» » » » Валерий Исаченко - Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков


Авторские права

Валерий Исаченко - Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков

Здесь можно купить и скачать "Валерий Исаченко - Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Исаченко - Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков
Рейтинг:
Название:
Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-227-02220-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков"

Описание и краткое содержание "Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков" читать бесплатно онлайн.



В книге В.Г. Исаченко рассказывается о зодчих Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Она позволяет по-новому оценивать преемственность в творческих подходах к архитектуре разных поколений зодчих.

Кроме фотографий, издание иллюстрировано рисунками автора.

Книга адресована тем, кто интересуется архитектурой Северной столицы.






Имя зодчего всегда пользовалось особым уважением проектировщиков и исследователей зодчества, и сегодня его творчество привлекает внимание многих ценителей петербургской архитектуры.

Николай Прокофьев

В архитектурной летописи Петербурга – Петрограда – Ленинграда великое множество незаслуженно забытых имен мастеров, немало потрудившихся над украшением родного города.

Среди них – талантливый Петербургский архитектор и художник Николай Дмитриевич Прокофьев (1866–1913). Его имя знает лишь узкий круг специалистов, в основном исследователи русской архитектуры конца XIX – начала XX веков. Некоторые краткие сведения о художнике встречаются в литературе, посвященной архитектуре острова Валаам, Кронштадта, Москвы, Азербайджана, Крыма, Прибалтики…

Н.Д. Прокофьев родился в Николаеве. Среди его предков (в основном деятелей Российского флота) – штурман брига «Меркурий» И.П. Прокофьев, отличившийся в сражении с двумя турецкими флагманами (1829 г.). Дядя архитектора – герой Малахова кургана. Николай Дмитриевич не стал моряком, но, как мы убедимся, в значительной степени также служил русскому флоту.

Выпускник Петербургской академии художеств (Прокофьев учился здесь с 1885 по 1894 г.), он, еще будучи студентом, показал незаурядные и разнообразные способности, работая сотрудником у ряда видных петербургских зодчих на постройке жилых зданий. В эти первые годы творчества Прокофьев проявил себя как архитектор-строитель, мастер декоративно-прикладного искусства и художник-пейзажист. Характерно, что с наибольшим интересом он работал над внутренней отделкой зданий, и эта область архитектуры станет ведущей в его творчестве (например, отделка интерьеров в особняке С.П. Дервиза на Галерной ул., 33, Б. Почтамтская ул., 55, Моховая ул. 27–29, 34,…).

Вторая ведущая тема творчества – художественная отделка кораблей. С большим увлечением молодой художник трудился над оформлением императорской яхты «Полярная звезда», отдавая этим дань уважения профессии своих предков. Кроме того, он много занимался живописью, преподавал рисунок в ремесленном училище цесаревича Николая.

Первые значительные самостоятельные работы Прокофьева-зодчего связаны с островом Валаам: он строит там больницу, церкви-скиты, но самое главное – завершал совместно с епархиальным архитектором Г.И. Карповым строительство соборного храма. Прокофьев не только внес изменения в проект скончавшегося архитектора А.Я. Силина, но и выполнил художественные работы и значительные инженерные расчеты. Все эти произведения сделали Прокофьева известным.

После блестящего окончания академии архитектор совершил обычную для лучших выпускников поездку в Европу, с карандашом и кистью изучил ряд памятников Германии, Швейцарии, Италии. Его успехи дали основание Совету академии продлить на год творческую поездку, и Прокофьев начал работу над обмерами палаццо дожей в Венеции. Через 5 лет она была завершена, и в 1902 году зодчему было присвоено звание академика архитектуры.

Превосходный знаток различных архитектурных стилей, Николай Дмитриевич много и охотно трудился над отделкой интерьеров многих зданий Петербурга. Это дома: № 22 на Английской набережной, № 37 на Большом проспекте Васильевского острова, известный дом страхового общества «Россия» на Моховой ул., 27–29. В этом крупном здании, построенном в конце 1890-х годов по проекту академика Л.Н. Бенуа, Прокофьев выполнил не только отделку ряда интерьеров, но и проект замечательной ограды, одной из тех решеток, которыми издавна славен город на Неве. Кроме того, на той же Моховой улице зодчий занимался внутренней отделкой в доме № 34 на противоположной стороне улицы (дом построен в начале XX века по проекту Ю.Ю. Бенуа и А.И. Владовского). Большой интерес представляют интерьеры в доме № 55 по улице Герцена: библиотека в помпейском стиле, гостиная, будуар в мавританском стиле, столовая в стиле модерн. Все эти работы характеризуют Прокофьева как крупного мастера интерьера.

Из отдельных построек, возведенных неутомимым зодчим, отметим большое здание Военно-походной канцелярии на Захарьевской ул., 19 (1913 г.).

Наряду с оформлением интерьеров архитектор много работал как художник флота. Еще в 1898 году его конкурсный проект Морского собора в Кронштадте был признан архитектурной общественностью «выдающимся по идее и оригинальности». К сожалению, проект не был реализован. Как художник-архитектор Балтийского завода (1888–1913) Прокофьев выполнил художественное оформление броненосца «Александр III», крейсера-яхты «Алмаз», императорской яхты «Александрия» и многих других.

О широте его творческих интересов свидетельствуют надгробные памятники, церкви в разных городах России. Все эти работы пользовались успехом у современников.

Множество произведений создано Прокофьевым в Риге, Баку, Москве. Но это тема специального исследования. Назовем лишь малую часть этих работ: подворье Валаамского монастыря в Москве в «русском стиле»– на углу 2-й Тверской-Ямской и переулка Александра Невского; особняк хана Алибекова в Баку; усадебный дом князя Тенишева в Хотылеве Смоленской губернии; несколько вилл в ренессансных формах на берегу Каспийского моря; филиал Русского внешнеторгового банка в Риге; дом 1-го Российского страхового общества на Крещатике в Киеве.

Высокий профессиональный уровень зодчий сохранял благодаря постоянным занятиям изобразительным искусством. Его знали как страстного рисовальщика и мастера акварели, активного члена Общества русских акварелистов. Он писал морские пейзажи, животных, изображения кораблей. Часть этих работ находится в Военно-морском музее.

Н.Д. Прокофьев скончался в 1913 году и похоронен на Волковском кладбище (Литераторские мостки).

Оттон Игнатович

Чем больше времени отделяет нас от рубежа XIX– ХХ веков, тем более возрастает живой интерес не только к самым крупным зодчим нашего города, но в к тем почти забытым мастерам, без каждодневного и порой малозаметного труда которых был бы немыслим «строгий и стройный» архитектурный пейзаж Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Они не создавали новых стилей и форм и главной целью своей деятельности полагали совершенствование рядовой (или «фоновой») застройки улиц и переулков, собственно и определяющей облик города, его «лицо».

К этой плеяде активных петербургских архитекторов-строителей принадлежал Оттон Людвигович Игнатович (1857–1915), автор нескольких десятков добротных зданий (в основном, жилых) в различных районах города. Представитель княжеского литовского рода, уроженец Вильно (Вильнюса), он учился в петербургской Академии художеств сначала на живописном, затем на архитектурном отделении. Завершив образование, стал трудиться как зодчий и художник.

Большинство построек Игнатовича сосредоточено на Петербургской стороне – в начале нынешнего века этот район столицы рос особенно стремительно, приобретая характерные черты цельности и единства облика. В этом плане примечателен собственный дом архитектора, возведенный им в 1903–1904 годах близ Князь-Владимирского собора, на Церковной улице – ныне пер. Талалихина, 7, – ул. Блохина, 20. Строгое пятиэтажное здание имеет очень простой, не раз встречаемый в городе фасад. Несмотря на кажущуюся обыденность облика, в нем ощущается определенная значительность, соразмерность человеку, живущему в нем. И – что очень важно – высокий профессионализм и большая строительная культура – именно то, чего так не хватает в современных гипертрофированных неуютных кварталах.

В доме на Церковной Оттон Людвигович жил широко – с чадами и домочадцами. «Все говорило о художественном вкусе и большом достатке этой типично петербургской семьи начала нашего века, – вспоминала жена одного из сыновей архитектора. – В гостеприимной квартире царило искусство, звучала классическая музыка. Сам зодчий играл на скрипке и рояле. Здесь всегда было многолюдно».

В начале XX века на Каменноостровском проспекте было немного каменных домов. Один из них (№ 4) построил для купца А.П. Жигунова в 1899 году Игнатович. В то время четырехэтажный, скромно и изящно прорисованный фасад заметно выделялся в застройке проспекта. Надо отметить, что именно таких зданий в городе было возведено значительно больше, чем в формах «модного» модерна, и они определили облик тогдашней столицы.

В 1901 и 1903 годах Игнатович построил пятиэтажные дома для купца А.В. Антонова – на Гатчинской ул., 10, и на Лахтинской ул., 14, характерные сооружения своего времени. Эркеры, рустовка нижних этажей (или всего фасада), легкий, подчеркнуто вспомогательный декор – отличительные свойства этих зданий. В них нет особой оригинальности, и в этом их своеобразная прелесть. Утрата таких строений, довольно частая в наши дни, – невосполнимая потеря: улицы теряют свою «особость».

Работы Игнатовича – едва ли не на каждой улице Петроградской стороны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков"

Книги похожие на "Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Исаченко

Валерий Исаченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Исаченко - Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков"

Отзывы читателей о книге "Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.