» » » » Петр Перминов - Улыбка сфинкса


Авторские права

Петр Перминов - Улыбка сфинкса

Здесь можно скачать бесплатно "Петр Перминов - Улыбка сфинкса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Наука, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Перминов - Улыбка сфинкса
Рейтинг:
Название:
Улыбка сфинкса
Издательство:
Наука
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Улыбка сфинкса"

Описание и краткое содержание "Улыбка сфинкса" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена главным образом проблемам, встающим перед современным Египтом в различных областях. В то же время на основании новых египетских и зарубежных источников в ней освещаются и такие ключевые вопросы новой и новейшей истории страны, как наполеоновская экспедиция 1798–1801 гг., строительство Суэцкого канала. Ряд очерков рассказывает о мистических и спекулятивных теориях, которые до сих пор продолжают окружать историю древнего Египта, о грабеже колонизаторами бесценного наследия древнеегипетской цивилизации, трудном пути познания египтологами и археологами жизни и культуры древних египтян.






Стоя у подножия пирамиды Джосера, находишься как бы у первоисточников человеческой культуры. И действительно, куда ни глянь, буквально ко всему можно применить эпитет «первый». Ступенчатая пирамида — первое в мире каменное сооружение человека. До этого древние египтяне строили свои погребальные сооружения из обожженного кирпича. Пирамиду Джосера возводил первый из известных нам архитекторов древности Имхотеп. Уже во времена Джосера за ним признавались феноменальные способности. Помимо искусства строителя ему не были чужды философия и медицина. Древние египтяне чтили Имхотепа как одного из величайших мудрецов. Его статуэтка была непременной принадлежностью жилища египтянина. Слава Имхотепа докатилась и до греков, он считался у них олицетворением бога медицины Асклепия (у римлян — Эскулапа).

Пирамида Джосера — это первая попытка заменить примитивную мастабу монументальным погребальным сооружением. Чтобы оценить значение, которое имело ее появление, надо лишь вспомнить, что еще предшественник Джосера построил себе обычную мастабу из обожженного кирпича. Каменные плиты он использовал только для погребальной камеры.

Пирамида Джосера предстает в виде шестиступенчатой массы камней. Ее облицовка давно исчезла (по тем же причинам, что и облицовка пирамид Гизе). В древности ее окружала массивная десятиметровая стена, полностью скрывавшая от глаз непосвященных последнее пристанище фараона. Несомненно, что сооружение такого монумента было под силу только могучему правителю, твердой рукой управлявшему страной.

Идея создания комплекса ступенчатой пирамиды, очевидно, не была изобретением Имхотепа. Мастабы раннего периода также окружались стенами, однако во внутреннем дворе построенного им комплекса Имхотеп возвел несколько великолепных храмов, равных которым раньше не было. Главными из них были храмы, окружавшие двор, где проводилась «церемония Сед». Корни этого таинственного обряда уходят в глубокую древность. Ученые считают, что в додинастические времена египтяне, как и некоторые другие древние народы, очевидно, убивали своих правителей, когда они достигали такого возраста, что не могли больше править. Позднее этот жестокий обычай был заменен «церемонией Сед», которая заключалась в следующем: фараон должен был пробежать внутри священного двора круг, подтвердив тем самым свою мощь и силу. Одновременно жрецы возлагали на алтари богов Верхнего и Нижнего Египта обильные жертвы. После этого фараон вновь короновался на царство в торжественной обстановке.

Первоначально ступенчатая пирамида была задумана как гигантская мастаба. Как мы уже отмечали, в мастабах кроме самой погребальной камеры для мумии предусматривалась, как правило, комната, где родные и близкие покойного могли бы совершать жертвоприношения, приносить ему еду и питье, необходимые для поддержания его Ба. В системе религиозных верований древних египтян Ба считалась духовной квинтэссенцией человека, его душой. За погребальной камерой обычно находилось небольшое помещение, которое археологи назвали «сердаб» (по-арабски — погреб). В нем складывались вещи, которые, по мнению египтян, были необходимы покойному в загробной жизни, там же ставилось скульптурное изображение покойного. Эта статуя была связана с представлением древнеегипетской религии о том, что кроме души, Ба, каждый человек в загробном царстве приобретал еще своего двойника, Ка. Ка не должен был являться на глаза живым, поэтому его прятали в наглухо замурованный сердаб. Только на уровне глаз статуи Ка делалась узкая щель для того, чтобы душа покойного, Ба, могла удостовериться в схожести статуи с покойным, вселиться в нее и благосклонно принимать жертвоприношения.

Большинство скульптур эпохи Древнего царства, вызывающие восхищение посетителей многих музеев мира, ведут свое происхождение как раз из сердабов. Таким образом, удивляющий нас ныне реализм египетской скульптуры эпохи Древнего царства был связан с чисто утилитарными потребностями: обеспечить максимальное сходство статуи с покойным. Той же цели служили и изумительные барельефы, которые мы видим на стенах поздних мастаб. Боясь, что с течением времени его дальние родственники могли забыть о необходимости регулярных жертвоприношений, египетский вельможа повелевал нарисовать себя на стенах собственной мастабы принимающим богатые дары и жертвоприношения. Уже само изображение этой церемонии для древнего египтянина означало, что Ка покойного будет всегда доволен. Кроме того, в стене, отделяющей сердаб от погребальной камеры, делалась ложная дверь, которой, по представлению древних египтян, было достаточно, чтобы К\а вышел и принял жертвоприношения.

В погребальном комплексе пирамиды Джосера тоже имелся сердаб. Внутри через узкое отверстие до сих пор можно видеть статую самого Джосера, сидящего в кресле. На голове его завитой парик с локонами до плеч. Длинная одежда ниспадает мягкими складками до пола. Это, конечно, всего лишь копия подлинной скульптуры фараона Джосера, которая в настоящее время находится в Египетском музее в Каире.

Пирамида Джосера, как и многие другие захоронения, была ограблена в глубокой древности. Мумия Джосера не обнаружена археологами, хотя в 1934 г. в пирамиде и была найдена мумифицированная человеческая стопа, которая вполне может принадлежать останкам великого фараона.

Тщательное изучение пирамиды Джосера показало, что Джосер сначала заказал мастабу, такую же, как он уже соорудил себе в Верхнем Египте, в Бейт-Халафе (фараоны Древнего царства часто строили две гробницы: одну — в Саккара, другую — в Абидосе, городе египетского бога мертвых Осириса, но, поскольку похоронить одного человека в двух местах невозможно, то одна из могил, как правило в Саккара, была подлинной, а в Абидосе — ложной). Однако первоначальный план строительства менялся 5 раз, и в результате мастаба приняла форму шестиступенчатой пирамиды.

Почему же все-таки фараоны избрали для своих усыпальниц форму пирамиды? Египтологи немало потрудились, чтобы найти ответ на этот вопрос. Общепринятой в настоящее время является концепция, принадлежащая немецкому ученому Борхардту, работавшему в районе пирамиды Джосера. Его концепция называется эволюционной, и суть ее заключается в том, что строители пирамид проходили медленную и трудную эволюцию в сооружении царских гробниц — от мастабы к пирамиде.

Однако почему же все-таки пирамиды? На этот счет среди египтологов нет полного единства мнений. Одни считают эту форму случайной, другие видят в ней какую-то скрытую символику. Вот что утверждает, например, известный американский археолог Дж. Брестед: «Пирамидальная форма гробниц фараонов имеет глубоко священное значение. Фараона погребали под символом бога солнца, который хранился в святая святых Храма солнца в Гелиополе… Когда увеличенная до гигантских размеров пирамида вздымалась над усыпальницей фараона, возвышаясь над его городом и над всей долиной на много миль вокруг, она становилась самой высокой вершиной, первой встречавшей солнце во всей стране. Утренние лучи озаряли сверкающую верхушку пирамиды задолго до того, как солнечный свет рассеивал мрак у ее подножия, в котором еще пребывали простые смертные»{12}.

Еще более захватывающую картину рисует американский египтолог Эдвардс: «Поздним вечером в облачный зимний день в Гизе иногда можно наблюдать поразительное зрелище. Если встать на дороге, ведущей в Саккара, и посмотреть на запад, в сторону плато, где расположены пирамиды, иной раз можно увидеть, как солнечные лучи, прорываясь через просвет в тучах, конусом падают на землю примерно под тем же углом, что и грани Большой пирамиды. В такие мгновения кажется, что перед вами предстает одновременно мираж — прототип и его материальная копия»{13}. Свою гипотезу Эдвардс пытается подтвердить текстами, обнаруженными на стенах внутренних галерей пирамид V и VI династий, в которых пирамида изображается в виде как бы лестницы, упирающейся в небо.

Б. А. Тураев в своей книге «Древний Египет» писал: «Пирамиды — оружие борьбы со смертью и памятники победы над ней царей, земных богов, отошедших к своим небесным первообразам и нашедших для своих тел вечный покой под сооружением, по грандиозности достойным их, а по форме соответствующим культу солнечного божества, которому особенно была близка пирамидальная форма — его фетиш в Илиополе[12] имел эту форму, ему посвящались обелиски, также заканчивающиеся вверху пирамидкой»{14}.

Следует отметить, что упомянутые концепции не считаются бесспорными в научном мире. В частности, египетский археолог Мухаммед Закария Гонейм является сторонником другого взгляда на происхождение формы пирамид. По его мнению, Джосер, строя свою ступенчатую пирамиду, скорее всего просто хотел создать памятник, который был бы выше гробниц его предшественников.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Улыбка сфинкса"

Книги похожие на "Улыбка сфинкса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Перминов

Петр Перминов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Перминов - Улыбка сфинкса"

Отзывы читателей о книге "Улыбка сфинкса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.