Юрий Липовский - Самоцветное ожерелье Гоби

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Самоцветное ожерелье Гоби"
Описание и краткое содержание "Самоцветное ожерелье Гоби" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о камнях-самоцветах, их удивительных свойствах, тайнах и связанных с ними интересных историях, легендах и народных поверьях. Большой познавательный материал представляют сведения об использовании самоцветов в тибетской медицине, индийской астрологии и магии, а также биолокационные методы поисков полезных ископаемых и различных аномалий.
Книга представляет большой интерес не только для специалистов, работающих с цветным камнем, но и для широкого круга читателей.
Вокруг нас простирались сглаженные сопки, представляющие собой сплошные обнажения пестроцветных осадочных пород, напоминающих разрезанный слоеный пирог. Эти древние отложения, представленные красно-коричневыми гнейсами, сланцами, кварцитами и белоснежными известняками, слагали выступ древнего докембрийского кристаллического фундамента. И вся эта мощная, сложно дислоцированная в мелкие складки толща была прорвана интрузивными телами габбро, активно воздействовавшими на все породы, особенно на мраморизованные известняки. Здесь, в зонах горячего контакта известняков с инрузивными телами, в результате высоких температур и привноса в карбонатную среду кремнезема и марганца должно было происходить формирование скарнов, в том числе с родонитом. Однако последнее слово было за разведочными работами.
Под палящим гобийским солнцем наши бывалые рабочие-землекопы, орудуя кайлом и лопатой, вырыли в заданных местах разведочные выработки — канавы. Вот тут-то мы и добрались, наконец, до розового камня и смогли убедиться в правильности наших предположений о его природе. Все 15 разведанных нами родонитсодержащих тел сформировались на контактах белых известняков с темно-зелеными габбро. Размеры их были невелики — 3—10 м в длину и до 3 м в ширину, по падению они выклинивались на глубине 3–5 м. Эти своеобразные природные образования имели крайне неправильную, прихотливую форму и удивительно пестрый минеральный состав. Содержание розового компонента — родонита — варьировало в них в широких пределах — от 15 до 70 %. В тесной компании с родонитом находились пепельно-серый кварц и кальцит, играли блестки красно-оранжевого граната-спессартина, а также рудных минералов свинца и цинка — галенита и сфалерита. Но безусловно наиболее интересным был сам розовый камень.
Мы с волнением смотрели на пробы впервые найденного обогащенного (отделенного от пустой породы) монгольского родонита. Окраска его казалась вначале тусклой и серой, как сухая выжженая солнцем земля вокруг. Но природа, видимо, была недовольна такой оценкой своего творения. Внезапно набежавший дождик обильно смочил сложенные в кучи куски камня, а выглянувшее из-за туч солнце заиграло на его мокрой поверхности. И мы не обнаружили ни в одном куске гобийского родонита ни черного дендрита марганца, ни зеленых пятен эпидота. Камень не был похож ни на уральский орлец, ни на своего узбекского собрата с Алтын-Топкана. Какой-то неяркий, но теплый нежнорозовый свет исходил от него и завораживал.
В ту последнюю ночь на Ундурийн-Буце мы долго не ложились спать — сидели у палатки, пили нивесть откуда привезенный терпкий и немного хмельной кумыс и говорили «за родонит», найденный нами в Гоби. Уже за полночь, забравшись в холодный спальный мешок, я забылся тем неглубоким тревожным сном, когда в настороженном мозгу скользят, как льдины, разорванные фантастические видения.
Под утро я проснулся от какого-то оглушительного раската, похожего на звук обрушившейся в бездну скалы. С трудом разомкнув веки — безумно хотелось спать, — я все же выбрался из спального мешка и шагнул наружу. Звук исходил из ущелья, смутно темневшего в дымчато-сером предрассветном сумраке. Там иногда паслись дикие животные, пощипывая на склонах скудную растительность. «Наверное, янгиры (горные козлы)», — подумалось мне, когда грохот из ущелья прекратился и воцарилась мертвая тишина.
Спать уже не хотелось, и какая-то неведомая сила подняла меня и потянула к ближнему холму. Дойдя до него, я поднялся по склону до первой нашей канавы, возле которой была сложена куча родонита, и остановился. Сумерки постепенно таяли и открывали резко очерченные складки холмов и оголенные ребра останцов. И вдруг холодное и серое, как сталь, небо, словно зажженное рукой волшебника, полыхнуло призрачно-зеленым светом. Вдоль горизонта над зубцами гор зажглась заря и словно заревом пожара охватила быстро меняющееся небо.
Я опомнился, когда услышал совсем рядом резкие звуки обрушенного камня. Быстро обернувшись назад, я увидел своего коллегу — геолога Намсарая.
— Такого больше нигде не увидишь, — проникновенно произнес он. — Смотрите, сейчас с зарею пробудится солнце.
И мы стали смотреть, как из-за гряды робко выглянул краешек, а затем и весь солнечный диск. Вершины и склоны угрюмо застывших холмов внезапно ожили и окрасились в оранжевые и розовые тона утренней зари. Я взглянул на лежавший у моих ног родонит и встрепенулся: камень отражал чистую и нежную розовость утренней зари или утренняя заря вобрала в себя удивительный цвет гобийского самоцвета. Кто знает?!
— Камень утренней зари, — произнес я, испытывая счастливое головокружение.
— Да, лучше не придумать, — быстро согласился Намсарай. — Прекрасно!
Мы отвезли первый добытый в Гоби камень утренней зари в Улан-Батор. Вскоре он нашел себе широкое применение при изготовлении мозаичных картин и в различных камнерезных изделиях.
Мозаичное панно «Каменный цветок». Дворец бракосочетания. Улан-Батор.
Спустя два года, я снова встретился с монгольским родонитом, но уже в другом, неузнаваемо преображенном виде. Тогда только что построили беломраморное здание Дворца бракосочетания в центре монгольской столицы. Дворец еще не работал, шли последние приготовления к открытию, и мы, геологи, получили возможность осмотреть его.
Поднявшись по мраморным ступеням дворца и войдя в его центральный зал, я увидел огромное — во всю стену — мозаичное панно из монгольских самоцветов.
Композиция этой каменной картины была разработана московским художником-монументалистом Е. Н. Яценко и его монгольским коллегой Амгаланом в лучших традициях монгольского прикладного искусства с учетом символики цветов и узоров. В центре мозаики — изображение легендарного цветка Востока — лотоса, сделанного из голубого сапфирина в сочетании с другими прекрасными гобийскими самоцветами — сердоликом, агатами, лиственитом, яшмой. И вся эта композиция, призванная выразить пожелание счастья, здоровья и радости молодым, удачно вписывалась в нежно-розовый, как заря, основной фон картины.
— Здравствуй, монгольский родонит! Ты занял достойное место в этом замечательном дворце из камня! — мысленно воскликнул я.
— Я вижу Вы — геолог, — донесся тихий и мягкий женский голос.
Я оглянулся и увидел женщину-монголку средних лет. Судя по облику, это была сотрудница дворца. Я молча кивнул.
— А тогда скажите, пожалуйста, — быстро заговорила она, волнуясь и смешивая русские слова с монгольскими, — как называется этот розовый камень на картине? Наверное, он привозной — в Монголии такого нет?!
— Оглений туяа чулуу! (Камень утренней зари!), — ответил я ей с нескрываемой гордостью. — А родом он из Восточной Гоби!
— Камень утренней зари! — восхищенно воскликнула женщина. — Как это прекрасно и глубоко символично, ведь заря — это рождение нового дня, начало новой жизни! В Таиланде, говорят, есть даже Храм утренней зари, а у нас — камень! Пусть он всегда алеет с этой картины, пусть вселяет в молодоженов, которые скоро войдут в этот зал, нежность, чистоту и радость новой жизни! Да будет всегда так!
Гранатовые пески у Золотого колодца
На юго-западе Монголии, там, где великую Гоби прорезали отроги Монгольского Алтая, был найден гранат-альмандин чистого малиново-красного цвета. Надо сказать, что в Монголии красный цвет особенно почитали, ибо это цвет огня, считающегося в Монголии священным.
Огонь в монгольской народной символике означает расцвет, благоденствие семьи, рода и страны в целом. Огонь даже запечатлен на соембо — национальной эмблеме, украшающей государственный флаг. Три язычка пламени наверху эмблемы олицетворяют подъем и процветание народа в прошлом, настоящем и будущем.
Какой же монгольский камень отражал любимый народом красный цвет? В старину это были, как правило, красный коралл, реже — рубин или шпинель — камни, привозимые из Китая и Индии. Своих красных камней монголы знали мало, это были карнеол и альмандин, привозимые из малоизвестных мест Гоби. И все же камень, о котором в Монголии мечтали, который больше всего походил на священный красный цвет огня, был найден.
В 1973 г. на «крыше Монголии» Хангае геологи-самоцветчики открыли уникальное месторождение граната-пиропа («огненного камня»), уже в самом названии которого нашел отражение священный огонь. Этот сверкающий самоцвет быстро завоевал симпатии. Из огненного камня и сопутствующего ему в россыпях зеленого хризолита монгольские дарханы стали создавать серьги и кольца в золотой и серебряной оправах, призванные украшать женщин и восхищать мужчин.
Альмандин уступает своему собрату пиропу и цветом и игрой. В нем нет ярко-красного цвета, который напоминает капли красного вина или раскаленный уголек в печи. Альмандин отличает от огненного пиропа менее яркий красный цвет с легким фиолетовым, лиловым, сиреневым и пурпурным оттенками.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самоцветное ожерелье Гоби"
Книги похожие на "Самоцветное ожерелье Гоби" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Липовский - Самоцветное ожерелье Гоби"
Отзывы читателей о книге "Самоцветное ожерелье Гоби", комментарии и мнения людей о произведении.