» » » » А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)


Авторские права

А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)

Здесь можно скачать бесплатно "А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Советская Кубань, год 1993. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)
Рейтинг:
Название:
По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)
Издательство:
Советская Кубань
Жанр:
Год:
1993
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)"

Описание и краткое содержание "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются вопросы истории Кубани с древнейших времен до начала XX века. Особое внимание уделено древнему прошлому края, военным действиям на Кубани в период так называемой Кавказской войны, вхождение Кубани в состав России, развитию товарно–капиталистических отношений и важнейших отраслей местной экономики. Освещается революционное движение в Кубанской области и Черноморской губернии, культура коренного населения — адыгов и казаков.






28 февраля 1917 г. в Екатеринодаре, а 4 марта и в Новороссийске узнали о победе революции в Петрограде. Начались митинги, демонстрации и собрания. Уже на третий день после падения царизма начались выборы в Екатеринодарский Совет рабочих депутатов. 2 марта состоялось первое заседание этого органа, который вскоре стал именоваться Советом рабочих, солдатских и казачьих депутатов. Вслед затем появились Советы в Новороссийске, Армавире, Майкопе, Гулькевичах, Туапсе, станицах Апшеронской, Усть–Лабинской, Геленджике и в ряде других мест. Геленджикский Совет возглавили большевики, в прочих же преобладали меньшевики и эсеры. Среди казачьего населения Советы не пользовались особым влиянием.

Параллельно с этим создавались буржуазные органы власти. В Новороссийске функции губернского управления перешли к Комитету общественной безопасности, в состав которого вошли представители городской думы, земства и ряда организаций. Члены Комитета выступали за полную поддержку Временного правительства. В Екатеринодарском, Майкопском и Баталпашинском отделах появились буржуазные гражданские комитеты, а 11 марта кадеты, эсеры и меньшевики образовали Временный Кубанский исполнительный комитет, который вскоре принял решение о создании местных комитетов в отделах и населенных пунктах. Наконец, Временное правительство назначило депутатов IV Государственной думы кадетов К. Л. Бардижа и Н. Н. Николаева своими комиссарами, соответственно, в Кубанскую область и Черноморскую губернию. Они опирались на гражданские комитеты. Оба комиссара опубликовали обращение, .заверявшее, что они сделают все для сохранения существующего порядка вплоть до созыва Учредительного собрания и не допустят нарушений законности.

Как в Советах, так и в гражданских комитетах большинство получили меньшевики и эсеры. Стремление данных партий к мирному осуществлению революционных преобразований на основе парламентского согласия с буржуазией обеспечило им широкую поддержку на выборах. Но наряду с гражданскими комитетами и Советами в Кубанской области сохранился старый казачий административный аппарат — станичные и хуторские правления во главе со своими атаманами, которые стремились возглавить и гражданские комитеты. В Екатеринодаре возникла Кубанская войсковая рада, поддержавшая Временное правительство и его органы власти на местах. Такое своеобразие сильно отличало Кубань от других губерний России в условиях установившегося двоевластия.

IV. КУЛЬТУРА КУБАНИ

А. А. Киселев

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНЫХ АДЫГОВ В XIX — НАЧАЛЕ XX В.

Адыги (само название — адыге), являясь автохтонным населением, издавна проживают на территории Западного Кавказа. К концу XVIII в. они заселяли обширную территорию, начиная от северо–западной оконечности гор Большого Кавказского хребта, примерно около 275 километров, после чего их земли переходили на Северный склон Кавказского хребта в бассейн р. Кубани, простираясь на юго–восток еще на 350 километров.

Адыги, или, как их называли в русских и европейских источниках, черкесы, делились на многочисленные племена или этнические группы. К середине XIX в. Кубань населяли бесленеевцы, темиргоевцы, бжедуги, хатукаевцы, махошевцы, мамхеговцы, егерукаевцы, абадзехи, шапсуги, натухаевцы.

Имеющиеся данные о численности адыгов в начале XIX в. неполны и противоречивы: от 265 тыс. до 575 тыс. человек, включая кабардинцев.

На протяжении первой половины XIX в. общая численность адыгов и территория их расселения оставались неизменными. После окончания Кавказской войны в период с 1858 по 1864 г. произошло массовое переселение адыгов в Турцию.

К началу XX в. адыги проживали на территории Екатеринодарского, Майкопского, Баталпашинского отделов Кубанской области и на территории Черноморской губернии.

Основным их занятием в начале XIX в. были земледелие и скотоводство. К традиционным зерновым культурам относились просо и ячмень, причем просо до середины XIX в. оставалось основной культурой. В предгорьях господствовала переложная система земледелия, а в горах — подсечная. Земельные участки, расположенные на склонах гор, очищали от камней и подводили воду из горных ручьев при помощи ирригационных систем.

Землю обрабатывали деревянным плугом и сохой. Плуг изготовляли из твердых пород дерева, чаще из чинары или дуба. Лемех делали из железа. Адыгейский плуг обычно обслуживали три человека, запрягали в него четыре пары волов. Плугарем всегда назначали старшего по возрасту, остальные двое были погонщиками волов. В конце прошлого века наряду с традиционным деревянным плугом стали применять привозные заводские плуги. Боронили деревянными боронами или волокушами.

При обработке земли пользовались мотыгой и заступом, особенно в горной местности. Для уборки хлеба применяли серп и косу. Молотили на току, вытаптывая колосья с помощью животных.

Начало весенних полевых работ и завершение пахоты адыги считали большим праздником. В этом событии участвовали все жители аула, оно выливалось в ритуальное представление — «возвращение с пахоты» (Вак Уэихьиэж). Этот ритуал состоял. как бы из двух частей: выезда и возвращения с пахоты.

Выездом руководил старший пахарь. По его указанию выбирали место для стана, строили шалаши, причем около шалаша старшего пахаря ставили знамя пахарей общины (ВакIуэ бэракъ) — длинный шест, с квадратным куском материи желтого цвета: чем длиннее шест, тем обильнее будет урожай; желтый цвет символизировал созревание урожая. Знамя являлось важнейшей принадлежностью стана, пахарей, им подавали сигнал о начале работы, о перерывах на завтрак, обед и т. д. Знамя было символом урожая и изобилия, оно строго охранялось, так как его могли украсть другие пахари из соседнего стана, что считалось не только большим позором, но и несчастьем.

После успешной уборки урожая пахари возвращались в свой аул. Тут начиналась вторая часть праздника.

К этому дню готовились все: женщины приготовляли различные традиционные кушанья, напитки, сельские плотники вырезали фигуры животных и птиц (коров, буйволов, кур, ворон и пр.) для къбак (мишень для стрельбы в цель), а девушки шили маску и одежду ажегафа — танцующего козла–клоуна, центральной фигуры всего праздника. Он выбирался из молодых пахарей, обладавших остроумием и находчивостью. Ряженый действительно походил на козла: «У него черная войлочная маска, длинный хвост. Глаза были обведены красной каймой, длинная борода из шерсти, а голову венчали козлиные рога, он носил вывернутую овчинную шубу, и на поясе у него висел деревянный фаллос».

Когда все было подготовлено, пахари покидали полевой стан и отправлялись строем в село. Впереди двигалась арба со знаменем и кабаном–мишенью, увешанным фигурками животных и птиц. Сзади арбы следовал ажегаф и его охрана, вооруженная деревянными доспехами, за ними шли все остальные пахари.

Всю дорогу ажегаф развлекал и смешил пахарей. Как только эта процессия входила в аул, встречавшие обливали водой ее участников, чтобы лето было без засухи и урожайное, дети же бросали тухлые яйца. В центре аула пахари останавливались, и начинался праздник. Он сопровождался скачками, стрельбой в цель, танцами, песнями и т. д.

Главным действующим лицом торжества был ажегаф, кото-рый развлекал зрителей своими шутками, фокусами, различными театральными представлениями.

После сбора и обмолота зерна хлеб засыпали для хранения в большие крытые сапеты (коны), сплетенные из прутьев и и обмазанные глиной. Для хранения кукурузы пользовались необмазанными сапетами. Чтобы грызуны не уничтожали урожай, сапеты, как правило, устанавливали на небольшие деревянные сваи или камни.

В рассматриваемый период у адыгов господствовало натуральное хозяйство. В домашних условиях обрабатывали кожи, шерсть, из которых изготовляли одежду, обувь, войлок, бурки, папахи и многое другое. Занимались шорным производством: делали уздечки, седла, ремни, искусно украшая их серебряными пряжками и деталями. Шорным делом занимались исключительно мужчины.

Сукно из шерсти изготовляли только женщины. Процесс был очень трудоемок, и, как правило, черкешенки выполняли эту работу с помощью родственниц и приглашенных на время мастериц. Сукно делали из шерсти осеннего настрига. Прежде всего шерсть тщательно мыли, а затем обрабатывали на гребне, вычесывая из нее весь мусор. Потом взбивали ее незатейливым приспособлением, напоминавшцм собой небольшой лук, и пряли при помощи веретена. Пряжу сортировали и начинали ткать полотно на ткацком станке. Полученную ткань уваливали в течение 10–12 часов, поливая ее горячей водой, затем стирали в мыльной воде и красили в коричневый или серый цвет.

Из дерева изготовляли предметы домашней утвари: чашки, кубки, тарелки, глубокие ложки и др. Предметы, сделанные из дерева, мастер обычно кипятил в воде, в которую добавлял золу, затем смазывал жиром и высушивал в тени. Эта технология гарантировала предмету необходимую прочность. Адыгские мастера делали также мебель: шкафы, сундуки, столы, небольшие скамеечки, детские люльки, искусно украшенные резьбой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)"

Книги похожие на "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Ждановский

А. Ждановский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Ждановский - По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)"

Отзывы читателей о книге "По страницам истории Кубани (краеведческие очерки)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.