» » » » Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения


Авторские права

Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения
Рейтинг:
Название:
История рыцарского вооружения
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91678-164-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История рыцарского вооружения"

Описание и краткое содержание "История рыцарского вооружения" читать бесплатно онлайн.



Книга Вячеслава Шпаковского рассказывает, как на протяжении почти тысячи лет эволюционировало рыцарское оружие от прямых клинков гуннского типа до легендарных гигантских двуручных мечей и как вместо кольчуг в конце концов появились знаменитые «белые доспехи» из полированной стали. Автор не ограничивается Европой, а по мере необходимости совершает экскурсы на Восток и в отдельных главах сообщает немало интересного о тяжеловооруженных всадниках Арабского халифата, Персии, Турции, Японии и Китая.






Японцы довольно рано стали коллекционировать доспехи, и со временем это увлечение стало выгодным способом капитализации средств — наподобие сегодняшнего коллекционирования дорогих автомобилей. Хорошо зарабатывали и мастера-оружейники. Так, например, мастер-оружейник Миочин Мунекане в 1865 году только лишь за одну реставрацию шлема, изготовленного в 1534 году, взял 19 золотых руо{301} — сумму очень большую. Он же несколько ранее, в 1859 году, за полные доспехи собственного изготовления «в современном стиле» для семьи Ямамотэ взял 30 руо. И это был еще не предел: иные доспехи стоили значительно дороже, достигая стоимости 120 руо.

Особенно ценились доспехи с панцирем по образцу европейских кирас. Тем же, кто хотел иметь ламеллярный панцирь, изготовленный в традициях древних оружейников, нужно было заплатить еще больше, поскольку соединение всех пластинок в одно целое требовало большого мастерства и значительных усилий. Например, доспехи до-мару в 1856 году стоили 215 руо; в 1863 году за копию доспехов ерои, более старых по своей конструкции, а значит, в глазах японцев и более дорогих, было заплачено 300 руо{302} — в современном исчислении это стоимость килограмма золота!

Что же касается оружия, то в Японии, как и в Европе, символом рыцарского достоинства служил меч, однако самурайский клинок по сравнению с европейским был немного изогнут и куда более легким, то есть походил на европейскую саблю. На изготовление таких мечей шла первоклассная сталь, которую еще больше упрочняли многократной проковкой; иные клинки проковывали до десяти тысяч раз. Столь тщательно сделанный клинок не ломался, не гнулся и был острым как бритва. Таким мечом мастера японского фехтования — кэн-дзюцу могли рассечь своего противника наискось одним ударом.

Древнейшие японские мечи кэн, происходящие из Китая, были прямыми и обоюдоострыми. Изогнутые лезвия появились в X веке. Держали такой меч двумя руками. С переходом на двуручный захват и отказом от доспехов о-ёрои в пользу до-мару началась эпоха популярности нодати («большой меч»), представлявшего собой зловещего вида длинный меч со 120-сантиметровым клинком.

Впервые нашедший применение в бою в середине XIV века, этот меч постепенно своей длиной превзошел рост самого самурая. Прямой удар нодати грозил противнику неминуемой смертью; этот меч был очень эффективен в бою пехоты против всадников — им можно было легко перерубить ноги лошади. Но имелись у нодати и очевидные недостатки: такой длинный клинок самурай не мог вынуть из ножен самостоятельно, и его носил оруженосец, и он же придерживал ножны, когда самураю требовалось вытянуть из них меч{303}.

Как правило, самурай носил два меча разной величины. Комплект таких мечей назывался «дайсе» («длинный и короткий»); было два основных типа длинных мечей — тати и катана и два коротких — танто и вакидзаси. Богатые самураи могли иметь много таких комплектов, но основных было два: для ношения с доспехами и с повседневной одеждой. Носили самурайские мечи по-разному: либо подвешивали к поясу (у всадников лезвием вниз), либо засовывали за матерчатый пояс оби лезвием вверх{304}.

Как и европейские рыцари, японские самураи имели впечатляющий набор палиц, боевых топоров и своих специфических видов древкового оружия, которые в Европе не встречались. Правда, и топоры, и палицы никогда не были главным оружием самураев, уступая первенство вначале луку, а затем мечу. Кстати, луки продержались в японских войсках очень долго, и был период, когда существовали смешанные отряды, состоявшие из аркебузиров, копейщиков и лучников, поддерживающих своими стрелами аркебузиров, пока те перезаряжали оружие. Так было, скажем, в 1600 году во время битвы при Сэкигахаре. Впрочем, английские пикинеры в 1625 году также должны были, помимо длинных пик, иметь луки. Причем стрелять из них требовалось, удерживая в левой руке одновременно и пику, и лук{305}.

Во время военной экспедиции в Корею в 1592—1598 годах войска японского военачальника Симадзу Ёсихиро включали одинаковое число лучников и аркебузиров — по 1500 человек, и лишь 600 человек имели доспехи и носили за плечами сасимоно, то есть были тяжелой пехотой. Конница, согласно приказу Ёсихиро, состояла из особо отобранных воинов. Всем всадникам, как и пехотинцам, предписывалось иметь шлем и доспехи; в приказе также специально оговаривалось, что копья должны быть как длинные (нагаэ-яри), так и короткие (тэ-ярки), — видимо, последними было удобнее драться в рукопашной схватке{306}.

Оригинальным оружием японских пехотинцев была алебарда нагината, прообразом которой стал японский меч, насаженный на длинную деревянную рукоять. Самураи низшего ранга предпочитали использовать нагинату в ближнем бою: длина этого оружия позволяла держать врага на расстоянии, а длинное древко-рычаг давало возможность наносить мощные удары. Широкое лезвие имело изгиб к острию. У древнейших нагинат длина клинка была около 60 сантиметров, но впоследствии он значительно увеличился. Известен и исключительный образец, имевший трехметровое древко с клинком почти в два метра, но, как правило, длина древка нагинаты равнялась расстоянию от ступни до уха владельца. В период Эдо (1603—1868 годы) нагината считалась женским оружием, и ею учились владеть дочери самураев{307}.

Лезвие похожего на нагинату оружия нагамаки было более длинным и узким; его также сделали по образу и подобию длинного меча и, как у меча, рукоять покрывали кожей акулы, обвитой плетеным шнуром, чтобы в бою не скользила рука.

Длинное копье яри, предназначенное пробивать доспехи противника, появилось в середине XIV века. Самурай наносил колющий удар правой рукой, а левой рукой просто поддерживал древко. Поэтому древко яри покрывали лаком — чтобы было легче вращать его в ладонях. Позднее такими копьями вооружали отряды пеших воинов асигару, построения которых напоминали ощетинившуюся македонскую фалангу.

С конца XVI века копья и пики стали основным боевым оружием и самураев, и асигару. Длина их древков была от двух до семи метров, и на них еще насаживали наконечники различной формы длиной от десяти сантиметров до трех четвертей метра. В итоге получалось нечто весьма внушительное, хотя конным самураям было удобнее управляться с короткими копьями.

Интересно, что японские самураи, отдав поначалу должное огнестрельному оружию, в дальнейшем стали относиться к нему крайне негативно, поскольку оно было относительно доступно для простолюдинов. Применение огнестрельного оружия лишало значения рыцарское искусство — даже самый доблестный самурай мог пасть жертвой случайной пули.

Но повернуть историю вспять еще никому не удавалось; не смогли сделать этого и самураи, и в Японии, как и на Западе, возобладало огнестрельное оружие. 14 октября 1866 года последний из сегунов отказался от своего поста в пользу молодого императора Муцухито; одновременно это означало конец почти семивековой истории рыцарей-самураев. На следующий год сёгун попытался вернуть себе власть, однако первое же столкновение его сторонников с императорскими войсками показало, что их дело безнадежно про играно. Как и столетия назад, они устремились в бой с луками, копьями и мечами, а их встретили огнем современных европейских ружей.

В 1876 году самураи лишились своего главного атрибута — им запретили ношение мечей. Институт самураев исчез, а сами самураи составили основу офицерского корпуса регулярной японской армии. При этом некоторые офицеры носили элементы самурайских доспехов даже в годы Русско-японской войны 1904—1905 годов.


Заключение.

Рыцари лукофобы и рыцари лукофилы

Итак, наше повествование подошло к концу. Те, кто внимательно читал его, конечно, заметили, что рыцарские доспехи везде развивались под воздействием оружия дальнего боя — главным образом лука и стрел. Во все времена, начиная с глубокой древности, совершенствование средств нападения вызывало усовершенствование средств защиты, и наоборот.

Однако нельзя не обратить внимание на одно обстоятельство: при всей эффективности лука западноевропейские рыцари им совсем не пользовались, хотя и сознавали его силу. В европейских армиях лучниками были исключительно простолюдины, никогда не стрелявшие непосредственно с коня, тогда как на Востоке все обстояло с точностью до наоборот! Почему? Почему на Западе рыцари были лукофобы, а на Востоке — лукофилы?

* * *

В Средние века самым действенным оружием был лук, и прежде всего так называемый композитный лук (то есть составленный из разных материалов), из которого стреляли сидя на лошади. Величайшими конными лучниками Средних веков были гунны, монголы и турки. Их имена воскрешают в памяти страшные образы мчащихся всадников, имитирующих отступление только для того, чтобы обернуться в седлах и выпустить смертельный град стрел. Но, несмотря на повторяющиеся поражения от восточных орд — прежде всего из-за отсутствия большого числа хорошо обученных конных лучников, — этот род войск так и не занял в европейских армиях подобающее место. Что же касается рыцарей, то они вообще не использовали лук и стрелы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История рыцарского вооружения"

Книги похожие на "История рыцарского вооружения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шпаковский

Вячеслав Шпаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения"

Отзывы читателей о книге "История рыцарского вооружения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.