» » » » Алауди Мусаев - Шейх Мансур


Авторские права

Алауди Мусаев - Шейх Мансур

Здесь можно скачать бесплатно "Алауди Мусаев - Шейх Мансур" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алауди Мусаев - Шейх Мансур
Рейтинг:
Название:
Шейх Мансур
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2007
ISBN:
ISBN 978-5-235-03083-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шейх Мансур"

Описание и краткое содержание "Шейх Мансур" читать бесплатно онлайн.



Шейх Мансур (ок. 1760–1794) — чеченский народный герой, пытавшийся отстоять независимость горцев от Российской империи. Возглавив в 1785–1791 годах народное восстание на Северном Кавказе, он одержал немало побед над царскими войсками. Неравенство в силах и вооружении, распри среди сторонников Мансура сделали свое дело — шейх был взят в плен и окончил свои дни в Шлиссельбургской крепости. Его деятельность оставила глубокий след в памяти чеченцев и других народов Кавказа. Мансур стал предтечей великого имама Шамиля, который считал себя его продолжателем. В книге известного юриста, профессора Алаудина Мусаева подробно освещаются не только жизнь легендарного шейха, но и история Чечни и обычаи ее народа.

Издание второе.






Как известно, все захваченные в плен руководители восстания 1787–1791 годов, кроме Мансура, были помилованы. Их удалось сломить и заставить раскаяться в своих «злодеяниях». Мансур оказался непоколебим. Он наотрез отказался признать свою борьбу «злодейством по заблуждению» и тем, по убеждению следователей Тайной экспедиции, доказал, что «имеет дух, готовый к новым мятежам».

Имам Мансур призвал горцев к борьбе за освобождение своей земли, и они пошли за ним, понимая, что только так они смогут сохранить свое достоинство и честь. Что только таким героическим самопожертвованием могут дать право своим потомкам с гордостью произносить слово «чеченец».

Любовь к Отчизне, совесть, долг и честь
Здесь сыновьям внушались с колыбели.
И прежде чем учили пить и есть,
О мужестве им мамы песни пели.

Так сказал о своих земляках известный поэт Магомет Мамакаев.

Именно так был воспитан великий чеченец — шейх Мансур. Жизнь его была коротка — тридцать лет с небольшим. Период же его активной деятельности и того меньше — с 1785 по 1791 год. Но за это время Мансур навсегда вошел в историю Кавказа и России.

***

Отдавая жизнеописание великого имама на суд читателей, автор считает необходимым отметить, что это не сугубо документальное исследование профессионального историка, но отнюдь и не роман. Это попытка рассказать о жизни выдающегося исторического деятеля, опираясь не только на документы и воспоминания современников, но и на народные предания — живую память Кавказа. Автор благодарит старожилов Чечни — Мухади-Хаджи Дадаева из Шароя и Али-Хаджи Ордашева из Саноя, которые сообщили ему переданные через поколения сведения о жизни Мансура.

В своей работе автор использовал немало документальных источников и труды профессиональных историков — А. Беннигсена, В. Г. Гаджиева, Н. А. Смирнова, Т. Кутлу и многих других. Одним из наиболее полных и добросовестных исследований жизни Мансура является монография Ш. Б. Ахмадова «Имам Мансур», изданная в 1991 году. С нее, по сути дела, начался процесс объективного освещения деятельности выдающегося сына Кавказа.

Автор рад выразить глубокую признательность тем, чьи добрые советы и неоценимая помощь сделали возможным выход первой биографии шейха Мансура в серии «Жизнь замечательных людей». Это советник Президента Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Асламбек Аслаханов; доктор исторических наук, профессор Шарпудин Ахмадов; доктор исторических наук, профессор Явус Ахмадов; писатель и историк Муса Гешаев; доктор философских наук, профессор Андарбек Яндаров; доктор филологических наук, профессор Хасан Туркаев; писатель и журналист Игорь Цыбульский. Хочется поблагодарить работников издательства «Молодая гвардия», его генерального директора Валентина Федоровича Юркина и директора типографии Кирилла Андреевича Молчанова за оперативное и профессиональное издание книги.

Алауди Мусаев

Часть первая

ЧЕЧЕНЦЫ

Высохнет земля на могиле моей,
и забудешь ты меня, моя родная мать.

Порастет кладбище могильной травой,
заглушит трава горе твое, мой старый отец.

Слезы высохнут на глазах сестры моей,
улетит и горе из сердца ее.

Но не забудешь меня ты, мой старший брат,
пока не отмстишь моей смерти.

Не забудешь ты меня, и второй мой брат,
пока не ляжешь рядом со мной.

Старинная чеченская песня

Мы сами избираем свои радости и печали задолго до того, как испытываем их.

Джебран Халиль Джебран

Глава 1

«МНЕ ВЕЛЕНО ОТ ГОСПОДА УТВЕРЖДАТЬ НАРОД В ЗАКОНЕ ЕГО…»

1

В марте 1785 года на территории Чечни начало стремительно разрастаться народное движение горцев. За короткое время оно охватило соседние области — Дагестан, Кабарду, Черкесию (Адыгею), а затем и весь Северный Кавказ. Во главе движения встал чеченец Ушурма (Учерман), названный в народе Мансуром, что означает по-арабски «непобедимый».

Имя этого человека до сего времени окутано туманом легенд. Мансуру поклонялись, называя своим учителем, все последующие имамы Чечни и Дагестана. Биографы самого известного из них — третьего имама Шамиля — сообщают, что у горского вождя был учитель, «заветы которого он свято соблюдал». Сам Шамиль рассказывал, что с детства запомнил рассказы стариков о подвигах знаменитого имама, о его горячей любви к своему народу и земле. Под их воздействием сложился его характер.

«Имам» по-арабски означает «стоящий впереди». Так называют богословски образованного человека, который руководит молитвой в мечети, а по пятницам произносит проповедь перед верующими. В преданиях народов Кавказа предводитель освободительного движения 1785–1791 годов имам Мансур именуется еще и шейхом. Этим титулом (от арабского «шайх») именовались не только князья или вожди племени, но и главы мусульманских духовных орденов или сект. При этом сами чеченцы редко называли Мансура шейхом. Его звали просто по имени или «Алдара имам», по-чеченски — алдынский имам. Шейхом его именовали другие народы Кавказа, где этот титул считался самым почетным. Так же — «шейх» или «ших» — он зовется в российских официальных документах.

Как уже говорилось, реальные биографические сведения о Мансуре скудны и противоречивы. В частности, это касается даты его рождения. Сам Мансур в своих показаниях, данных 28 июля 1791 года обер-секретарю Тайной экспедиции Шешковскому, сообщил, что ему немногим более тридцати лет. Следовательно, время его рождения приблизительно приходится на 1760 год.

Все известные документальные материалы об имаме Мансуре составлены на основе докладов агентов и осведомителей российского военного командования на Кавказе. Больше всего сведений передал русскому командованию кизлярский татарин Али-Солтан, постоянно посещавший аул Алды по торговым делам. Из его сообщений следует, что отца Ушурмы звали Шебессе (Шаабаз), что у него были братья — один или больше. Сведения о других членах семьи противоречивы. Некоторые источники указывают, что отец Мансура Шаабаз был родом из чеченского села Элистанжи. Некоторое время семья жила в селе Хаттуни, а затем обосновалась в ауле Алды на реке Сунже.

Известно, что предводитель первой горской войны не был обучен грамоте. Он сам этого не скрывал, а на упреки посещавших его образованных мулл (чаще всего турецких) спокойно замечал, что пророк Мухаммед также был неграмотен, но это не помешало ему основать великую религию и повести за собой несметные тьмы народов.

Неудивительно, что Мансур ссылался на судьбу основателя ислама, которую, как всякий мусульманин, знал в подробностях. В судьбах двух этих людей действительно много общего. Ушурма так же рано лишился отца и стал сиротой. Тому, что он не был обучен грамоте, удивляться не приходится — дети из бедных горских семей, тем более сироты, возможности учиться не имели. С раннего детства Ушурме приходилось работать, то есть пасти домашний скот.

Уже в этом возрасте мальчик, согласно легенде, получил первый знак своего высокого призвания, и произошло это почти так же, как у великого Мухаммеда. Известно, что Мухаммед, лишившись родителей, был передан на воспитание в родственное бедуинское племя Бану Саад. По традиции арабские мальчики должны были с ранних лет усвоить образ жизни и кочевые навыки племени. В суровых условиях пустыни они вырастали крепкими и выносливыми, с гордой осанкой природных наездников и воинов. Это резко отличало их от жителей оазисов и городов — склонных к полноте торговцев, ремесленников и земледельцев, которых кочевники искренне презирали.

Бедуинские семьи получали за подобное воспитание мальчиков вознаграждение. Но Мухаммед был сиротой, платить за него было некому, и никто не хотел его брать. Лишь одна женщина, Халима, на долю которой не досталось никакого другого ребенка, сжалилась над Мухаммедом и с разрешения мужа взяла сироту.

На четвертом году жизни будущего пророка в племени Бану Саад произошло поразительное событие. В этот день Мухаммед вместе со своим молочным братом пас семейную отару неподалеку от шатра. Внезапно рядом с мальчиками появились двое мужчин в сияющих белых одеяниях. Один из них держал в руках золотой таз, наполненный сверкающим снегом. Они уложили Мухаммеда на этот снег и, раскрыв его грудную клетку, вынули сердце. Всю операцию от начала до конца наблюдал оцепеневший от ужаса названый брат мальчика. Он увидел, как мужчины извлекли из сердца каплю черного цвета и отбросили ее прочь. Потом обмыли внутренности сияющим снегом и, вложив на место сердце, удалились.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шейх Мансур"

Книги похожие на "Шейх Мансур" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алауди Мусаев

Алауди Мусаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алауди Мусаев - Шейх Мансур"

Отзывы читателей о книге "Шейх Мансур", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.