» » » » Виктор Мануйлов - Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова

Виктор Мануйлов - Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Мануйлов - Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство «Наука», год 1964. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Мануйлов - Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
Рейтинг:

Название:
Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
Издательство:
«Наука»
Год:
1964
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова"

Описание и краткое содержание "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова" читать бесплатно онлайн.



Большую помощь в работе над этой книгой оказали сотрудники архива, библиотеки и музея Института русской литературы Академии наук СССР, которым составитель считает своим долгом выразить сердечную благодарность.






Летопись жизни и творчества

М. Ю. Лермонтова

Предисловие

Жанр летописи жизни и творчества писателя, композитора, художника, актера, возникший еще в дореволюционные годы, получил в советское время широкое распространение и прочно вошел как вспомогательный био-библиографический свод материалов в практику нашего литературоведения и искусствоведения. Летопись жизни и творчества представляет собою погодную и поденную хронику, в которой каждая запись библиографически документирована, а все даты расположены в строго хронологическом порядке.

Принципы построения летописи и отбора материала за последние десятилетия четко определились. Составители подобных работ обычно ставят своей целью «зарегистрировать события жизни писателя, проследить историю его произведений (как законченных, так и незаконченных, как изданных, так и неизданных): зарождение замысла, первые наброски, дальнейшие стадии работы, окончательные редакции, первые, а иногда и последующие публикации и т. д. Даются сведения о публикациях произведений писателя, о постановках их на сцене, о переводах на иностранные языки. Учитываются редакторская и издательская деятельность писателя, его высказывания и отзывы о явлениях политической и культурной жизни страны того периода, о современниках. Особое внимание обращается на факты жизни и творчества, которые характеризуют политические и общественные взгляды писателя. Широко освещается революционная и общественная деятельность писателя. Все факты жизни и творчества писателя даются в тесной связи с основными политическими и литературными событиями его времени».1

По словам П. Н. Беркова, «в отличие от кратких дореволюционных и ранних советских работ такого рода, для подтверждения той или иной даты опиравшихся только на печатные источники, последние из вышедших в наше время летописей представляют большие научные исследования, широко использующие рукописные источники и как литературный материал, порою даже публикуя попутно неизданные документы, и как документацию».2

Летопись жизни и творчества не может заменить научной биографии, хотя в самой подробной биографии не может быть столько фактического материала, сколько содержится его в полной летописи. Без обстоятельной, добросовестной летописи в наше время нельзя создать научной биографии, поэтому наличие летописи — одна из предпосылок для дальнейшего более глубокого и обобщенного изучения и осмысления биографии.

Составитель летописи, так же как и биограф, находится в зависимости от наличия сохранившихся, дошедших до нас биографических материалов, документов, дневниковых записей, автобиографических признаний, литературного и эпистолярного наследия, воспоминаний современников и т. д. Часто бывает так, что случайные, второстепенные материалы до нас доходят, а важнейшие источники бесследно исчезают. Из этого хаоса случайно сохранившегося материала биограф отбирает все существенное, характерное, типическое и, сопоставляя различные свидетельства и источники, строит научную историю жизни и деятельности своего героя.

По сравнению с биографом составитель летописи поставлен в более затруднительное положение при отборе материала. Биограф располагает четким принципом отбора этого материала. Составитель летописи не всегда может предвидеть, что окажется для будущего исследователя существенным, а что останется маловажным. Некоторые факты и документы, кажущиеся нам второстепенными, при обнаружении новых материалов могут вдруг приобрести новый смысл и в сопоставлении с этими новыми материалами неожиданно оказаться в поле внимания исследователя. Поэтому летопись приходится строить с некоторым запасом и вводить в нее рядом с фактами первостепенной важности и факты второстепенные, на первый взгляд мало значительные.

Жанр летописи приближается к регистрационной библиографии, составитель такого справочника вынужден стремиться к полноте регистрируемого материала. Именно поэтому летопись жизни и творчества всегда имеет итоговый характер и опирается на труды многих исследователей и разыскателей, суммируя и критически сопоставляя все, что было ими обнаружено в архивных и печатных источниках за многие годы.

Составление летописи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова представляет свои трудности и имеет свою специфику.

Еще при жизни поэта начали проникать в печать отрывочные, часто случайные упоминания о нем не только литературно-критического, но и чисто биографического характера. Таково упоминание имени одиннадцатилетнего Михайлы Лермонтова в «Списке посетителей и посетительниц Кавказских вод в 1825 году по июль» в № 64 «Отечественных записок» П. П. Свиньина; таковы отчеты о публичных экзаменах в Московском университетском пансионе, где среди отличившихся и награжденных воспитанников не раз назван Лермонтов (эти отчеты помещались в «Московских ведомостях», «Дамском журнале» и специальных пансионских изданиях); таковы краткие сообщения в «Русском инвалиде» и «Петербургских» и «Московских ведомостях» о лицах, прибывших или выехавших из города; таковы тексты высочайших приказов, заметки о пребывании Лермонтова в Петербурге в «Отечественных записках» и т. п.

Любопытно, что бо́льшая часть этих прижизненных биографических упоминаний о Лермонтове замечена и введена в научный обиход только в последние три десятилетия.

Несмотря на то, что в николаевское царствование многое, связанное с именем Лермонтова, считалось неудобным для печати (это в особенности относилось к обстоятельствам его трагической гибели), биографические сведения о поэте все же начали появляться в газетах и журналах уже в середине прошлого века. Во второй половине 50-х годов пензенский учитель В. X. Хохряков (1828–1916) начал собирать материалы для биографии Лермонтова, которые потом использовал в двухтомном издании сочинений поэта в 1860 г. С. С. Дудышкин,3 затем П. А. Ефремов и, наконец, П. А. Висковатый.4

Вслед за «Материалами для биографии и литературной оценки Лермонтова», опубликованными С. С. Дудышкиным, с биографическим очерком о Лермонтове выступил А. Н. Пыпин в 1873 г,5 а в 1891 г., к 50-летию со дня смерти Лермонтова, вышла в свет первая его биография, написанная П. А. Висковатым.6 Неутомимый исследователь П. А. Висковатый (1842–1905) много лет посвятил изучению жизни и творчества Лермонтова, и его книга для своего времени была капитальным трудом. Если в наше время это исследование несколько устарело и представляется нам методологически наивным, то все же следует отметить, что многие материалы, впервые опубликованные Висковатым, известны нам только по его книге, и поэтому она никогда не потеряет значения ценного биографического первоисточника, который давно стал библиографической редкостью и ждет своего переиздания.

Итог дореволюционного изучения биографии Лермонтова был подведен Д. И. Абрамовичем в пятом томе «Полного собрания сочинений» поэта, вышедшем в 1913 г. в серии «Академическая библиотека русских писателей». Здесь были помещены: «Обзор источников для биографии», «Материалы для биографии и литературной характеристики» и «Хронологическая канва для биографии Лермонтова», представляющая собою по существу первый опыт летописи жизни и творчества Лермонтова. Д. И. Абрамович предложил читателю свод материалов и документов, для своего времени почти исчерпывающий, но избегал обобщений, оценок и выводов. Даже обзор литературы о Лермонтове он свел к перечислению работ в хронологическом порядке без аннотаций и каких-либо рубрик. В результате, например, и В. Г. Белинский, и Ф. В. Булгарин представлены в равной мере «ревностными почитателями» романа «Герой нашего времени». Кропотливым, но описательно-регистрационным и лишенным обобщений трудом Д. И. Абрамовича завершилось дореволюционное изучение жизни и творчества Лермонтова.

Болезни роста, которые пережили наши филологические дисциплины в советские годы, были характерны и для изучения биографии Лермонтова. В течение 20-x и в начале 30-х годов в лермонтоведении сказались пороки как формалистической, так и вульгарно-социологической методологии. Наряду с игнорированием изучения биографии писателя и формалистами, и в известной мере вульгарными социологами, некоторые исследователи, наоборот, были склонны преувеличивать значение биографического метода, сильно укоренившегося в те годы в пушкиноведении (П. Е. Щеголев, Н. О. Лернер, Б. Л. Модзалевский), и вообще сводить изучение писателя только к его биографии.

Во второй половине 20-x — начале 30-х годов получили широкое распространение работы особого жанра — биографические монтажи, книги-мозаики, которые знакомили широкие круги читателей с жизнью того или иного писателя-классика по первоисточникам, расположенным в хронологическом порядке. Наибольшую известность из подобных работ получила книга В. В. Вересаева «Пушкин в жизни»; в эту книгу составитель включил почти все, без отбора, что было известно к тому времени о Пушкине.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова"

Книги похожие на "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Мануйлов

Виктор Мануйлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Мануйлов - Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова"

Отзывы читателей о книге "Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.