, он сам и его родственники женились на русских княжнах. В 1363 году в битве у Синих Вод литовцы Ольгерда разбили войска Золотой Орды и земли Великого княжества Литовского простерлись до Черного моря. Все было подготовлено для включения контролируемых Москвой земель в состав Великого княжества Литовского, успешно объединявшей удельных Рюриковичей.

Экспансию Литву сумел остановить сын Ивана Калиты Симеон Гордый, заставив после похода московских полков под Смоленск просить мира у «великого князя всея Руси» – именно этот титул принял Симеон Иванович.

Многие исследователи по-разному относятся к причинам возвышения Москвы.

Известный российский историк XIX века В.В. Назаревский писал об Иване Калите:

«Русский тип этого князя слагается из усердной религиозности и настойчивой, последовательной расчетливости, с отсутствием той «удалости», которая была нередкой чертой в южнорусских князьях. Набожный и умный хозяин – вот характеристика этого умного князя. Но, проявляя в своей деятельности именно эти две черты своего характера, Иван Данилович возвел Москву на новую, весьма важную ступень исторического бытия. Если при Юрии Долгоруком она была небольшим городком вроде Можайска, а при Юрии Даниловиче доросла до значении Твери и Рязани, то при Калите она приобретает значение, которое принадлежало Владимиру, а до него – Киеву».

Со времени перенесения столицы из Владимира в Москву княжество стали называть Московией, а русских – москвитянами. История Москвы стала историей России. «Кто хочет знать Россию – побывай в Москве», – писал выдающийся историк Н.М. Карамзин.

Великий В.О. Ключевский писал о московских методах завоевания верховной власти:

«Московский князь не мог питать надежды дожить до старшинства и по очереди занять старший великокняжеский стол. Чувствуя себя бесправным, точнее, обездоленным среди родичей и не имея опоры в обычаях и преданиях старины, он должен был обеспечивать свое положение иными средствами. Благодаря тому московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, ищут новых путей, не задумываясь над старинными счетами, над политическими преданиями и приличиями. Они внимательно высматривают, что лежит плохо, и прибирают это к рукам. Первые московские князья выступают смелыми хищниками. Московский князь – враг всякому великому князю, кто бы он ни был: казалось, самая почва Москвы питала в ее князьях неуважение к прежним понятиям и отношениям старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы. Как скоро изменились обстоятельства, и они изменяли свой образ действий. Московские князья начав свое дело беззастенчивыми хищниками, продолжают его мирными хозяевами, скопидомами, домовитыми устроителями своего удела, заботятся о водворении в нем прочного порядка, заселяют его промышленными и рабочими людьми, которых переманивают к себе из чужих княжеств, толпами покупают в Орде русских пленников и на льготных условиях сажают тех и других на своих московских пустошах, строят деревни, села, слободы. К половине XV века в Северной Руси привыкли смотреть на московского князя как на образцового хозяина, на Московское княжество – как на самый благоустроенный удел. Северное русское общество считало Ивана Калиту правителем, умевшим очистить свою землю от воров, водворить в ней общественную безопасность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Держава. Власть в истории России"

Книги похожие на "Держава. Власть в истории России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Андреев

Александр Андреев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Андреев - Держава. Власть в истории России"

Отзывы читателей о книге "Держава. Власть в истории России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.