Константин Бадигин - На морских дорогах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На морских дорогах"
Описание и краткое содержание "На морских дорогах" читать бесплатно онлайн.
Ветер метет по улицам обрывки бумаги, всякий мусор. Часть учреждений и магазинов закрыта. Рестораны превращены в столовые, там кормят по карточкам.
После обеда позвонил профессору Московского университета Н. Н. Зубову. Мне захотелось посоветоваться с Николаем Николаевичем, крупным ученым, ледовиком, выслушать его мнение. Зубов прекрасно знал условия плавания в Арктике. Мы познакомились с ним в 1940 году. Он редактировал мою книгу. Вместо с Н. Н. Зубовым мы написали статью о предварительных итогах научных работ, проведенных на ледокольном пароходе «Георгин Седов». Нам удалось в самом сжатом виде сказать основное, сделать некоторые теоретические и практические выводы15.
Николай Николаевич оказался дома и сразу пригласил к себе. В городе он был один, жена и двое детей жили на даче. Соображения о зимних перевозках Зубов выслушал со вниманием и одобрил. Я дал ему прочитать копию письма Верховному Главнокомандующему.
– Можно кое-что уточнить, расширить, но главное, по-моему, здесь написано, – сказал Николай Николаевич, возвратив мне мои три странички. – Хотел бы поработать на таком деле. Хотел бы повоевать. Я ведь старый русский офицер.
– Согласились бы вы работать на зимних проводках?
– Конечно.
Я был рад и растроган. Мнение Николая Николаевича было для меня весомо, он никогда зря не поддакивал, был прямым и благородным человеком. Среднего роста, коренастый, с военной выправкой. Волосы седые, высокий лоб. Темные проницательные глаза, небольшие усики. Юношей мичманом участвовал в знаменитом Цусимском сражении.
Домой я вернулся часов в десять и сразу заснул так крепко, что не слышал сигнала воздушной тревоги. Поднял с койки страшный грохот. Вскочил и, ничего не понимая со сна, бросился к окну. Темное небо было исполосовано лучами прожекторов. Стреляла зенитная артиллерия. Враг прорвался в центр, рвались фугасные бомбы. Над Москвой поднималось зарево пожаров… Незабываемо и страшно. Целый час не отходил я от окна.
Но вот все стало стихать, погасли прожектора. В репродукторе послышался спокойный голос диктора:
«Опасность воздушного нападения миновала, отбой».
По улице промчались санитарные машины с синими фарами. Они спешили к разрушенному взрывом дому.
Неожиданно зазвонил телефон.
– Докладываю, Константин Сергеевич, был на крыше, потушил две зажигательные бомбы, – радостно сообщил Николай Николаевич Зубов.
В эту ночь я уже больше не заснул…
Без пяти двенадцать дня я вошел в приемную наркома Военно-Морского Флота Николая Герасимовича Кузнецова. Ровно в двенадцать был принят. Николай Герасимович полностью согласился с необходимостью зимних перевозок в Белом море. Он задал несколько уточняющих вопросов и объявил, что назначает меня командиром ледокольного отряда Беломорской флотилии. Добавил, что весь ледокольный флот будет мобилизован и передан в этот отряд.
– Есть ли у вас вопросы? – спросил нарком.
Общая картина была для меня ясна. Ледокольный флот я знал хорошо. Как он будет работать в Белом море, тоже представлял. Одно беспокоило: не отдаст ледоколы Иван Дмитриевич Папанин, не выпустит их из ведения Главсевморпути. И я спросил:
– Какова позиция Папанина?
– Для меня его позиция не главное, вопрос будет решать товарищ Сталин. Что у вас еще?
– Есть просьба, Николай Герасимович: мобилизовать и назначить начальником штаба в ледокольный отряд профессора Зубова.
– Зубов? Знаю, согласен. – И тут же отдал распоряжение адъютанту. – Без моего приказа из Москвы не выезжайте, – сказал на прощание нарком.
Через час после беседы мне вручили пакет со штатным расписанием ледокольного отряда.
В тот же день у коменданта Москвы я получил пропуск на проезд по городу в любое время (после 24 часов и во время воздушной тревоги) и решил переночевать на даче в Малаховке, арендованной у Моссовета перед самой войной. Она так и осталась пустовать.
Вечером, в половине девятого, я выбрался из Москвы и через полчаса въехал в лесок, где находилась дача. Признаться, я был здесь всего два раза и с трудом нашел ее, тем более что сделалось совсем темно. Остальные дома, едва видимые среди густо разросшихся кустарников, тоже пустовали. Шумели в темноте вершины деревьев.
Я поставил машину во дворе и с фонариком вошел внутрь дома.
Запустение. Пыль, чьи-то газеты, расстеленные на полу, окурки, пустые консервные банки. Ехать обратно через лес в полной темноте не хотелось. Ладно, ночую на свежем воздухе в машине.
В 10 часов началась стрельба. На Москву летели вражеские бомбардировщики. Опять по небу заметались лучи прожекторов. В воздухе запылал один, потом другой бомбардировщик, сбитый нашими истребителями.
К двенадцати все затихло. Немного погодя послышались иные звуки, лес будто ожил: голоса людей, собачий лай. Я насторожился. Кто это мог быть? Не диверсанты ли, о которых уже наслышан? На всякий случай вынул пистолет и снял предохранитель. Теперь голоса слышались совсем рядом, у самого забора.
– Ломай, ребята, – услышал я начальственный голос, – пойдем напрямик, тут везде заборы.
– Кто идет? – крикнул я.
Забор затрещал. Солдаты с автоматами и собаками на поводках окружили машину.
– Документы!
Я предъявил документы. Старший лейтенант в кожаной куртке внимательно их просмотрел.
– Зачем вы здесь?
– Это моя дача, – показал я на деревянный домик. – Хотел переночевать.
– Не советую вам здесь оставаться. Все может быть. Фашисты сбрасывают своих людей. Вы и машина с пропуском – находка для них.
– Учту.
Лейтенант и его группа ушли, а я отсидел в машине часа два-три, пока немного рассвело, и поехал в Москву.
Весь день прошел в отделах наркомата Военно-Морского Флота. Только в шесть часов вернулся домой. Поставил на огонь чайник, стал проглядывать газеты. Позвонил телефон.
– Слушаю.
– Кто у телефона?
– Бадигин.
– Константин Сергеевич.
– Да.
– Вас сегодня примет товарищ Сталин. Просьба никуда не уходить из дома. За вами приедут. Когда пошлем машину – позвоним.
– Буду ждать.
Я еще раз перечитал свое письмо, снова продумал каждое слово.
Время шло, уже девять. Зазвонил телефон.
– Константин Сергеевич?
– Да.
– Машина выехала, будьте готовы.
Ждать пришлось недолго. Звякнул дверной звонок, пять минут езды, и машина затормозила у небольшого особняка на улице Кирова. Встретивший меня Поскребышев поторопил:
– Товарищ Сталин ждет.
Скорым шагом прошли по коридору, миновали переднюю, вошли в большую приемную, заполненную генералами всех рангов.
У высокой двери с медной литой ручкой Поскребышев остановился.
– Входите, – открыл дверь.
В продолговатом кабинете стоял стол из полированного дерева. За столом сидел Сталин. Я подошел к нему, Сталин привстал и молча подал мне руку. Однако садиться не предложил. Я сразу заметил на его столе свое письмо. У стены, вытянувшись во весь свой гвардейский рост, стоял Николай Герасимович Кузнецов. Направо и налево от Сталина сидели члены Политбюро. Я подошел к Кузнецову и встал с ним рядом.
– Вы считаете возможным регулярные и надежные перевозки через Белое море зимой? – сразу спросил Сталин, пристально рассматривая меня. – Вы уверены в этом, товарищ Бадигин?
– Да, уверен, Иосиф Виссарионович.
– Сколько один ледокол может провести за собой пароходов?
– В средних ледовых условиях нужен один ледокол на пять пароходов, – сказал я. – В тяжелых условиях один ледокол может провести только три.
– А если пароходы зажмет лед и «юнкерсы» забросают караван бомбами?
– Ледоколы должны быть хорошо вооружены, необходима защита с воздуха. Риск, конечно, есть.
– Сколько ледоколов смогут работать в Белом море? Сколько их числится в Архангельске?
– Два. Если в Белое море будет направлен «Красин», тогда будет три. Ледорез «Литке» может быть на подмоге. В Архангельске есть несколько ледокольных пароходов, они тоже принесут пользу.
– Сколько нужно времени для одного рейса во льдах?
– При средних условиях ледокол может за неделю вывести пять пароходов и вернуться в Архангельск с другими пятью.
– Куда легче вести караван? В Архангельск или из Архангельска?
– Это зависит от ветра.
– Что нужно, чтобы ледоколы работали с полной нагрузкой?
– Главное – люди, потом уголь и ремонтная база.
Сталин задал еще несколько вопросов: уточнял, сколько можно провести транспортов за месяц, неделю, за всю зиму. Потом вдруг спросил:
– А если сделать порт в Индиге16? Что это даст? Не решит ли этот порт рационально все вопросы?
Это было неожиданно. Проект доставки грузов в этот порт я не изучал, однако слышал о нем и сам бывал в Индиге на пассажирском судне.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На морских дорогах"
Книги похожие на "На морских дорогах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Бадигин - На морских дорогах"
Отзывы читателей о книге "На морских дорогах", комментарии и мнения людей о произведении.