» » » » Александр Большаков - За столпами Геракла


Авторские права

Александр Большаков - За столпами Геракла

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Большаков - За столпами Геракла" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Наука, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Большаков - За столпами Геракла
Рейтинг:
Название:
За столпами Геракла
Издательство:
Наука
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "За столпами Геракла"

Описание и краткое содержание "За столпами Геракла" читать бесплатно онлайн.



Это первая в советской историографии книга, рассказывающая о Канарских островах, их истории, природе и культуре. Особое внимание уделяется наиболее важному в истории Канар и широко дискутируемому вопросу о происхождении и судьбе аборигенов архипелага, коренного населения, почти полностью исчезнувшего в результате европейской колониальной экспансии.






Свидетельства хронистов и данные археологии позволяют более или менее хорошо представить внутреннее убранство жилищ аборигенов. Стены пещер, принадлежавших вождю или «знати», обшивались деревом или обмазывались глиной, а затем расписывались красками. Для хранения утвари в стенах делались пиши, но часто для этой цели использовались естественные углубления, находившиеся обычно у входа в пещеру. Столом и стульями служили плоские камни, причем стул вождя покрывался шкурой. Ложе для сна располагалось у стены и также складывалось из камней. На ложе клали сухую траву, ветки, а поверх растительной подстилки — шкуры. При отсутствии шкур на ложе стелили циновки из соломы. Укрывались канарцы шкурами. Вожди и «высокая знать», по-видимому, отделяли место для сна пологом из тростниковой циновки, а ложе застилали покрывалом из хорошо выделанных кож. О наличии деревянной мебели у аборигенов не имеется никаких сведений.

Ткацкий станок коренным жителям архипелага не был известен. Однако для плетения жители Гран-Канарии применяли ткацкую раму (предтечу ткацкого станка, его примитивную модификацию). Из тростника, соломы и волокон островитяне плели циновки и одежду.

Мужчины на Канарских островах в большинстве случаев носили сплетенные из волокон набедренные повязки, женщины — юбки, сплетенные из соломы или сшитые из окрашенных в разные цвета пальмовых листьев. Эти юбки держали на бедрах полоски кожи или веревки, сплетенные из растительных волокон.

На Тенерифе и Гран-Канарии многие ходили в одежде, сшитой из шкур животных. Жители этих островов достигли большого искусства в выделке кож, их сшивании и нанесении на них орнамента. Для придания коже прочности и эластичности ее, по мнению Ф. Цойнера, по-видимому, обрабатывали мозгами, яйцами, животным жиром, костным веществом, причем жиры затем удалялись. Дубящие вещества растительного происхождения не применялись.

О высокой технике шитья говорит найденный фрагмент одежды, где на каждый сантиметр шва приходится по 16 стежков. Шили аборигены с помощью костяных или деревянных игл. Интересно отметить, что некоторые из костяных игл имели не ушко, а углубление, в которое, по мнению ученых, вклеивалась нить. Нитями для сшивания кож обычно служили сухожилия.

На Тенерифе носили тамарко — рубашку из хорошо выделанной кожи ягнят или овец. Она шилась без воротника, рукавов, складок и застежек. Подпоясывалась рубашка кожаным ремешком. У мужчин рубашка доходила до колен, у женщин — до пят. «3натные» островитяне носили тамарко с рукавами. Обувь «знати» напоминала лапти, однако плелась она не из лыка, а из кожаных полосок. Использование аборигенами в качестве материала для одежды выделанных шкур и кожи заставляет думать о тесной связи канарской культуры с культурой древних ливийцев.

Часть аборигенов ходили нагими. Природные условия этому благоприятствовали, особенно в летнее время. В более прохладное время жители Тенерифе для защиты от холода натирали тело мазью, приготовленной из козьего жира и сока различных трав. Особо ценилась мазь зеленого, красного и желтого цветов, которая одновременно служила украшением, и островитяне раскрашивали ею свое тело.

Подобно берберам и древним иберийцам, аборигены архипелага украшали головы перьями. Головной убор вождя на острове Лансароте представлял собой шапочку из козьего меха, украшенную ракушками.

В качестве украшений канарцы носили ожерелья из ракушек, костей, позвонков рыб, кабаньих клыков, камешков. Деревянные украшения делали довольно редко.

Из обожженной глины изготовлялись колечки, трубочки, полые цилиндрики, просверленные шарики и другие фигурки, из которых делались ожерелья. Встречались также цилиндрические бусы из обожженной глины, на поверхности которых были нанесены борозды, как бы делящие цилиндр на несколько колец (от двух до четырех). В эпоху бронзы такие бусы получили широкое распространение от Египта до Британских островов. Интересно, что Тенерифе — единственный остров архипелага, где пока найдено подобное украшение, идентичное изготовлявшемуся в додинастическом Египте. Тело свое островитяне украшали орнаментом. Для нанесения орнамента и для других целей канарцы применяли краски как минерального, так и растительного происхождения. В частности, для приготовления красок использовались лишайник орсель и смола драконова дерева.

Пища у канарцев была преимущественно растительная. Основным блюдом было гофио, приготовлявшееся из зерен и корней. На Тенерифе зерна предварительно прожаривали, а затем мололи на ручных мельницах. Жители Пальмы и Гомеры приготовляли гофио несколько иначе: корень папоротника-орляка растирали в порошок и добавляли к нему немного ячменной муки; затем эту смесь поджаривали. Гофио ели, разводя его в воде, молоке или топленом овечьем жире. Иногда добавляли мед.

В рационе канарцев было и мясо, которое перед употреблением в пищу немного обжаривали. Мясо также коптили и сушили. Из козьего и овечьего молока готовили масло и сыр. Лас Касас сообщает, что жители острова Гомера употребляли в пищу молоко, травы, корни тростника, а также змей, мышей и ящериц.

Как уже отмечалось, островитяне ели плоды дикорастущих деревьев (финиковой пальмы, земляничного дерева), ягоды (ежевику и др.). На Тенерифе росли ягоды со сладким соком, называвшиеся аборигенами мокан. Из созревших мокан приготовляли патоку. Сначала ягоды три-четыре дня вялили на солнце, а затем разминали и варили в небольшом количестве воды, пока не получался сироп. Патока была очень сладкой и обладала целебными свойствами. Ею лечили многие болезни.

В случае, если у кормящей матери недоставало молока, детей поили козьим. Для этого поступали следующим образом: молоком пропитывали растрепанный конец корня папоротника, а затем, смазав его маслом, давали сосать детям. Детей кормили также разжеванной пищей прямо изо рта матери, что приводило, по свидетельствам хронистов, к вытягиванию у женщин нижней губы [Berthelot, 1978, с. 71, 80].

Среди оружия канарцев следует прежде всего отметить закругленные камни, которые метали чаще всего без пращи. Из дерева аборигены делали копья, пики и дротики. На дротики надевали роговые наконечники. Концы копий и пик для прочности обжигали. Пика (банот) использовалась в ближнем бою. Она имела утолщение, которое ограничивало проникновение ее в глубь тела противника. Вонзив пику во врага, ее изгибали или поворачивали, чтобы конец до утолщения обломился. На Гран-Канарии воины пользовались в бою также палицами. Оборонительным оружием островитянам служили щиты, изготовлявшиеся из драконова дерева или из кожи. На Тенерифе воины предохраняли от ударов руку, намотав на нее рубашку тамарко.

Характер источников заставил поневоле дать суммирующую, обобщенную характеристику описанных аспектов материальной культуры, без учета локальных особенностей. Между тем они, конечно, существовали, причем каждый локальный вариант характеризовался и различными стадиальными особенностями.

Краткий обзор материальной культуры канарцев показывает, что культурный уровень населения различных островов к моменту прихода европейцев заметно варьировался. Наиболее развитую культуру имели жители островов, ныне входящих в состав провинции Лас-Пальмас. Вероятно, это было в первую очередь обусловлено близостью восточных островов к африканскому материку, что облегчало внешние контакты. Особенно продвинулось вперед в своем культурном развитии население Гран-Канарии, что можно объяснить достаточно благоприятными природными условиями (высоким плодородием почв, богатыми растительными и минеральными ресурсами), а также сложившейся демографической ситуацией. Что же касается зафиксированного хронистами некоторого отставания от жителей Гран-Канарии аборигенов островов Лансароте и Фуэртевентура, то оно было, в частности, обусловлено опустошающими пиратскими набегами во второй половине XIV — начале XV века.

Наиболее низкий уровень материальной культуры был выявлен на самых западных островах архипелага — Пальма и Гомера. В хозяйстве аборигенов этих островов весьма значительную роль играло собирательство. земледелие же было развито крайне слабо.

Несмотря на имевшиеся некоторые, а в отдельных случаях и весьма значительные различия в материальной культуре аборигенов отдельных островов, она в целом представляла определенный комплекс. По своей хозяйственной специализации островитяне были скотоводами и мотыжными земледельцами. Следует также отметить, что все канарцы находились на стадии производящего неолита.

Отсутствие у канарцев выплавки металлов, ткацкого станка, гончарного круга и ряда других элементов культуры, знакомых в Средиземноморье, является, очевидно, следствием длительного проживания островитян в условиях изоляции. Правда, на архипелаг время от времени прибывали различные иноэтничные группы мигрантов, в том числе и знавшие металлургию на своей африканской прародине. Однако после переселения на острова, где не было металлических руд, они быстро утрачивали свои навыки в изготовлении металлов. Могли попадать на острова и представители народов, знавших гончарный круг и ткацкий станок. Но длительное их проживание среди аборигенов, у которых навыки гончарства и ткачества отсутствовали, приводило к постепенной утрате пришельцами этих знаний.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "За столпами Геракла"

Книги похожие на "За столпами Геракла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Большаков

Александр Большаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Большаков - За столпами Геракла"

Отзывы читателей о книге "За столпами Геракла", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.