» » » » Архимандрит Борис (Долженко) - Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику


Авторские права

Архимандрит Борис (Долженко) - Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику

Здесь можно купить и скачать "Архимандрит Борис (Долженко) - Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви»83d97411-032b-11e3-b9a6-002590591ed2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Архимандрит Борис (Долженко) - Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику
Рейтинг:
Название:
Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-88017-298-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику"

Описание и краткое содержание "Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику" читать бесплатно онлайн.



Духовная жизнь похожа на полет птицы. Пока птица движется вперед, она не падает на землю. Так и нам надо постоянно двигаться вперед. Между тем после воцерковления мы обычно останавливаемся и не знаем, что делать дальше. В этой книге сделана попытка рассказать о дальнейшем пути после воцерковления и даны ответы на многие вопросы, которые возникают у человека, идущего к Богу.






Однако до некоторой степени печалиться при тяжелых внешних несчастьях человеку свойственно, и это не осуждается ни Божиим законом, ни человеческим. Но печаль христиан не должна быть безмерной до отчаяния. Поскорбели, отдали дань немощи человеческого естества, и нужно возвращаться к жизни. Если мы потеряли близкого человека, то, вспомнить о нашей вере в бессмертие души и воскресение.

Человек всегда испытывает облегчение в печали, если кто-то ему сопереживает, соболезнует. Выражение сочувствия человеку в этом случае является одной из форм душевной милостыни, к которой призывает нас Апос тол словами: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12, 15). Однако если сам человек не борется с состоянием печали, оно приходит к нему все чаще и чаще по маловажным поводам и наконец становится страстью. Человек, пораженный страстью печали, постоянно жалуется и ищет сочувствия, уподобляясь нищему, который мог бы и трудиться, но сделал попрошайничество своей профессией. Таковой нуждается не столько в сочувствии, сколько в увещании бороться со своей страстью. Борьба же с печалью заключается в терпении скорбей как своего жизненного креста, вере в Промысл Божий.

Печаль мирскую следует отличать от печали по Богу. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Печаль по Богу, производящая спасительное покаяние, – печаль о своих грехах.

Тщеславие

Тщеславие – это желание земной, человеческой славы. Тщеславный любит похвалы, аплодисменты, признание заслуг, уважение, а еще лучше – почитание, не упускает случая похвалить и самого себя, в собрании любит выделиться чем-нибудь среди других – острым умом, широкими познаниями, красотой речи, заслугами, внешностью, манерами поведения, богатством. Тщеславие заставляет своих рабов делать карьеру, изучать науки, овладевать искусствами, заниматься спортом, участвовать в различных состязаниях, показывать храбрость на людях, оригинальничать и даже совершать внешние подвиги благочестия. Нередко, когда отнимаются поводы к тщеславию (например, при поступлении в монастырь), человек уже не может совершать тех подвигов, которые нес в прежней обстановке, и очень переживает, думая, что лишился благодати. А на самом деле это свидетельствует лишь о том, что они держались на тщеславии.

Перед другими людьми тщеславный скрывает свои недостатки, проступки, низкие мотивы своего поведения, и желает казаться лучше, чем он есть на самом деле (даже на исповеди перед духовником). Поэтому с тщеславием неразлучны лицемерие, двоедушие, ложь и самооправдание. Некоторые достигают в этом такого мастерства, что им удается обманывать не только других, но и самих себя.

Особенностью тщеславия является способность примешиваться к любой добродетели, в том числе и к смирению, обесценивая их перед Богом. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (Мф. 6, 2). То же можно сказать и о любой другой добродетели. Потщеславился ею перед людьми? – уже получил награду свою. Иногда по этой причине богобоязненные люди не хотят браться за доброе дело, чтобы не впасть в тщеславие. Однако такой подход ошибочен: не следует отказываться от доброго дела потому только, что оно может послужить поводом к тщеславию. Дело надо делать, а с тщеславием бороться.

Тщеславие не только проявляется внешне, но и живет внутри нас. Мы можем тщеславиться в душе своими добрыми поступками, успешным исполнением дела, умом, ловкостью, щедростью, красотой, аккуратностью и прочими своими «замечательными» качествами, услаждаясь этим. Так как любые внешние проявления страсти начинаются с мыслей, чувств и желаний, то важно научиться замечать эти ростки тщеславия внутри себя и бороться с ним.

Как же действовать, чтобы побороть тщеславие?

Прежде всего, надо приписывать свои успехи и достижения Божественной помощи. Без Меня не можете делать ни чего, – говорит Господь (Ин.15, 5). Помнить, что, присваивая успехи, мы становимся похитителями славы Божией. Поэтому за всякое удачное дело говори: «Слава Тебе, Господи!»

Далее следует помнить, что, хвалясь дарами Создателя как своими, мы можем быть лишены их для нашего вразумления. Так нередко и бывает: за тщеславие верующие часто лишаются даров Божиих, ибо над нашим спасением бдит Божественный Промысл.

Если мы молились о ком-то, и человек получил просимое, нам не следует приписывать это своим молитвам, но милости Божией, вере человека, молитвам других людей.

Мы должны тотчас укорять себя, заметив в себе страсть тщеславия. Что значит укорять себя? Надо ругать себя, как воспитатели ругают подопечных за проступки, причем выбирать выражения хотя и пристойные, но крепкие. Самоукорение – универсальное средство против различных грехов.

И, конечно же, чаще прибегать к Таинству Покаяния.

Как относиться к похвалам? Не как к удовольствию, а как к искушению, с которым надо бороться. Вести себя в этом случае можно так:

пропустить похвалу мимо ушей, как будто мы ее не слышали;

сослаться на помощь Божию или ближних;

если уместно, в ответ похвалить хвалящего так, чтобы взаимная похвала обратилась в шутку;

если хвалящий сам борется со своими страстями, допустимо попросить его этого не делать, сославшись на то, что нам, немощным, это неполезно.

Можно найти и множество других способов защитить себя от тщеславия, которые подскажет в каждом конкретном случае интуиция.

Гордость

Гордость – начальница всех страстей. Она питает и поддерживает прочие страсти, являясь их надежной опорой. Именно гордость была причиной падения Денницы – прекраснейшего из высших Архангелов. Возомнив себя равным Богу, он лишился небесной славы, стал диаволом, сатаной, клеветником, отцом и начальником всякой лжи и всякого зла. Сатана увлек за собой часть ангельского мира. С тех пор все падшие ангелы, именуемые бесами, являются носителями гордости. Сатана прельстил тою же гордыней первозданных людей, Адама и Еву: Будете, как боги (Быт. 3, 5). Вслед за своими прародителями этой страстью прельщаются и все их потомки. Гордость в самой своей основе есть самообожествление. Не случайно некоторые древние языческие правители, не встречая естественных преград своей гордыне, прямо требовали воздавать себе божественные почести.

Гордость, как никакая другая страсть, многообразна в своих проявлениях. Первыми ее порождениями являются эгоизм, болезненное самолюбие, высокая самооценка. Скажем немного о каждой из них.

Эгоизм или эгоцентризм – когда «я» полагается в центре мироздания, и все вокруг должно служить ему. Такой взгляд на вещи порождает и соответственное жизненное правило: «Лишь бы мне было хорошо, а там хоть травка не расти».

Самолюбие – очень болезненная и чувствительная любовь к самому себе. Оно не терпит не только прямых оскорблений, но и малейших намеков на неуважение, находя их в тоне, словах и поведении окружающих. Обнаружив «состав преступления», самолюбие далее передает дело гневу или обиде.

Высокая самооценка, иначе – самомнение – порождает чувство превосходства над другими, мнение, что «я» – нечто важное пред Богом и людьми. Конечно, человек – венец творения, и душа человеческая дорога в глазах Божиих. Но пусть эту цену даст ей Бог, а не мы сами. Нам же полезно считать себя хуже не только людей, но даже и скотов, которые не согрешают и страдают по вине человека. Однако, поскольку мы не можем вдруг придти в такое высокое духовное состояние, начнем с доступного. Станем считать себя не лучше других, а такими же, как все люди – для многих и это будет трудно.

Можно как-то понять самомнение человека, занимающего высокое общественное положение, но откуда берется болезненное самолюбие у бездомных странников, обитателей трущоб и мест лишения свободы?! Казалось бы, физически, психически и социально неполноценных людей само их бедственное положение должно располагать к смирению, но среди этих людей самомнение встречается ничуть не реже. Это говорит о духовной, а не социальной природе указанной болезни. Нельзя по жалкому внешнему виду предполагать в человеке естественное смирение. Высокая добродетель смирения, конечно, драгоценна и в рубище. Но встречается она крайне редко в любом сословии и приобретается великим трудом. Гордость же – она и в лаптях гордость.

Современная психология утверждает, что человек с низкой самооценкой обречен быть постоянным неудачником, так как она порождает нерешительность, неуверенность, пассивность. Однако смиренный христианин соединяет в себе, казалось бы, несоединимое – евангельскую нищету духовную (см. Мф. 5, 3) с активной жизненной позицией, ибо он полагается не на свои силы, а на Господа. Он говорит вслед за апостолом Павлом: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), и в этом уповании – источник его решимости и дерзновения в решении жизненных задач, упорства в преодолении трудностей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику"

Книги похожие на "Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Архимандрит Борис (Долженко)

Архимандрит Борис (Долженко) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Архимандрит Борис (Долженко) - Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику"

Отзывы читателей о книге "Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.