» » » » Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.


Авторские права

Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.
Рейтинг:
Название:
История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Описание и краткое содержание "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать бесплатно онлайн.



После захвата Российской империей в 1792–95 гг. беларуской части Речи Посполитой — Великого княжества Литовского — в памяти жителей Беларуси за 200 лет было стерто почти всё, что могло способствовать их национальной самоидентификации. В послевоенный период процесс «забывания» беларусами своего языка, своей истории и своей культуры, организованный партийно-советским руководством, приобрел новый импульс. По замыслу кремлевских идеологов, все пароды СССР должны были «слиться» в единую «коммунистическую нацию» на базе русского языка, советской культуры, марксистско-ленинской идеологии.

Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, рассматривает её через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые беларусы (тем более, представители других этносов) ещё верят в то, что «беларусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию беларусы получили от русских». Данная книга последовательно и аргументировано опровергает эти и другие выдумки шовинистов.

Практическое её значение обусловлено тем фактом, что беларуское обществo ныне подвергается сильному идеологическому воздействию со стороны российских «державников» (а также их «пятой колонны» в Беларуси), призывающих «ликвидировать» суверенное беларуское государство и «включить» его в состав Российской Федерации. С другой стороны, национальное самосознание значительной части беларусов размыто в результате двух веков экспансии со стороны восточного соседа в областях политики и экономики, языка и истории, религии и культуры.

Поэтому важно донести до беларусов всех поколений, в первую очередь до молодежи, правду об истории нашего народа, его языке и культуре.






Административное деление. Царские картографы долго кроили «новоприобретенные» земли. Только в 1801 году они окончательно распределили их между шестью губерниями. Эти губернии образовали два генерал-губернаторства — Литовское (Виленская, Гродненская, Минская губернии) и Белорусское (Витебская, Могилёвская, Смоленская).

В 1807 году французский император Наполеон I отобрал у Пруссии Белостокскую область и передал её России в качестве вознаграждения за согласие присоединиться к континентальной блокаде Англии. После этого события вся этническая территория расселения беларусов оказалась в составе Российской империи. Однако её административное деление и тогда, и в более поздние времена, производилось без учета этнических границ.

Желая создать «русское начало» в захваченных землях, российская императрица широко использовала практику «пожалований» своим военачальникам и фаворитам беларуских городов и местечек. Например, всё Кобринское староство получил фельдмаршал Александр Суворов. Были отмечены и другие. Князь Григорий Потёмкин получил в подарок город Кричев, флигель-адьютант Семен Зорич — город Шклов (в 1778 году) и т. д. При этом Екатерина ІІ поощряла обласканных ею сановников создавать в своих новых имениях дворцово-парковые ансамбли с целью распространения в Литве имперской культуры. Например, она выдала графу П. А. Румянцеву-Задунайскому дополнительно 100 тысяч рублей на строительство роскошного дворца в Гомеле. А для украшения его интерьеров щедрая государыня пожаловала генерал-фельдмаршалу большую коллекцию картин и прочих предметов искусства.

За 23 года Екатерина подарила в беларуских землях своим приближенным около 180 тысяч так называемых «ревизских душ» из числа «государственных крестьян».

Ситуация с конфессиями. Как известно, Российская империя захватила ВКЛ под флагом защиты прав «диссидентов», или православных верующих, которых к 1772 году насчитывалось не более 6 % от всего населения. Но никаких реальных выгод в православной России они не получили. Что же касается угрозы насильного перевода их в католичество, то она исчезла ещё в 1768 году, когда сейм Речи Посполитой принял постановление о свободе вероисповедания.

Положение костёла существенно не изменилось. Католикам, составлявшим до 24 % населения ВКЛ, было «высочайше дозволено» свободно отправлять свои обряды. Их храмы и монастыри сохранили свою собственность. В 1774 году императрица разрешила основать Белорусскую католическую диатезию, практически не подчинявшуюся Папе Римскому. Даже орден иезуитов, запрещённый с 1773 года в Европе, по-прежнему действовал в захваченных Россией землях ВКЛ.

Кстати говоря, этот факт повлек любопытное мероприятие: американские «слуги Иисуса» ради сохранения своего ордена обошли папский запрет тем, что в 1805 году присоединились к беларуским иезуитам. Их организация в США получила название «Bielorussian province», которое она сохраняла до 1914 года!

Правда, царица призывала католическую шляхту переходить в православие, но безуспешно. Совсем иначе она отнеслась к униатской церкви, объединявшей около 60 % жителей ВКЛ, в основном крестьян. Она объявила униатов «жертвами» католической экспансии, а 22 апреля 1794 года, в связи с восстанием Костюшко, издала указ о переводе униатов в православие. При этом власти действовали без всяких церемоний. Они собирали людей в храме, и если не встречали особого сопротивления, записывали всех присутствующих в православные. Если же возмущенная толпа изгоняла новоявленных «миссионеров», то приход оставался униатским. Вот таким «добровольно-принудительным» способом при Екатерине около 600 тысяч униатов стали православными!

Видя, что творится, многие униаты начали в знак протеста переходить в римско-католическое вероисповедание. Например, в Минской губернии это сделали в 1795 году 200 тысяч униатов. Оставшиеся в униатстве верующие и священнослужители подчинялись Белорусской униатской епархии, учрежденной царскими властями в 1783 году. Император Павел І прекратил насилие над униатами и отменил указ 1794 года. После этого часть униатов вернулась в свою веру. Но многие для надежности всё же так и остались в костёле.

Шляхта. Шляхта, составлявшая к концу XVІII века примерно 12 % всего населения ВКЛ, получила права русского дворянства. Единственным условием получения этих прав было принесение присяги на верность Екатерине ІІ. Российская императрица спасла закоренелых крепостников от угрозы освобождения крестьян, к чему стремились либеральные круги Речи Посполитой. Более того, шляхта даже усилила свою власть над крестьянами, в частности, приобрела возможность продавать крепостных крестьян без земли, что ранее было запрещено.

В Беларуси (ВКЛ) существовал значительный слой мелкой шляхты — малоземельной и безземельной. Имея больше «гонора», чем денег, такая шляхта кормилась тем, что арендовала землю у магнатов, либо служила им на различных должностях за жалованье. В ответ она всячески поддерживала своих опекунов на поветовых сеймиках. В составе России это благоденствие кончилось.

Недовольная ограничением «основных привилегий», группа шляхтичей с весны 1796 года готовила восстание, группируясь вокруг Виленской ассоциации, но осенью 1797 года заговор раскрыли власти. Итак, первая политическая акция, направленная на возрождение унитарной Речи Посполитой (согласно конституции от 3 мая 1791 года) не удалась.

Кстати говоря, средняя и мелкая шляхта ВКЛ не чуралась беларуского языка, с домочадцами, а тем более с крестьянами, шляхтичи и шляхетки говорили только по-беларуски.

Крестьянство. Податное обложение беларуских крестьян вплоть до 1811 года было в 4–5 раз выше, чем русских. Вместо подымного налога (с участка земли) российские власти ввели подушный (с каждого физического лица). Возрос объем «панщины» (барщины). Появилась рекрутская повинность: в русскую армию забирали на 25 лет. Между тем, в ВКЛ существовала наемная армия, никаких рекрутских наборов никогда в помине не было. Матери оставались без сыновей, молодые женщины — без мужей.

Не удивительно, что крестьяне начали бунтовать уже на второй год (1796) после окончательного захвата ВКЛ. Крестьянское движение удалось остановить с помощью войск только к середине 1797 года. Многие крестьяне бежали тогда от русских, якобы спасавших православных, в земли Белостокского округа, отошедшего к протестантской Пруссии.

Горожане. Жители городов (мещане) остались свободными от крепостной зависимости и в Российской империи. Однако они утратили самоуправление (Магдебургское право), широко распространенное в ВКЛ, но отсутствовавшее в России.

Кроме городов, в Беларуси было много местечек (городков) — поселений переходного типа между городами и селами, неведомых в России. Почти все они принадлежали магнатам, так как находились в их владениях. Царское правительство долго не могло решить, к какой категории их отнести — к городам иди селам? Пользуясь этим, многие магнаты ту часть местечек, где жили свободные мещане-хлеборобы, объявили селами, а самих мещан — крепостными крестьянами. В местечках, «реформированных» подобным образом, осталось лишь еврейское население.

Торгово-промышленную деятельность еврейского населения затруднили большие налоги и дискриминация по религиозному признаку. Так, с еврейских торговцев и ремесленников российские власти брали вдвое больший налог, чем с христианских. В 1786 году евреям запретили заниматься производством алкоголя. А в 1794 году царским указом для них ввели печально знаменитую «черту оседлости», примерно совпавшую с границами бывшего ВКЛ.

Последствия вмешательства России в историческую судьбу беларусов.

— Вследствие закрепления всех земель ВКЛ под властью русской абсолютной монархии, в Беларуси (Литве) прервался процесс перехода от шляхетской к демократической республике. Это был большой шаг назад, к усилению крепостничества и авторитаризма.

— Замедлился процесс национальной самоидентификации беларуского народа, гарантом чему являлось Великое княжество Литовское.

— Беларусь оказалась в составе экономически отсталого государства. Оно не могло содействовать экономическому прогрессу края.

— Агрессивная Российская империя вела непрерывные войны с целью захвата всё новых и новых территорий по всему периметру своих границ. Беларуский народ отныне служил источником «пушечного мяса» для этих захватнических авантюр.

Однако поначалу Россия смогла осуществить только военно-административное подчинение захваченных земель. Для полной инкорпорации ей недоставало и экономических, и культурных, и людских ресурсов.

Война 1812 года

В этой войне русские сражались за своего царя-крепостника, поляки — за возрождение Польши, французы — за военную добычу и славу. А беларусы — за право на жизнь…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Книги похожие на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Отзывы читателей о книге "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.