Авторские права

Елена Никулина - Агиология

Здесь можно купить и скачать "Елена Никулина - Агиология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Никулина - Агиология
Рейтинг:
Название:
Агиология
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7429-0345-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Агиология"

Описание и краткое содержание "Агиология" читать бесплатно онлайн.



Курс лекций подготовлен на Факультете дополнительного образования ПСТГУ, где агиология преподается с 2005 года в рамках программы профессиональной переподготовки «Теология» и в качестве отдельного краткосрочного курса повышения квалификации.

Агиология – относительно новая теологическая дисциплина, возникшая на пересечении нескольких богословских наук. Основной предмет ее изучения – духовное совершенство, святость. Лекции представляют собой один из возможных вариантов ознакомительного учебного курса по данной дисциплине. В курсе осмысляются различные пути к святости и выявляются характерные особенности подвига святых каждого чина; дается обзор истории святости в разных странах христианского мира, показывается духовная преемственность и взаимовлияние подвигов святых; раскрываются принципы написания житий, разъясняются подходы к канонизации святых в Православии и католичестве. Выводы курса базируются на Священном Писании, материалах житий святых, литургических текстах, святоотеческих рассуждениях о святости.

Лекции предназначены для слушателей Факультета дополнительного образования ПСТГУ, а также для всех интересующихся агиологией. Материалы лекций могут послужить дополнительным источником сведений при изучении истории Церкви и истории Русской Православной Церкви, использоваться в проповедях и миссионерской работе.






На тех местах, где были воздвигнуты эти кресты, Господь совершал многие чудеса. Посреди рыночной площади в Аргостолионе (город на острове Кефалиния), где святой поставил такой крест, чудесным образом забил источник воды. Около Фанари, в местности, называемой Лакуриси, один местный турецкий начальник, взял крест, который, по своему обыкновению, оставил святой Косма, и принес к себе домой, чтобы сделать подпорки для деревянной кровати. Но внезапно он упал и долго катался по земле с пеной у рта. Потом он пришел в себя и понял, что его постиг гнев Божий за дерзость. Турок отнес крест и установил на том месте, где он был прежде, и каждый день приходил и прикладывался к нему с благоговением.

Своею проповедью святой Косма добился упразднения базаров по воскресным дням и перенесения торговли на субботу, к великому недовольству иудеев. Он учил христиан по воскресным дням ходить в церковь на Божественную Литургию и внимать слову Божию. А тех, кто ему не повиновался в этом, Господь наказывал. Так, в месте под названием Халкиадес, у одного торговца из-за того, что он дерзнул торговать в воскресенье, тотчас же отсохла правая рука. Он испросил у святого прощения за свое прегрешение и вскоре исцелился.

Святой Косма не раз говорил, что призван на проповедь Евангелия Самим Иисусом Христом и за Него ему предстоит пролить свою кровь. Его пророчество сбылось.

Многие называли Коему человеком Божиим. К его учению прислушивались албанцы и некоторые доброжелательные турки. К святому Косме благоволил и сам Курт-паша, высший правитель Албании, имеющий резиденцию в Берате. Он не раз слушал речь Космы, сидя прямо перед ним. По приказанию Курт-паши была сделана и обшита бархатом кафедра, на которой проповедовал святой. Но, получив от иудеев из Янины значительную сумму денег (ок. 1,5 млн. долларов на совр. деньги), Курт-паша приказал убить святого.

Косма учил христиан подчиняться властям, которых им послал Бог, и сам имел обычай перед началом проповеди в новом месте испрашивать разрешение у местного архиерея и турецких властей, и таким образом проповедовал открыто.

Перед проповедью в одном албанском селении турецкие власти задержали Коему якобы для того, чтобы отвезти его за разрешением к Курт-паше. Утром Косме объявили приказ Курт-паши о его убиении. Святой с радостью принял этот приговор и, преклонив колена, стал благодарить и славить Бога. Палачи посадили Коему возле дерева и хотели связать ему руки. Но святой не позволил им сделать этого, говоря, что не будет сопротивляться, и сложил руки крестообразно. Затем турки накинули ему на шею веревку и задушили. Было ему шестьдесят пять лет. Так святой Косма сподобился получить от Господа двойной венец: и как равноапостольный, и как преподобномученик.

Святой Косма был похоронен в церкви Введения в селении Коликонтаси, при архиерейском правлении Иоасафа Велеградского, который сам лично присутствовал при погребении святого. Впоследствии над телом Космы был построен храм, освященный в его честь. Он был воздвигнут с помощью визиря Али-паши Тепеленского, которому прп. Косма предсказал победу над Курт-пашой и возвышение. Али-паша очень почитал преподобного Коему, и после исполнения пророчества он приказал построить монастырь и совершить перенесение мощей святого[245].

Тема 3

Мученики

Второй лик святых, который мы будем изучать, – это мученики. И по времени, и по своему «вкладу» в дело евангельской проповеди, они являются продолжателями свв. апостолов.

Мученичество – это одно из главных и неопровержимых доказательств истинности веры Христовой. Огромнейшее число христиан разного общественного положения, возраста, пола, национальностей жертвовало всем: имуществом, положением, семьей, самой жизнью, чтобы подтвердить незыблемость веры как всецелого сознания близости и соприсутствия Живого Бога, всецелой уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал». Поэтому подвиг мученичества является центральным духовным явлением в христианстве и наиболее полным и всеобъемлющим выражением истинности евангельского благовестия.

Материалов по этой теме достаточно много. Публикуются подборки святоотеческих цитат о мученичестве, пишутся статьи и доклады, в которых делаются попытки дать богословское осмысление этого подвига. Наша задача – постараться систематизировать некоторые из таких материалов. Тема «Мученики» состоит из разделов:

1. Содержание подвига мученичества.

2. Обзор истории мученичества.

3. Почитание мучеников.

• Почитание мучеников в первые века христианства. Мученические акты и мартирологи.

• Канонизация новомучеников и исповедников Российских.

4. Приложения к теме: подробные сведения о мучениках, упоминаемых в лекционном курсе.

3.1. Содержание подвига мученичества

Мученики, как уже говорилось, являются древнейшим разрядом святых. В греческом языке их подвиг обозначается словом «мартир)иа» – «свидетельство» о каком-либо факте или событии в области права, истории или религии («Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» — Втор.5.20; см. также: Пс.88.35–38; Ис.8.16 и др.).

Русский перевод этого слова как «мученичество» имеет особый смысловой оттенок – свидетельство об истине страданиями за веру. Это понятие можно встретить, например, при описании ветхозаветного мученичества во время гонений Антиоха Епифана (2 Мак.6–7).

В Новом Завете оно преимущественно означает мученическое свидетельство о Христе, о непреходящей радости быть с Ним, пребывать верным Ему даже до смерти, чтобы получить венец жизни (ср.: Откр. 2.10).

Полнота свидетельства об истине – в Личности и подвиге Господа Иисуса Христа, Который Сам сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин.18.37). «Меня прославляет Отец Мой, – говорил Спаситель иудеям, – … и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец». (Ин.8.54–55) В Откровении Иоанна Богослова Христос назван «Свидетелем верным и истинным» (3.14).

По Своем Вознесении Господь оставил во свидетельство о Себе святых апостолов: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1.8). Вся жизнь апостолов действительно была свидетельством о Христе, подвигом веры и исповедничества. Они не раз и сами называли себя свидетелями: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян.2.32), ср. Деян.3.15; 1 Пет.5.1; идр. «Видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» — писал апостол Иоанн Богослов о происходившем на Голгофе (Ин.19.35). На место Иуды Матфий мог быть избран именно потому, что он был свидетелем жизни и Воскресения Христова (Деян.1.21–22). Свидетелем Своим называет Господь апостола Павла: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян.26.16).

Апостол Павел в книге Деяний называет свидетелем первомученика Стефана (Деян.22.20). С его подвига открывается новый период исповедания истинной веры, когда свидетельство о ней становится подлинным мученичеством. Окончательная трансформация смысла слов «свидетель» и «свидетельство» в «мученик» и «мученичество» происходит в Откровении св. Иоанна Богослова. Эту книгу вообще называют «книгой мучеников». В ней воздается слава мученикам, победившим диавола «кровью Агнца и словом свидетельства своего», не возлюбившим «души своей даже до смерти» (Откр.12.11)[246].

Важно понять, что мученичество «отнюдь не было изобретением человеческим, или последствием одного человеческого произволения: оно было даром Божиим человечеству, и потому было сверхъестественно, как и святый апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Флп.1.29)» (свт. Игнатий Брянчанинов)[247].

Свой сверхъестественный подвиг мученики не могли совершить без благодати Божией. «Первоначально предоставлялось им явить свое произволение; но по приятии ими первых мук, нисходила к ним помощь Свыше, соделывала для них муки и смерть за Христа вожделенными». Страдания за Христа становились для них началом вечных райских радостей[248].

Засвидетельствовав своей добровольной смертью за веру силу данной им благодати, превратившей страдания в радость, мученики тем самым свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т. е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве[249]. Принятием страданий и смерти мученик утверждает, что царство смерти кончилось, и восторжествовала жизнь. Подвиг мученичества является доказательством самого главного положения христианства – победы Христа над смертью, Его воскресения из мертвых. Это свидетельство уверенности в превосходстве подлинной жизни во Христе и со Христом над жизнью этого мира, уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал»[250]. В этом смысле «мученичество есть продолжение апостольского служения в мире» (В.В. Болотов). Вместе с тем мученичество – это последование Христу в Его искупительных страданиях[251].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Агиология"

Книги похожие на "Агиология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Никулина

Елена Никулина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Никулина - Агиология"

Отзывы читателей о книге "Агиология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.