Неонила Криничная - Легенды. Предания. Бывальщины

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Легенды. Предания. Бывальщины"
Описание и краткое содержание "Легенды. Предания. Бывальщины" читать бесплатно онлайн.
Сборник знакомит читателя с народной несказочной прозой, основное место в нем занимают предания, записанные в разное время в разных областях России, Тематика их разнообразна: предания о заселении края, о предках-родоначальниках, об аборигенах, о богатырях и силачах, о разбойниках, о борьбе с внешними врагами, о конкретных исторических лицах. Былички и легенды (о лешем, водяном, домовом, овиннике, ригачнике и т. д.) передают языческие и христианские верования народа, трансформировавшиеся в поэтический вымысел.
Вступительная статья и историко-этнографический комментарий помогут самому широкому читателю составить целостное представление об этих малоизвестных жанрах русского фольклора.
— Садитесь. Ну, а теперь вы, охотник, из-за чего это все ему натворили.
— Дак чо? Так и так.
— Так не так, а отвечай так, как надо. Арапы тут наши глаза не замазывай. Ты каждый день ему солишь. А зачем ты ему солишь? Ему пушнину надо, а ты ему не даешь ничего. За твою ахинею ты ему поплатишься соболями, лисицами, горностаем и белочкой. А вы, дед, можете свободным быть.
Как приедешь, вырубай прут подлинней, открывай боковушку и вставай за дверью. А мы погоним тебе зверей. Один за одним звери пойдут. Первым табуном пройдут белки, вторым пойдут горностаи, третьим — соболя, потом лисицы пойдут. Сколько ты сможешь хлыстать прутом, кого хлыстнешь — останется твой. Кого не успеешь — уйдет.
Ладно. Приехал в зимовье, уже развянуло. Раскрывает боковушку, приготовил кнут и давай хлыстать. Хлыстал, хлыстал. Сколько-то нахлыстал белки, горностаев, соболей, лисиц — набил кучу подходящую.
Слышит голос:
— Ну, чо? Хватит?
— Хва-атит.
— Смотри, не обижайся. Пушнину эту отвезешь, высушишь. И больше тебе в этом лесе делать нечего! И не заходи. Твоей белочки больше здесь нет. А если зайдешь, так и останешься навечно в этом лесе.
— Ладно, — говорит, — мне и этого навеки хватит.
Вот они уехали, он давай снимать эту пушнину. Снимать, сушить ее. Вытаскал ее до дому, манатки свои собрал кое-какие.
— Ну, до свиданья, — говорит, — лесочек. Больше я не приду сюда!
Потом он набрал вина, меня созвал, мы с ним выпили. А на дворе у него стоял колодец, там рыба елец, — и моей были конец!
ПОШЕЛ ПО ЛЕСУ СИЛЬНЫЙ КРИК…В одно время охотник вышел на охоту. Ходил он целый день и не мог сыскать ни одновой птицы, а также и зверя. На закате солнца увидел на елке белку. Когда он зарядил ружье с медной пуговицей, выстрелил в нее, то вместо белки послышался человечий голос. Охотник сдогадался, что это дело не лагдно выйдет, и поспешил на ночлег в срубленную им в лесу избу. Мечтает то, что в виду белки окажется нечистый дух. Поспешил поужинать, снарядил чурбан в свою одежу, уложил его на лавку, а сам с заряженным медной пуговицей ружьем лег под лавку и стал ожидать чего-то.
Минут так через десять является из лесу большого роста человек с длинной рогатиной. Открыл дверь избы и ударил рогатиной наряженный охотником чурбан с приговором: «Вот тебе за давешнее!» Охотник долго не думал, произвел в его выстрел со словами: «Вот тебе и за теперешнее».
После этого пошел по лесу сильный крик и собралось несколько таких человек и стали говорить что-то не по-нашему. Охотник понял то, что как будто бы он остается не виновен. Видно было, что это говорил ихний набольший. И еще он проговорил, призвал к себе охотника из избы и сказал ему, что «спи, мужичок, спокойно». А им начал говорить на русском языке, что «я не для того распустил вас по лесу, чтобы смущать, которые нам неприкосны, а только тех, которые боле веруют в нас». Охотник после этого вернулся домой и рассказал про свое событие, что с ним случилось в лесу, и через неделю помер.
ЛЕШИЙ-КУМУ нас будто в Чаваньге было, давно.
Раньше ведь в деревне были мешочны зыбки: лучки загнут, мешочек вошьют да и робенка повалят.
Сенокос пришел, робенка оставить не с кем было. Пошли и робенка с собой взяли, а сенокос-то близко был, полтора километра, прислоны называются. А теперь поля разведёны там. Привязали к лесины, сами косить стали. Заревет — так мать пососит да покачает, и опять косят.
Вот до вечера докосили, она и говорит мужику:
— Я пойду за коровами (они в лесу были), а ты у меня робенка не забудь, неси, — говорит.
Ну, а мужик покосил, покосил. Робенок спит. Он и позабыл его в лесе, и оставил у лесинки. Прибежала женка с коровами.
— Где робенок?
— Ой, забыл!
Она и побежала. Так бежала, что гора перва, потом мох, потом осота (которой косили). Видит: человек сидит, зыбку качает. Так зыбку качает — во все стороны ходит. Она и забоялась пойти. И говорит:
— Если дедушко качаешь, будь мне-ка отец родной, а если бабушка качаешь, дак будь мамушка мне!
А он все качает, приговаривает:
— Мать тебя оставила, отец позабыл!
А она все стоит, он не отвечает ей ничего.
— А если, — говорит, — в средних годах мужичок, дак будь мне-ка брателко, а если молода женщина, будь мне молодица.
А он все качает, приговаривает.
— А если, — говорит, — молода девица, будь мне-ка сестрица, а молодой молодец, будь мне-ка куманек!
Он говорит:
— Поди, возьми. А, куму нажил! Ха-ха-ха, куму нажил!
Она взяла робенка.
И с той поры у ей коровы никогда в лесе не спали. Как вечер заприходит, он все гонял их домой:
— Кумины коровы, подьте домой!
Коровы скачут, хвоста заворотят! Кто идет в сенокос, так слышит:
— Кумины коровы, подьте домой!
Это у нас в деревне будто было, в Чаваньге, там поля-то матерущи были.
(Раньше-то верили: потому и «водило». А теперь ни во что не верят. И не «водит».)
ПРОПАЛА ЛОШАДЬУ меня был батюшка, все рассказывал он про себя, про свои бывальщины, что у него было, на веку происходило.
Вот: потерялась лошадь. И не одни сутки найти ее не могли. Сходили к знатку-то. Ему сказали:
— Иди, ищи лошадь.
— Ну, ладно…
— Надо выйти сперва за деревню да переодеться, на левую сторону вывернуть белье.
Он так и сделал и пошел.
Попадает старик навстречу, седатый, с батожком.
— Дедушко, не видал лошади?
— Видал, видал. Иди, — говорит, — лошадь стоит там у большой березы, на межине.
И я пошел, говорит, лошадь стоит. Траву выгрызла всю до земли. И такая, — ну, выголодалася вся, — шатается даже.
Нашел лошадь.
ВСТРЕЧА С ЛЕШАЧИХОЙОдна женщина ходила искать коров в лес ночью. Видит: сидит на осиновом пне женщина, волосы длинные, да и говорит:
— Чего ты ходишь?
— Ищу коров.
— Да вона твои коровы!..
Посмотрела — а они тут и ходят. Так и нашла.
Это будто лешачиха сидела сама.
Так уж чушь это: видела б она лешачиху, так уж, наверно, померла.
С ЛЕШИМ ЗА РЫЖИКАМИБатюшка еще тогда был подростком. Пошел за рыжиками. Ну, и шел-шел. Правда, ушел далеко, на Ильинщину, как у нас раньше говорили. Ильинщина — тако место называлось.
Ну вот, говорит, встретил дядя такой, из другой деревни, из Поздышева. Покурили вместях, посидели на бревнышке.
— Пойдем, — говорит, — со мной.
Ну, пошли, говорит, рыжиков насобирали.
— Ну, пойдем, — говорит, — домой теперь.
Ну, и пошли. Он идет впереди, а я сзади. Шел-шел по тропинке и не знаю, куда он меня ведет. Еще подумал: «Куда он меня ведет? По какой тропинке? Я по той не ходил за рыжиками». А иду вслед. А он расхохотался впереди и потерялся.
А я, говорит, глаза открыл — стою в воде. А у нас как раз дом был на самом берегу, через озеро. Взглянул: да тут наша баня да и наш дом. Куда же он меня привел? Да я вернулся из воды да кругом такой мыс обошел, домой пришел, дак вот так дрожу весь — перепугался.
Была тетка Уля: всё Улина да Улина. Да тетка-то видит, что-то не спроста.
— Да что ты, Иванушко, что с тобой?
Взяла, меня повалила и скатертью накрыла. Что там она делала, не знаю. Я полежал да уснул. Проспался, встал.
— Ты смотри-ко, Иванушко, каких рыжиков ты принес.
— Каких?
Поглядел, а в корзине навоз коневий.
ЛЕШИЙ ВОДИЛА потом Яша был Штормин. Вот со Столбов его едва сняли. Вот ушел по грибы и потерялся. Вот потерялся, потерялся… Вот его искали, искали… И вот че-то на четвертый или пятый день обнаружили, нашли вот, на Столбах, на скале. Сидит наверху. Как он туды?! Вот. Но тот опеть так рассказывал:
…Попал, гыт, мне дед какой-то, дед, дескать, повел меня.
— Пойдем, я вот те натакаю грибы…
И вот, гыт, шел, шел я с ем. И он завел его на эту скалу, как-то залез он с ем, с этим дедом! И вот потом, грит, вдруг этого деда не стало. Я, гыт, гляжу: кругом скала. Никак слезти-то не могу с этой со скалы. И вот его на пяты сутки сняли. Тоже облавы делали, но и это было: в трубу — в цело — ревели, значит, его, и вот потом нашли его. Нашли, дак ить едва сняли его оттуда с этой скалы! (…) Пол-обчества выходили снимать его.
ЛЕШИЙ ВОДИЛ МЕНЯА у меня хозяйка (была она еще девушкой, в залесье жила) поехала на пожню. Да и говорит сестрам:
— Вы идите прямо, а я объеду, кругом поеду.
Смотрит: впереди старик (на вид Пеша Колобок, старикашка маленький был у нас).
— Давай, — говорит, — поезжай за мной.
Он дальше и дальше, меж елок — и с телегой. А она подумала:
— Нет, тут некуда мне дальше ехать.
Осинья поперек лежат. Он меж елок увертывается.
Она повернулась — да и обратно.
Сестры спрашивают ее:
— Ты почему так долго?
— А леший водил меня.
Так это леший водил ее.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Легенды. Предания. Бывальщины"
Книги похожие на "Легенды. Предания. Бывальщины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неонила Криничная - Легенды. Предания. Бывальщины"
Отзывы читателей о книге "Легенды. Предания. Бывальщины", комментарии и мнения людей о произведении.