Александр Большаков - За столпами Геракла

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "За столпами Геракла"
Описание и краткое содержание "За столпами Геракла" читать бесплатно онлайн.
Это первая в советской историографии книга, рассказывающая о Канарских островах, их истории, природе и культуре. Особое внимание уделяется наиболее важному в истории Канар и широко дискутируемому вопросу о происхождении и судьбе аборигенов архипелага, коренного населения, почти полностью исчезнувшего в результате европейской колониальной экспансии.
Однако предположение о монотеизме островитян опровергается характеристикой местных религиозных верований, которую дал португальский мореплаватель Кадамосто, посетивший архипелаг в 1455 году. Он называет островитян идолопоклонниками и сообщает, что они поклонялись солнцу, луне и звездам [Бизли, с. 198; Diego Gomes, с. 97]. Правда, X. Нуньес де ла Пенья, как бы споря с Кадамосто, писал в своей хронике, что у канарцев не было идолов и что они не поклонялись ни солнцу, ни луне, ни звездам, пи камням. Однако, судя по всему, свидетельство это имело целью защитить земляков от суда инквизиции и ему в полной мере доверять нельзя, к тому же X. Нуньес де ла Пенья жил двумя столетиями позднее путешествия Кадамосто. Археологические находки подтверждают свидетельство португальца.
Испанский археолог С. Хименес Санчес в одной из своих работ приводит длинный перечень мегалитических культовых памятников, встречающихся на архипелаге [Jimenez Sánchez, 1966]. Приведем эти находки, несколько дополнив перечень С. Хименес Санчеса другими имевшимися в нашем распоряжении материалами и группируя эти культовые памятники по их характеру.
Первую группу могут составить искусственные сооружения, естественные монолиты и другие архитектурнообразные объекты. Это святилища (almogarenes), устроенные в пещерах и на открытом воздухе, монолиты и созданные самой природой менгиры, небольшие башни в форме усеченного конуса. Последние, вероятно, были связаны с астральным культом и имели обычно ориентацию по странам света. На Иерро сооружения, подобные этим, но поставленные на более широкие и невысокие цилиндрические основания, служили, очевидно, алтарями для жертвоприношений. Кости, обнаруженные внутри и вблизи этих алтарей, свидетельствуют о том, что в жертву здесь приносили коз. К этой же группе культовых сооружений следует отнести стелы. Эти памятники, как и ритуальные башни, располагались среди круга из камней средней величины.
Другую группу составляют знаки на различных предметах материальной культуры и природных объектах. Это астральные знаки на стенах скалистых укрытий и на керамических изделиях и другие элементы, которыми украшали керамику: треугольный декоративный орнамент, очевидно символизирующий языки пламени, и так называемые глаза бога — символы в виде изображения двух глаз, часто сопутствующие мегалитическим сооружениям.
Сюда же, без сомнения, отнесем и вырезанные в туфе чашечные углубления, желобки, дисковидные выемки, а также изображения молодого месяца, связанные между собой желобками. Эти выемки и желобки предназначались для приношений и возлияний. Возможно, впрочем, что чашечные углубления предназначались не только для жертвенных целей. Высказывались, например, предположения, что композиции подобных углублений, обнаруженные на Кавказе и в Галисии, использовались в качестве «карт» звездного неба.
Скульптура различных типов, как монументальная, так и миниатюрная, составляет третью группу культовых памятников, выявленных на архипелаге. Монументальная скульптура представлена, по-видимому, лишь каменными фаллосами; изготовленные из обожженной глины и других мягких материалов, они могли быть и миниатюрными.
Большой интерес представляют каменные идолы. Любопытна находка, сделанная в 1944 году в местечке Лос-Касаронес (Гран-Канария). Найденный здесь идол вытесан из камня вулканического происхождения. Высота его 54 см, а ширина в основании — 39 см. С. X. Санчес проводит параллель между этой находкой и неолитическими идолами из камня или обожженной глины, встречающимися в Восточном Средиземноморье (преимущественно в Фессалии, на Крите и других островах Эгейского бассейна, а также на Мальте и близ Альмерии (юго-восток Испании). Он высказывает так же предположение, что этот идол может являться изображением особо почитаемого героя или вождя.
В хронике Дж. Боккаччо, не доверять которой у нас нет оснований, сообщается, что участники экспедиции 1341 года видели на Канарских островах храм, где отсутствовали какая-либо роспись или украшения, но находилась каменная статуя нагого, точнее, прикрытого передником человека, держащего в руке шар. Статуя эта, как сказано в рукописи, была вывезена в Лиссабон, однако о дальнейшей судьбе ее ничего не известно.
Следует упомянуть также о деревянной скульптурной группе, обнаруженной в святилище на Гран-Канарии. Она изображала обнаженную женщину, а также стоящих перед нею жертвенных животных, козла и козу. Специфическая поза этих животных позволяет с уверенностью предположить, что скульптурная группа служила культу плодородия.
Этим же целям служили различные женские статуэтки, во множестве выявленные на островах Канарской группы. Среди них можно отметить женские фигурки с разведенными ляжками; фигурки с вытянутой шеей, маленьким круглым лицом, полной грудью и большим животом; идолы-пластинки из глины с женской грудью, типологически близкие средиземноморским гитаровидным женским изображениям, распространенным от Эгейского региона до испанского Леванта; статуэтки без признаков пола с длинной шеей, толстыми руками и ногами.
К этой же группе культовых предметов относится мелкая пластика, изображающая животных и птиц, так называемые tibisenas. По свидетельству хронистов, эти фигурки олицетворяли силы зла, злых духов, демонов ночи. Они могли иметь вид собаки, борова, бычка, индюшки, курицы и других животных и птиц. Однако с интерпретацией хронистов трудно согласиться. Среди перечисленных изображений упоминаются и особи, явно отсутствовавшие на островах до начала их колонизации, а следовательно, речь идет об идеологических представлениях автохтонов в период европейского завоевания. Такой интерпретации противоречит и присутствие в перечне собаки и борова, игравших значительную роль в священных обрядах древних канарцев. По-видимому, все же эти фигурки были персонажами культа плодородия, широко, надо полагать, распространенного на Канарах до прихода европейцев. Сам перечень животных, образы которых воплощались в мелкой пластике, имевшей безусловно сакральное употребление, в свете уже известных нам факторов канарской культуры, без сомнения, репрезентирует не негативный, а позитивный сегмент идеологических представлений аборигенов. Действительно, и сфера плодородия и репродукции, и идея противопоставления освоенного, домашнего пространства дикому составляют область положительной заинтересованности людей. Становится понятным, что христианские, миссионерские установки хронистов явились причиной, по которой местные культовые святыни (в нашем случае сакрализованные животные) были перемещены в негативную сферу идеологических представлений и интерпретированы как духи зла и ночи.
Среди мелкой пластики немногочисленны находки фигурок животных или птиц, которым придавались некоторые человеческие черты (например, ворон с получеловечьей головой). Начало антропоморфизации животного сакрального образа свидетельствует о наступлении следующего этапа в системе мировоззрения канарцев.
Перечисленные культовые сооружения и предметы позволяют полнее представить идеологические воззрения островитян.
Среди мегалитических памятников были названы каменные и глиняные фаллосы. Практически повсеместное распространение фаллической символики, а в некоторых случаях и специализированного фаллического культа отражает важность для архаического общества представлений, связанных с репродукцией и плодородием в целом. Если в специализированном культе акцент делается преимущественно на мир людей (плодородие человека), то в представлениях более абстрактного уровня речь идет об изобилии и плодородии всего живого. В символическом смысле фаллические памятники особенно тесно связаны с идеей вертикали, имеющей всеобщее (часто космологическое) значение в культурной символике. Мировое дерево — наиболее полное выражение всех смыслов вертикали. По этому признаку фаллические сооружения и мировое дерево имеют общую зону в семантическом поле культурной символики. Приведем некоторые факты, касающиеся в основном символики мирового дерева, в частности одного из его вариантов, древа жизни, и свидетельствующие, на наш взгляд, об общности идеологических представлений и обычаев древних канарцев и других народов, проживающих в Средиземноморье.
Хронистами описан обряд вызывания дождя на Тенерифе. Он заключался в следующем: к воткнутому в землю шесту, олицетворяющему, очевидно, древо жизни, сгонялся разъяренный тем или иным способом скот, который своим блеянием должен был вымолить дождь. Аналогичное значение палки, воткнутой в землю, не менее ярко выступает и в эпизоде из жизни североафриканского народа насамонов, описанном Геродотом в «Ливийском логосе»: «Народ сей ловит также саранчу, которую высушивает на солнце, мелет и потом, насыпавши в молоко, вместе с ним пьет ее. Жен обычно каждый имеет многих, и с ними может жить всякий, подобно массагетам, они втыкают перед входом палку, а затем совокупляются». Интересно отметить, что у аборигенов Канар имелись и другие частично сходные с насамонами обычаи. Так, канарцы приготавливали одно из своих блюд — гофио, размалывая поджаренные зерна и смешивая их затем с молоком. Известное сходство прослеживается и в отношениях между полами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "За столпами Геракла"
Книги похожие на "За столпами Геракла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Большаков - За столпами Геракла"
Отзывы читателей о книге "За столпами Геракла", комментарии и мнения людей о произведении.