» » » Наталия Богачкина - Социальная педагогика. Шпаргалка


Авторские права

Наталия Богачкина - Социальная педагогика. Шпаргалка

Здесь можно купить и скачать "Наталия Богачкина - Социальная педагогика. Шпаргалка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Научная книга, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Богачкина - Социальная педагогика. Шпаргалка
Рейтинг:
Название:
Социальная педагогика. Шпаргалка
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социальная педагогика. Шпаргалка"

Описание и краткое содержание "Социальная педагогика. Шпаргалка" читать бесплатно онлайн.



Социальная педагогика. Шпаргалка






5. От 13 до 16 лет – подростковый возраст. Наблюдаются быстрые физиологические изменения, эмоциональная неуравновешенность, стремление к независимости, проявлению собственного «я». Это период больших открытий и часто таких же больших разочарований. В современных условиях при отсутствии нравственных идеалов этот период представляется особенно тяжелым.

В психологии многие авторы придерживаются следующей возрастной периодизации:

1) младенчество (до 1 года);

2) раннее детство (до 3 лет);

3) дошкольное детство (от 3 до 7 лет);

4) школьное детство (от 6–7 до 10 лет);

5) отрочество (от 10 до 15 лет);

6) ранняя юность (15–17 лет);

7) юность (17–21 год);

8) молодость (21–28 лет);

9) зрелость (28–60 лет);

10) пожилой возраст (60–75 лет);

11) старость (75–90 лет);

12) долгожители (от 90 лет).

Социализация личности

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность [Василькова Ю. В., Василькова Т. А, 2001]. Процесс социализации осуществляется в ходе образования, воспитания и самовоспитания, когда происходят постановка и достижение целей, возникает уверенность в своем положении в обществе.

Рассмотрим видение процесса социализации личности С. И. Гессеном, представленное Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой. С. И. Гессен выделял три ступени социализации.

Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.

Вторая ступень – период активного познания ребенком окружающего мира, вхождение в мир культуры. Важно, насколько сильно затрагивают ребенка социальные процессы общества.

Третья ступень – процесс самообразования, внешнего и университетского образования; совершенствуется собственное «я», формируется мировоззрение.

С. И. Гессен выделил шесть фаз развития ребенка:

1) до 5 лет – фаза интенсивного развития;

2) с 5 до 7 лет – фаза «первого застоя»;

3) с 7 до 11 лет – фаза второго интенсивного развития;

4) с 11 до 14 лет – фаза «второго застоя»;

5) с 14 до 17 лет – третья фаза интенсивного развития;

6) с 17 до 21 года – фаза гармонизации, или медленного развития.

А. В. Мудрик приводит концепцию социализации А. В. Петровского, который утверждает, что в процессе развития личности происходит закономерная смена следующих фаз: адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение микрофаз и есть жизненный путь человека: детство (адаптация); отрочество (индивидуализация); юность (интеграция).

Фаза адаптации выражается в усвоении действующих в обществе норм, в овладении средствами и формами деятельности. Индивидуализация возникает как результат противоречия между достижениями адаптации и потребностью в максимальной реализации индивидуальных возможностей. Интеграция вызывается возникающими противоречиями между потребностями личности и стремлениями группы принять только те индивидуальные особенности, которые способствуют объединению личности и группы.

А. В. Петровский считает, что если переход к новому этапу не подготовлен внутри предыдущего, то на рубеже между любыми возрастными периодами возникает кризисная ситуация, что затрудняет процесс адаптации. Согласно этой концепции выделенные закономерности определяют и развитие личности при вхождении в новую группу в любом возрасте и собственно возрастное социальное развитие личности [Мудрик, 1994].

Социальное воспитание

Социальное воспитание предполагает, что общество заботится о своем подрастающем поколении. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова указывают, что в процессе воспитания формируется такое поведение, которое должно соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. При этом в государстве создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения, призванные обеспечивать физическое, психическое и социальное развитие личности.

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют элементы правильно организованного социального воспитания. Рассмотрим их.

Оказание индивидуальной помощи личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, обеспечение возможностей для восстановления физического, психического и социального здоровья.

Обеспечить защиту прав ребенка (подростка) на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.

Организовать охрану здоровья ребенка (подростка), возможность осуществления социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.

При организации социального воспитания педагогу следует учитывать следующие факторы, оказывающие влияние на формирование личности: природа и родной язык; общение в семье, школе, окружающей среде; деятельность ребенка (подростка); средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни ребенка.

В настоящее время психологами и педагогами разработаны следующие принципы социального воспитания:

1) принцип природосообразности – исследование задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии;

2) принцип народности – учет национальных традиций, культуры, специфики и особенностей родного языка;

3) принцип гуманности – признание индивидуальности каждого ребенка, особенностей его физического, нравственного, социального и эмоционального развития. Принцип реализуется при оказании помощи личности в процессе самоопределения и самореализации в семье, школе, в досуговой деятельности, в оздоровительных, культурных, социальных, общественных и иных учреждениях;

4) принцип социальной ответственности общества за творческую реализацию личности, за овладение знаниями, удовлетворенности в общении. Для этого следует уделять повышенное внимание развитию одаренных детей, детей, ослабленных физически, детей-сирот, детей-инвалидов, умственно отсталых детей и с отклонениями в поведении, детей, подвергающихся жестокому обращению и нуждающихся в попечительстве.

Самовоспитание. Перевоспитание

Ю. М. Орлов дает следующее определение: «Самовоспитание – это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности». Это означает изменение человека, его физическое, духовное, нравственное, социальное и творческое совершенствование.

Процесс самовоспитания выражается в конкретных действиях и поступках:

1) выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, выбор пути преодоления;

2) желание выбрать самому эту цель, т. е. освободиться от страха, что не достигнет ее;

3) убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;

4) сосредоточить все свои силы, чтобы достичь этой цели;

5) периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;

6) четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими [Василькова Ю. В., Василькова Т. А., 2001].

Сложнейшей задачей для социального педагога становится формирование у ребенка стремления к самовоспитанию. Такое стремление у большинства детей, как правило, возникает в подростковом периоде.

При организации педагогического руководства самовоспитанием следует придерживаться гибкости, исходить из учета особенностей ребенка (подростка) и особенностей ситуации.

Перевоспитание – это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности [Василькова Ю. В., Василькова Т. А., 2001].

Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова указывают следующие направления перевоспитания:

1) восстановление положительных качеств;

2) вовлечение в занятия спортом и трудом, что заполняет время;

3) развитие положительных качеств через стимулирование положительных поступков;

4) стремление освободить подростка от отрицательных качеств;

5) создание положительного опыта и жизнедеятельности подростка;

6) обучение подростка критическому анализу своих поступков.

К методам перевоспитания относятся метод переучивания, метод переключения, метод «взрыва».

Метод переучивания предполагает предварительную работу, в ходе которой осуществляется поиск дел, способных наполнить досуг новым нравственным содержанием.

Метод переключения заключается в вовлечении подростка в новую общественную или трудовую деятельность, в занятия творчеством, спортом, туризмом.

Метод «взрыва» активно использовал в своей педагогической деятельности А. С. Макаренко. Суть метода заключается в непредсказуемости для воспитанника действий педагога (например, доверить общественные деньги подростку, который накануне был уличен в воровстве).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социальная педагогика. Шпаргалка"

Книги похожие на "Социальная педагогика. Шпаргалка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Богачкина

Наталия Богачкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Богачкина - Социальная педагогика. Шпаргалка"

Отзывы читателей о книге "Социальная педагогика. Шпаргалка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.