» » » » Юрий Березкин - Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы


Авторские права

Юрий Березкин - Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Березкин - Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Знание, год 1982. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Березкин - Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы
Рейтинг:
Название:
Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы
Издательство:
Знание
Жанр:
Год:
1982
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы"

Описание и краткое содержание "Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы" читать бесплатно онлайн.



Книжка посвящена новейшим исследованиям по истории Древнего Перу, приблизившим нас к решению многих загадок, которые казались неразрешимыми. Например, была ли у перуанцев письменность? Знали ли они колесо? В чем причина гибели города Тиауанако? Что известно о некоторых загадочных памятниках цивилизации наска? Отвечая на эти, казалось бы, частные вопросы, ученые воссоздают историю ранних цивилизаций на Южноамериканском континенте.






Но этого мало. Продукты надо запасти впрок и сосредоточить в нужном месте. Следовательно, они не должны быть скоропортящимися, а для их доставки требуются дороги, удобные водные пути и средства транспорта. Строителей храмов что-то должно понуждать к работе и кто-то руководить ими. Значит, в обществе должны были еще раньше выделиться люди, которые могли убедить соплеменников совершать действия, прямо уровень их благосостояния не повышающие. Именно убедить, а не заставить, так как в распоряжении руководителей не было особой вооруженной силы.

В общем, предварительных условий много, но главное из них — возможность накопить запасы пищевых продуктов. Каким путем будут они получены — в принципе безразлично. На северо-западном побережье Северной Америки, например, реки так богаты рыбой, что, заготавливая ее впрок, индейцы вполне могли содержать своих вождей, ремесленников и воинов. Но это скорее исключение.

Как правило, устойчивым источником средств существования оказывается только земледелие. Но земледелие, как и скотоводство, не появляется сразу, в результате открытия, которым все спешат воспользоваться. На протяжении долгих веков человек постепенно осваивал новые для него виды деятельности, медленно меняя привычки и навыки.

И это понятно. Недавние исследования показали, что ранние земледельцы живут часто хуже охотников. Им приходится больше работать, они хуже питаются, вероятно, больше болеют. Единственное преимущество нового вида хозяйства — возможность прокормить на той же площади угодий гораздо большее количество людей. Долгое время земледелие для первобытного человека оставалось побочным занятием, но из-за роста населения и истощения природных ресурсов он стал вынужден уделять ему все больше внимания.

Однако основой цивилизации может стать не всякое земледелие, а лишь высокопродуктивное. Обычно это происходит там, где люди начинают использовать соху, силу тягловых животных, употребляют орудия из металла. Примерно так было и на Ближнем Востоке. Первые опыты по приручению животных и культивации растений начались там еще в X–XI тыс. до н. э., а господствовать новые виды хозяйства стали с VII–VI тыс. до н. э. И лишь долгое время спустя, уже будучи искусными земледельцами и скотоводами, освоив плавку меди, колесо, гончарный круг, люди стали возводить монументальные храмы божествам и жить в больших городах. В конце IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии возникли первые государства.

Логично было ожидать, что примерно тем же путем шли в своем историческом развитии и индейцы Перу. Предполагалось, что зародившиеся в глубокой древности земледелие и скотоводство в горных районах Анд к концу III тыс. до н. э. стали основой хозяйства. Затем на рубеже II и I тыс. до н. э. появились первые памятники монументальной архитектуры (культура чавин) и, наконец, в начале нашей эры высокоразвитые цивилизации тиауанако, мочика и др., которым почти несомненно соответствовали государственные образования.

Открытие древнейших земледельческих культур Южной Америки в конце 60-х — начале 70-х годов в основном подтвердило эту гипотезу, хотя и внесло в нее некоторые уточнения.

В 1969–1970 гг. специалисты из разных стран под руководством Ричарда Мак Ниша, ранее прославившего свое имя исследованием раннеземледельческих культур Мексики, предприняли поиски таких же памятников в горах Перу. Для этого был выбран район Аякучо — здесь много пещер и сравнительно сухой климат, что вселяло надежду отыскать в земле остатки растений. В пещере Пикимачай удалось обнаружить археологические напластования, начиная по крайней мере с XII, а может быть, и с XX тыс. до н. э. и кончая недавним прошлым.

Первые указания на существование земледелия были получены для периода хайва (6600–5500 гг. до н. э.). В отложениях этого времени были найдены остатки перца, тыквы-горлянки, плодов горлянкового дерева (т. е. калебас, из которых делают сосуды) и кустарника уруку, содержащего красный пигмент, широко используемый индейцами. Любопытно, что в Андах нет диких предков этих растений и в культуру они были скорее всего введены индейцами восточных низменностей. Особенно загадочно происхождение горлянки. Ее дикие предки росли в Африке и многие тысячелетия назад проникли в Америку.

В следующий период, пики (5500–4300 гг. до н. э.), в Аякучо впервые появляются культурные растения, имевшие существенное пищевое значение — лебеда киноа, амарант и, может быть, съедобная тыква. Наконец, в период чиуа (4300–2800 гг. до н. э.) обитатели пещеры Пикимачай уже выращивали фасоль, кукурузу, а также хлопок. Вероятно, люди имели и домашних лам.

Если после работ Р. Мак Ниша у кого-нибудь еще и оставались сомнения относительно раннего появления в Перу культурных растений, они рассеялись после раскопок другой пещеры, Гитарреро, расположенной в долине Санты. Ее обитатели уже 8000 лет назад выращивали фасоль.

Многих удивила находка в ранних слоях пещеры Пикимачай кукурузы. До этого считалось, что это растение проникло в Южную Америку из Мексики лишь во II тыс. до н. э. Мак Ниш не только обнаружил маис в более глубоких слоях, чем ожидали ученые, но и выяснил, что принадлежат остатки к своеобразным, исконно перуанским сортам. Ряд археологов вскоре подтвердили точность его данных. Мало того, во II тыс. до н. э. кукуруза, как недавно выяснено, проникает уже и на перуанское побережье, и в горные районы Чили. Оказалось, что по крайней мере в середине III тыс. до н. э. с ней были хорошо знакомы жители побережья Эквадора. Определить это удалось благодаря применению новых методов исследования.

Уже с рубежа IV–III тыс. до н. э. уровень культуры на побережье Эквадора был сравнительно высок. Поэтому археологи предполагали, что люди занимались здесь не только рыбной ловлей и охотой, но и земледелием. Доказать это, однако, не удавалось, так как во влажной почве растения не могли сохраниться. И вот, несколько лет назад, биологи обнаружили, что в клетках растений при жизни образуются кремнистые тела — что-то вроде микроскопических панцирей морских организмов. Они отличаются по размеру и форме в зависимости от вида растений. Исследуя под микроскопом почву с древних эквадорских поселений, ученые обнаружили в ней кремнистые тела кукурузы.

Итак, земледелие зародилось в Южной Америке где-то в VII тыс. до н. э., а господствующей отраслью хозяйства стало в конце III — начале II тыс. до н. э. Эти темпы развития в точности соответствуют тем, какие мы наблюдаем на Ближнем Востоке (и в Мексике). Посмотрим же, что происходит дальше.

Считалось, что в Андах между распространением сравнительно высокоурожайного земледелия (с кукурузой, фасолью, тыквой, арахисом, киноа, картофелем) и возникновением первой цивилизации (чавин) пролегло более тысячи лет. Недавние раскопки показывают, что промежуток между этими событиями мог быть меньшим и что монументальные храмы чавина не были самыми ранними в Южной Америке.

Первая брешь в традиционных взглядах была пробита в 60-х годах в ходе исследований на перуанском побережье. Со второй половины III и до середины II тыс. до н. э. там существовала своеобразная приморская культура. Ее создатели использовали в основном пищевые ресурсы океана, дополняя их земледелием. В орошаемых паводками поймах речек они сажали фасоль и хлопок, но засевать большие поля не могли, так как не умели строить оросительных каналов. Жили эти люди в землянках или наземных домах из глины и камня, в небольших поселках. Они знали ткачество, но гончарство оставалось им незнакомо.

Так было везде, кроме участка побережья длиной 300 км к северу от Лимы. Когда археологи впервые обнаружили там монументальные постройки и крупные поселения, в которых жили сотни, если не тысячи людей, они поначалу не хотели варить, что эти памятники связаны все с той же культурой рыболовов-земледельцев. Но это оказалось именно так.

На этот раз все объяснилось просто. Как раз на этом участке побережья из-за особой циркуляции морских вод ресурсы океана особо богаты. Кроме того, именно сюда уже в самом начале II тыс. до н. э. проникла с гор кукуруза — растение весьма урожайное. Ну и главное, постройки, о которых идет речь, невелики — высотой лишь несколько метров.

Однако открытия следовали одно за другим. Вы помните культуру паракас? Мы писали, что вначале она находилась под влиянием цивилизации чавин и что ее создатели в то время не строили ни храмов, ни городов. К северу от Лимы храмы были. Многие десятилетия ученые осматривали эти огромные, оплывшие глиняные холмы и считали, что их построили чавинцы, спустившиеся с гор в начале I тыс. до н. э.

В 1937 г. распространились слухи, что индейцы в долине Касма (южнее порта Чимботе) поклоняются фигуре воина, высеченной на гранитной плите. На место отправился тогдашний ведущий перуанский археолог Хулио Тельо. На холме Серро Сечин ему удалось найти и раскопать глиняную стену, в которую были вмурованы 90 подобных плит с прорезными изображениями. Тематика традиционная. На одних запечатлены воины-победители (рис. 17), на других — обнаженные пленники, которых приносят в жертву. Отрубленные головы и конечности, тела, рассеченные пополам, торчащие позвонки создают жуткую и впечатляющую картину. Не исключено, что стену соорудили в честь крупной военной победы. Внутри этой ограды были расчищены остатки храма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы"

Книги похожие на "Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Березкин

Юрий Березкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Березкин - Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы"

Отзывы читателей о книге "Древнее Перу. Новые факты — новые гипотезы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.