» » » » Теплов Б.М. - Психология. Учебник для средней школы


Авторские права

Теплов Б.М. - Психология. Учебник для средней школы

Здесь можно скачать бесплатно "Теплов Б.М. - Психология. Учебник для средней школы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Учпедгиз, год 0101. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Теплов Б.М. - Психология. Учебник для средней школы
Рейтинг:
Название:
Психология. Учебник для средней школы
Автор:
Издательство:
Учпедгиз
Год:
0101
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология. Учебник для средней школы"

Описание и краткое содержание "Психология. Учебник для средней школы" читать бесплатно онлайн.








Важное значение для вопроса об одарённости и способностях имеет указание И. П. Павлова о специально человеческих типах высшей нервной деятельности: относительное преобладание первой или второй сигнальной системы в отдельных проявлениях высшей нервной деятельности человека дало основание И. П. Павлову выделить «художественный» и «мыслительный» типы. Особенности взаимодействия двух сигнальных систем наиболее резко обнаруживаются у крайних представителей этих типов. «Художественный» тип характеризуется повышенной чуткостью к возбуждениям через первую сигнальную систему: богатство и яркость непосредственных впечатлений, доставляемых органами чувств, отличает представителей этого типа. Наоборот, для «мыслительного» типа характерны способность и склонность к абстрактному мышлению. Как уже отмечалось при изложении вопроса о типах памяти, многие люди должны быть отнесены к среднему типу, гармонически сочетающему в себе действие обеих сигнальных систем.

То своеобразие одарённости, которое отличает каждого человека, является залогом ценности человека для общества. Не бывает людей, ни к чему не способных. Каждый человек имеет определённую, характерную для него одарённость, обеспечивающую возможность успешного осуществления определённых видов деятельности. Широта интересов и забота о всестороннем развитии способностей — самые важные условия для того, чтобы эта одарённость могла проявиться возможно раньше и определённее.

У нас в Советском Союзе молодёжи предоставлены широчайшие возможности и для получения образования, и для выбора специальности согласно склонностям и способностям. Наша жизнь открывает перед каждым человеком необозримые перспективы для применения его сил и способностей. При этих условиях теряет смысл разделение людей на «способных» и «неспособных». Справедливо говорил Николай Островский: «У нас не талантливы только лентяи. Они не хотят быть ими. А из ничего не рождается ничего, под лежачий камень вода не течёт».

Но тем больший смысл приобретает у нас вопрос: к чему более всего способен данный человек, каковы его способности и его одарённость?

§77. Темперамент

Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их), 2) в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т. д.), 3) в быстроте движений, общей подвижности человека.

Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический — быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический — медленно возникающими, но сильными чувствами, флегматический — медленно возникающими и слабыми чувствами. Для холерического и сангвинического темпераментов характерны, кроме того: 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны: 1) медленность движений и 2) слабое выражение чувств.

Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.

Холерик — человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.

Сангвиник — человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на всё, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Характерными представителями четырёх темпераментов могут служить четыре действующих лица романа Тургенева «Накануне»: Инсаров (холерический темперамент), Шубин (сангвинический), Берсенев (меланхолический), Увар Иванович (флегматический). Яркие представители холерического темперамента — старый князь Болконский («Война и мир») и Чертопханов, герой двух рассказов из «Записок охотника» Тургенева («Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»). Законченный тип сангвиника — Степан Аркадьевич Облонский («Анна Каренина»).

Контраст между сангвиническим и флегматическим темпераментами ярко показан Гоголем в образах Кочкарёва и Подколёсина («Женитьба»). Контраст между сангвиническим и меланхолическим темпераментами отчётливо выступает при сопоставлении двух женских образов в «Войне и мире»: Лизы, жены князя Андрея («маленькая княгиня»), и княжны Марьи.

Характерные черты темпераментов объясняются теми свойствами высшей нервной деятельности, которые кладутся в основу деления типов высшей нервной деятельности: 1) силой нервных процессов, 2) уравновешенностью или неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, 3) подвижностью нервных процессов. Так, например, вспыльчивость холерика, его склонность к бурным аффективным вспышкам объясняется отсутствием равновесия между процессами возбуждения и торможения, преобладанием возбуждения над торможением. Такой тип нервной системы называется «возбудимым», или «безудержным», типом. Различие между эмоциональной живостью и общей подвижностью сангвиника, с одной стороны, и эмоциональной невозмутимостью и общей медлительностью флегматика — с другой, объясняется различиями в степени подвижности нервных процессов.

Мы знаем, что тип нервной системы не является чем-то совершенно неизменным. Не является неизменным и темперамент. Нередко темперамент меняется с возрастом; он может изменяться и «под влиянием жизненного воспитания». Но во всяком случае темперамент — достаточно устойчивое свойство, относящееся к числу характерных психических свойств личности.

Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырём основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями типов холерика, сангвиника, меланхолика или флегматика; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Так, например, у Пьера Безухова («Война и мир») в большинстве обыдённых житейских проявлении бросаются в глаза черты флегматического темперамента: медлительность, добродушное спокойствие, невозмутимость Но в редких, чрезвычайных обстоятельствах он обнаруживает типичную для холерика вспыльчивость и не только даёт бурные эмоциональные вспышки, но и совершает под влиянием их экстраординарные поступки. В то же время мы можем заметить у него черты, характерные для меланхолического темперамента: медленно возникающие, но сильные, устойчивые и почти не выявляющиеся вовне чувства.

Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами. Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка уменья владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология. Учебник для средней школы"

Книги похожие на "Психология. Учебник для средней школы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Теплов Б.М.

Теплов Б.М. - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Теплов Б.М. - Психология. Учебник для средней школы"

Отзывы читателей о книге "Психология. Учебник для средней школы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.