Авторские права

У. Курганова - Иудаизм

Здесь можно купить и скачать "У. Курганова - Иудаизм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Фолио»3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
У. Курганова - Иудаизм
Рейтинг:
Название:
Иудаизм
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Иудаизм"

Описание и краткое содержание "Иудаизм" читать бесплатно онлайн.



Иудаизм – одна из трех так называемых авраамических (две другие: христианство и ислам) религий. Ее последователями являются в основном евреи, так как одним из главных его постулатов является богоизбранность еврейского народа. Однако Священное Писание именно этой религии вошло в состав священных книг христианства и ислама. Иудаизм был первой в мире монотеистической (монотеизм – вера в одного бога) религией.

Эта книга – незаменимый помощник, если вам нужно быстро найти короткие и четкие ответы на все распространенные вопросы об иудаизме.






Талмуд и его толкования поддерживали и объединяли еврейские общины. Однако в таком беспрекословном следовании толкования Талмуда имелся и недостаток – слишком много было уточнений, поправок и мелочей, в которых нелегко было разобраться. Поэтому в средневековье появились толкователи-философы, которые пытались объяснить, упорядочить и систематизировать содержание Торы, создать руководство, удобное для практического применения.

Хотя комментарии облегчали изучение Талмуда, возникла потребность в доступном руководстве. Поэтому стали составлять своды еврейских законов, призванных восполнить этот недостаток.

Главными среди таких произведений стали «Большие постановления» (Галахот Гедолот) и «Гилхот Алфаси», открывшие путь для дальнейшей кодификации. Важнейшими из более поздних кодексов стали свод Маймонида, «Четыре ряда» («Арбаа Турим»), труд Якова бен Ашера (ум. 1340), и «Накрытый стол» («Шулхан Арух») Иосифа Каро (1488–1575). «Шулхан Арух» Каро, составленный на основе «Арбаа Турим» и снабженный глоссами Моисея Иссерлеса (1520–1572), принят современным ортодоксальным еврейством в качестве нормативного кодекса.

В средние века евреи внесли заметный вклад и в развитие философии. Первым выдающимся еврейским философом был Саади я Гаон. Его самый значительный труд – «Книга верований и воззрений» («Сефер ха-эмунот ве-ха-де'от»), где впервые дано философское обоснование вероучительных положений иудаизма. Бахья ибн Пакуда (XI в.) стал первым еврейским автором, написавшим трактат о системе этики – «Обязанности сердца». Религиозная философия иудаизма многим обязана «Источнику жизни» неоплатоника Соломона ибн Гебироля (1021–1058), известного как Авицеброн из Валенсии. Иуда Галеви из Толедо (ок. 1080 – ок. 1140) подверг критике учение Аристотеля о вечности материи.

В VII–XII вв. евреи, жившие на землях Арабского халифата, не только усилились экономически, но и приобщились к культуре, процветавшей в этих странах. Главные очаги арабской культуры находились в Северной Африке и в Испании. В этих местах впервые были сделаны попытки объяснить по-новому существование мира. Эти попытки шли в двух направлениях: рационалистическом и мистическом.

Одним из самых видных среди еврейских богословов рационалистического направления был Моисей Маймонид (1136–1204), известный под аббревиатурой Рамбам. В своих трудах он пытался соединить религию с современной ему наукой и философией. Он придерживался философии Аристотеля и принимал многое из мусульманских рационалистов – мутазилитов, пытался рационально или аллегорически истолковать чудеса, описанные в Библии. В своей книге «Повторение Закона» (Мишне Тора) Маймонид выдвинул 13 основных положений иудейской религии, стремясь освободить ее от мелочных предписаний и толкований. Он же сформулировал ряд «научных доказательств существования Бога». Можно сказать, что кодекс Маймонида представлял систему иудаизма в его целостности, причем Маймонид, в отличие от других кодификаторов, не следовал порядку, принятому в Талмуде, а по-своему группировал материал и вводил новые разделы. Он не ссылался на авторитеты, за что постоянно подвергался критике. Правоверные раввины косо смотрели на его учение, и после смерти на его могиле было написано: «Моисей, сын Маймуна, проклятый еретик».

Другие значительные еврейские философы того периода – Моисей ибн Эзра (1055–1139), Леви бен Гершон (1288–1344) и Хасдай бен Авраам Крескас (1340–1410) – пытались очистить иудаизм от аристотелизма. А примерно в начале XVII в. среди еврейских мыслителей появились философы-скептики, самые известные из которых – Уриэль Акоста из Амстердама, Леон из Модены и Йосеф Дельмедиго.

Еще одна группа иудейских богословов и философов видела иной выход из создавшегося противоречия – уход в чистую мистику. Это течение усилилось после реакции традиционалистов на рационализм философов, в частности Маймонида, и называлось каббалистическим. Наиболее мощным оно было в Испании, где развилось под сильным влиянием исламского мистицизма, восходящего к учению неоплатоников.

Каббала – «получение, принятие, предание». Первая значительная книга Каббалы – «Книга Творения» («Сефер Йецира», IX в.). Позже каббалистическое течение продолжало развиваться в еврейских общинах Франции и Германии, а в XV в. пережило бурный расцвет в Палестине благодаря школам Моше из Кордовы (1522–1570) и Исаака Лурии (1534–1572). Самым почитаемым каббалистическим произведением стала книга «Зохар» («Сияние»), приписываемая рабби Шимону бар Иохаю, но, как утверждают историки, составленная испанским евреем Моисеем де Леоном.

Сущность сочинений каббалистов заключалась в представлении о Боге как о бесконечном и неопределимом существе, лишенном всяческих атрибутов. Приблизиться к познанию Бога человек может только через таинственное значение имен, букв, составляющих имена, и чисел, которые соответствуют этим буквам. Имя Бога являлось тайной, покрывающей всё и на всё воздействующей, его буквы обладали мистической силой.

В каббалистическом учении утверждалось, что в мире нет зла. Зло – это только внешняя оболочка добра, то есть Бога. Каббала развивалась как метафизическая система, сосредоточенная научении о божественных перевоплощениях и откровениях, учении о «сефирот» (стадиях и иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). Каббалисты верили в переселение душ. Душа умершего грешника возрождается в каком-нибудь другом теле человека или животного, и так продолжается до тех пор, пока он не очистится от грехов, после чего возносится в царство чистых духов. Поэтому в каждом слове или действии человек должен был обращаться к мысли о новом соединении с духовным миром.

Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая Каббала, делавшая акцент на важности человеческой природы. Она выстроила определенную систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля.

Увлечение Каббалой подготовило почву для появления лжемессий, таких как Авраам Абулафия (1240 – ок. 1291), Давид Реубени (1490–1535), Соломон Молхо (1500–1532), Саббатай Цви (1626–1676), у которого насчитывались тысячи последователей, и Якоб Франк (1726–1791). Каббала оказала влияние на нравоучительную литературу («мусар»). Среди мистических произведений можно назвать трактат Самуила Хасида (1115–1180) и его сына Иуды Хасида (1150–1217) «Книга благочестивых» («Сефер Хасидим»), где высокие моральные принципы переплетаются с суевериями, верой в злых духов и демонов.

XVIII–XIX века

Мистические тенденции нашли новое выражение в следующем витке развития иудейской религии – хасидизме XVIII–XIX вв., возникшем на территории Речи Посполитой (Польша) и Германии. Термин «хасидизм» (от ивр. хасидут, «праведность», буквально – «учение благочестия») существовал у евреев еще в средние века. Хасидизм стал ответом на духовные чаяния масс, не имевших ни возможности приблизиться к Богу через изучение Талмуда, ни представления, как это сделать. Это движение являлось протестом против раввинизма и утверждений, что изучение Талмуда – единственный путь для достижения праведной жизни. Начало движению положили Израиль бен Элиэзер (Баал Шем Тов, ок. 1700–1760) и Дов Бэр из Межерича (1710–1772). Они проповедовали, что раввинистская ученость и соблюдение многочисленных ритуальных правил не нужны. Говорили, что надо стремиться к непосредственному общению с Богом, которое достигается в молитвенном экстазе. Однако, согласно учению хасидов, общения с Богом может достичь не любой человек, а в основном только особые праведники – цадики. Для достижения состояния экстаза хасиды практиковали пляски, пение и другие приемы, схожие с шаманскими обрядами. Такие необычные практики противоречили Талмуду, и это привело хасидов к конфликту с рабби Илией (Элияху, 1720–1797), виленским гаоном, выступившим с их осуждением.

Рационалистическое движение среди иудеев в Новое время приняло форму «просвещения» (Хаскалы), особенно в Германии. По существу, его представители старались ослабить религиозные традиции и иудейское законодательство.

Моисей Мендельсон (1729–1786) был одной из ключевых фигур великого обновления, позволившего полнее осмыслить ценности иудаизма. Важным вкладом Мендельсона в приспособление еврейской жизни к условиям существования за пределами гетто стала публикация немецкого перевода Пятикнижия.

Он открыл первую свободную еврейскую школу в Берлине, где наряду с Торой и Талмудом преподавались светские дисциплины. Школа послужила образцом для еврейских приходских школ, впоследствии открывавшихся повсеместно, и пробудила интерес к изучению иврита.

Отсюда и началось движение Хаскалы в Центральной Европе. Среди последователей Мендельсона были Нафтали Херц Вессели (1725–1805) в Гамбурге, Нахман Крохмаль (1785–1840) в Восточной Европе и Самуэль Давид Луццатто (1800–1865) в Италии. Заметный вклад в изучение иудаизма с помощью европейских научных методов внес Леопольд Цунц (1794–1866), который считается основателем научного исследования иудаизма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Иудаизм"

Книги похожие на "Иудаизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора У. Курганова

У. Курганова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "У. Курганова - Иудаизм"

Отзывы читателей о книге "Иудаизм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.