» » » » Проспер Буассонад - От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе


Авторские права

Проспер Буассонад - От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе

Здесь можно купить и скачать "Проспер Буассонад - От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Проспер Буассонад - От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе
Рейтинг:
Название:
От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-227-02157-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе"

Описание и краткое содержание "От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе" читать бесплатно онлайн.



В своей работе французский историк, профессор П. Буассонад анализирует причины возникновения и формирования на протяжении десяти веков (V–XV вв.) феномена европейской цивилизации, которая возникла на пепелище Римской империи, возродила и в тяжелой борьбе отстояла основные ценности и культурные институты просвещенного человечества. Автор дает яркую и впечатляющую картину раннесредневековой Европы, где под влиянием Церкви изменяется отношение к труду и государству. Он объясняет, что такое общинно-корпоративное устройство средневековой (темной) Европы, в каком виде существовала в этот период промышленность и почему земля почиталась главной ценностью. По мнению Буассонада, носителями основных духовных и культурных традиций были крестьяне, а важнейшим элементом развития Европы в X–XIII вв. стали возникновение третьего сословия и формирование единых национальных государств.






Традиции примитивной аграрной экономики в западном обществе были по-прежнему сильны: люди надеялись по-старому собирать с земли то, что производит природа, использовать леса, вести хозяйство старыми способами пастушеской экономики, ничего в них не меняя. Значительная часть земель Европы – в Ирландии, на побережье Англии, в Нидерландах и Нижней Германии, а также вдоль побережий Пикардии, Нижнего Пуату и Ломбардии, представляла собой болота. Равнины были полны болот, и по-прежнему существовали огромные вересковые пустоши – пустынные равнинные земли, поросшие кустарником дроком и вереском, которые в разных странах назывались по-разному – commons, velds, boschen, houten, loos, hermes, gastinnes, ranсerates, e'pinaies. Эти пустоши занимали значительную часть Ирландии, Уэльса и Шотландии, треть Англии (вместе с болотами), большие участки территории Нидерландов, Северной и Южной Германии, часть Швейцарии, центральную (расположенную на плоскогорье) часть Франции, Арморику, Южную Аквитанию и Центральную Италию. В грамотах того времени постоянно упоминаются эти невозделанные земли, которые составляли значительную часть территории в крупных поместьях.

Все христианские народы Запада добывали важную часть средств к существованию, ловя рыбу в реках или в прибрежных водах морей. Они умели использовать плотины и запруды для ловли рыбы, а во времена Каролингов землевладельцы – монахи и сеньоры – устраивали в своих имениях рыбные пруды и садки. Короли и знатнейшие аристократы могли продавать рыбу со своих вилл. Жители берегов Ла-Манша, Северного моря и Атлантики ловили сельдь, лосося, омаров и бельдюгу и даже отваживались охотиться на тюленей, морских свиней (морское животное подотряда зубатых китов, длина тела 1,8 метра, вес до 80 килограммов. – Пер.) и китов. Рыбаки Средиземноморья продолжали ловить тунца и других рыб, характерных для их моря. Повсюду рыба была важной составной частью пищи.

Несмотря на вырубку лесов, они покрывали, словно плащ, большую часть земель Запада. Ирландия, Уэльс, Корнуолл и Горная Шотландия, теперь не имеющие этого покрова, в то время были покрыты густыми лесами из дуба, бука, сосны и ели. В этих краях в болотах до сих пор можно найти стволы деревьев. Кельтская поэзия полна очарованием этого изначального древнего леса. Почти вся Арморика (Бретань) была огромной чащей, и память об этом увековечена в освященных временем сказаниях о лесе Броселианд (Броселиан). Треть Англии была покрыта огромными лесами, которые доходили до Суссекса и Дорсета и захватывали даже нижнюю часть долины Темзы, полностью окружая эту реку. Из этих лесов выходили стаи волков, которые еще в IX в. нападали на деревни. Равнины Фландрии и Нидерландов сейчас выглядят совершенно голыми, но до XI в. значительную их часть занимали леса – houtlands, которые доходили до огромных лесных массивов – Арденнского леса и лесов плато Эйфель (знаменитого Леса угольщиков (forêt Charbonnière) из легенды. Вогезы, Хардт и Центральная Германия тоже были покрыты лесами, в которых колонизация расчистила лишь маленькие участки, а великий Герцинский лес простирался даже за границу Богемии (Чехии), и вряд ли в нем вообще велись хоть какие-то вырубки деревьев под поля. В Галлии, судя по всему, две трети территории еще были покрыты лесом во времена Карла Великого, и похоже, что даже в округах с большим количеством возделанных земель леса занимали от трети до половины территории округа. От гряды Аргонн до Альп и Пиренеев и от океана до Юры были одни леса, среди которых лишь изредка встречались возделанные поля. Лес вернул себе отвоеванные у него ранее земли в Северной и Восточной Испании, на значительной части территорий Северной, Центральной и Южной Италии. Охранные законы уже защищали леса от огня и от опустошения пользователями. Карл Великий пытался перейти к рациональному ведению лесного хозяйства: начал регулировать рубку леса и давал указания по поводу обрезки деревьев. Лес поистине играл важнейшую роль в экономике той эпохи. Он давал людям дерево для построек и дрова, смолу, большинство вещей, необходимых для освещения домов, и плоды своих деревьев и подлеска. Под его тенистыми кронами огромные стада свиней рылись на земле, отыскивая желуди. Охота, которая вначале была правом всех свободных людей, но которую знати обычно удавалось присвоить только себе, в изобилии поставляла к столу крупную и мелкую дичь. В лесах было множество медведей, кабанов, оленей и таких животных, которые сегодня исчезли, – например, туров и зубров, а под покровом леса в речках жили бобры. Часть продовольствия для крупных имений в те дни добывалась путем охоты.

Еще одним мощным источником средств к существованию было скотоводство. Большинство кельтов, аглосаксов и других германцев и после того, как стали цивилизованными, остались в первую очередь скотоводами. Типичный англичанин IX в. был пастухом, а не моряком: в одном округе на побережье Девоншира мы насчитываем 1168 свинопасов и только 17 рыбаков. В Ирландии скот ценился выше, чем земля, и богатство человека определялось количеством его коров. В Центральной Германии скот еще в VII в. был единицей расчета, заменявшей деньги. Везде, кроме приморских и альпийских округов, богатых травяными лугами, орошаемые луга с хорошим поливом (prata) были редкостью, а господствовали пастбища (pasqua) и общинные земли. Поэтому крупного рогатого скота и лошадей было особенно много в тех местностях, где к ним была благосклонна природа, и на специально выделенных для них землях крупных имений. Боевых коней, племенных жеребцов и быков выращивали старательно и бережно. Лошади, которых было меньше, чем ослов, стоили очень дорого – в Галлии цена коня равнялась третьей части или половине цены раба. Мелкого скота было много: он не требовал таких больших затрат, как крупный, и больше подходил для примитивного сельского хозяйства. Свиней разводили для еды, овец ради шерсти, коз ради мяса и шкур, домашнюю птицу как еду для господского дома, пчел ради меда, заменявшего сахар, и ради воска, свечи из которого тогда были самым дорогим и изысканным средством освещения. Одна большая монашеская община – Сен-Жермен-де-Пре – имела 7720 свиней, другая, Боббио, 5 тысяч. В IX в. на одной императорской вилле было 200 ягнят, 120 баранов и овец, 150 молодых овец, 160 поросят и 5 хряков, 17 ульев, 30 гусей, 80 цыплят и 22 павлина, а на другой – стадо из 100 коз. В Англии количество крупного рогатого скота по сравнению с мелким было 8 процентов и только иногда повышалось до 50 процентов. В Испании было сделано несколько усовершенствований в орошении земель. Монахи и королевские управляющие обустраивали луга, увеличивали поголовье скота и даже усовершенствовали отбор животных для скотного двора, а также крупного и мелкого скота, но это были исключения. Запад тогда не имел ни капиталов, ни тучных пастбищ, ни удобного транспорта, ни больших рынков и потому еще не владел более прогрессивными формами эксплуатации земли.

Правда, один способ повышения плодородия почвы – удобрение ее мергелем – был известен уже во времена Карла Великого, однако навоза, который действительно необходим для увеличения плодородия, на фермах было мало, поскольку мало было крупного скота. Как правило, применялась трехпольная система земледелия, при которой земля отдыхала под паром каждый третий год, а не каждый второй. Это был большой шаг вперед, но недостаточный для того, чтобы создать угрозу господству экстенсивного земледелия, из-за которого земля по-прежнему быстро истощалась и приносила только малые урожаи. В кельтских, англосаксонских и германских странах землю часто обрабатывали совместно, используя при пахоте мощную упряжку, которая принадлежала сразу нескольким людям. Но из сельскохозяйственных инструментов, как правило, применялись только мотыга, борона и примитивный деревянный плуг. В сельской местности часто нельзя было провезти груз на двухколесной телеге, и грузы переправляли с места на место на спинах людей, ослов или лошадей. На германском и кельтском Западе продолжала существовать система обязательного общинного земледелия, когда участки через определенный срок перераспределялись между пользователями. Римские научные методы ведения сельского хозяйства были известны только в немногих крупных поместьях и в имениях, принадлежащих монахам. Тем не менее выращивание зерновых культур в кельтских и германских странах наращивалось. Жители Запада выращивали в основном рожь, из которой бедняки пекли свой хлеб, а также полбу (группа видов пшеницы) и пшеницу, менее распространенную, чем два первых злака, а также овес для скота и ячмень для варки пива. Резкие перепады в размерах урожая при недостаточном количестве посевов в сочетании с трудностями перевозки часто приводили к голоду. К тому же возделанные поля, а также сады, в том числе плодовые, и виноградники занимали очень мало места по сравнению с пастбищами, лесами и зарослями кустарников и пустошами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе"

Книги похожие на "От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Проспер Буассонад

Проспер Буассонад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Проспер Буассонад - От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе"

Отзывы читателей о книге "От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.