Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Описание и краткое содержание "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать бесплатно онлайн.
После захвата Российской империей в 1792–95 гг. беларуской части Речи Посполитой — Великого княжества Литовского — в памяти жителей Беларуси за 200 лет было стерто почти всё, что могло способствовать их национальной самоидентификации. В послевоенный период процесс «забывания» беларусами своего языка, своей истории и своей культуры, организованный партийно-советским руководством, приобрел новый импульс. По замыслу кремлевских идеологов, все пароды СССР должны были «слиться» в единую «коммунистическую нацию» на базе русского языка, советской культуры, марксистско-ленинской идеологии.
Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, рассматривает её через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые беларусы (тем более, представители других этносов) ещё верят в то, что «беларусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию беларусы получили от русских». Данная книга последовательно и аргументировано опровергает эти и другие выдумки шовинистов.
Практическое её значение обусловлено тем фактом, что беларуское обществo ныне подвергается сильному идеологическому воздействию со стороны российских «державников» (а также их «пятой колонны» в Беларуси), призывающих «ликвидировать» суверенное беларуское государство и «включить» его в состав Российской Федерации. С другой стороны, национальное самосознание значительной части беларусов размыто в результате двух веков экспансии со стороны восточного соседа в областях политики и экономики, языка и истории, религии и культуры.
Поэтому важно донести до беларусов всех поколений, в первую очередь до молодежи, правду об истории нашего народа, его языке и культуре.
С 15 октября 1916 до 15 ноября 1918 года в Свислочи (Гродненщина) действовала беларуская учительская семинария. За это время она подготовила 144 учителя. Если в октябре 1916 года на территории Обер Оста было всего лишь 8 беларуских школ, то к ноябрю 1918 ― 89. В оперативной зоне до ноября 1918 года появилось до 60 беларуских школ. Обшая цифра — 150.
Проекты политического самоопределения. Несмотря на то, что оккупанты ограничили полномочия беларусов делами культуры и просвещения, уже в 1915 году в Вильне возник конспиративный общенациональный орган — Беларуский Народный Комитет, который занимался не только культурными вопросами. Его членами стали братья Луцкевичи, братья Станкевичи, поэтесса Констанция Буйло, писатель Максим Горецкий.
Существовали несколько проектов обретения беларуской государственности.
Наиболее реальным в условиях оккупации считался проект возрождения Великого княжества Литовского, в котором беларуские и литовские земли соединились бы по принципу автономии, с сеймом в Вильне. Идею воссоздания ВКЛ выдвинула группа социал-демократической ориентации, во главе с братьями Луцкевичами. Эта инициатива нашла поддержку. Для осуществления поставленной цели в декабре 1915 года была создана Конфедерация Великого княжества Литовского из представителей организаций беларусов, литовцев, поляков и евреев. Тогда же Конфедерация издала на четырех языках Универсал, в котором призвала все организации присоединиться к ней. Этот документ свидетельствовал, что взгляды деятелей беларуского движения существенно изменились по сравнению с 1905 годом. Тогда члены БСГ ещё не представляли себе Беларусь вне федеративной России.
Однако реализации идеи возрождения ВКЛ препятствовали планы поляков и литовцев. Первые по-прежнему вели речь о воссоздании Речи Посполитой, с включением в нее Беларуси и Литвы. Вторые хотели создать свое национальное государство. Конфедерация не нашла поддержки и у немцев, а потому быстро распалась.
Второй проект предложила либеральная группа во главе с Ластовским. Она отвергла всякие союзы, в том числе с литовцами, выступив за полную государственную независимость и территориальную цельность Беларуси в её этнографических границах. Ластовский первым среди беларуских политических лидеров выдвинул идею полной независимости Беларуси. Однако её реализация могла осуществиться только в перспективе.
В 1916 году виленские национальные деятели представляли Беларусь (и западную, и восточную) на конференциях народов России в Стокгольме (апрель) и Лозанне (июнь). Впервые на международном уровне беларусы поставили вопрос о своей политической самостоятельности и заявили о желании освободиться от российскою господства. Но их стремления не вызвали никакого интереса ни в Европе, ни в Америке.
Немецкая оккупация значительно ослабила духовный диктат русских и поляков. Беларусы и литовцы начали делать важные шаги на пути к своему национальному самоутверждению. Прогерманская ориентация сближала соседей, тем более, что в противовес польскому национализму такому сближению способствовали немцы. Однако путь к согласию между беларускими и литовскими национальными деятелями был трудным и сложным.
Оккупанты выказывали намерение создать отдельное государство только для литовцев. Это способствовало возникновению в январе 1917 года Литовской Тарибы (совета) и дало смелость литовцам высказать претензии на беларуские земли, входившие в состав Обер Оста. Беларуский клуб принял резолюцию протеста против территориальных домоганий Тарибы и попросил у германских властей разрешения на проведение в Вильне беларуской национальной конференции для учреждения своего представительного органа по примеру литовцев, но безрезультатно.
Таким образом, в Вильне ещё до свержения царизма были выработаны три основных варианта достижения беларуской государственности вне России. Вильня стала для беларусов, как и для литовцев, центром национальных сил. Одновременно она превратилась в фактор политической конкуренции на пути борьбы за государственное самоутверждение. Литовцы опережали беларусов. К идее полной независимости они пришли ещё в 1896 году.
Положение беларусов в восточной части страны. Война вызвала существенные изменения и в жизни беларуского население с восточной стороны фронта. В демографическом плане изменения были таковы.
Во-первых, отступление русских войск в 1915 году сопровождалось массовым беженством. По примерным подсчетам, с территории Беларуси добровольно или под принуждением выехали в глубь России около двух миллионов человек (преимущественно женщины, лети, старики православного вероисповедания). Царские части использовали дешевые рабочие руки беженцев для работы на военных предприятиях и в помещичьих имениях. В различных российских городах для беженцев создавались комитеты помощи жертвам войны. Они строили жилые бараки, открывали столовые, раздавали пайки и денежную помощь. Однако слабые и больные люди голодали, многие умерли.
Во-вторых, происходила тотальная мобилизация в российскую армию. В Минской, Могилёвской, Витебской губерниях власти призвали 633,6 тысяч человек — более половины трудоспособных мужчин. Многие крестьянские семьи остались без кормильцев. Некому было работать в поле. Мобилизованных беларусов обычно отправляли на фронты вне их родины — Юго-Западный, Румынский, Кавказский.
В-третьих, беларуские прифронтовые губернии заполонили войска российской армии, российские рабочие и чиновники. То есть, место беларусов занимали русские.
Указанные демографические изменения позже в значительной мере определили судьбу беларуского народа, так как ослабили его национально-освободительное движение, усилили пророссийские настроения.
Положение беларуских крестьян существенно ухудшилось. Были введены трудовые обязанности. Так, осенью 1915 года на работы по рытью окопов, ремонту дорог и мостов было привлечено практически все трудоспособное население прифронтовых уездов Минской и Витебской губерний. Плохое питание и тяжелые условия труда приводили к эпидемическим заболеваниям. Производились бесконечные реквизиции. Деревня голодала.
Обнищание крестьян на фоне относительного благополучия помещиков, наживавшихся на военных заказах, обостряло социальную напряженность в деревне. Война лишила крестьян возможности зарабатывать и кормить свои семьи.
Серьезно ухудшилось экономическое положение горожан. За счет военнослужащих и беженцев численность городского населения увеличилась вдвое, а то и втрое. Соответственно, значительно возросла квартплата. Железные дороги едва справлялись с военными перевозками. Обеспечение товарами гражданского населения регулярно срывалось. Горожане первыми узнали, что такое голод, спекулятивные цены, бесконечные очереди. Средняя номинальная зарплата в городах восточной Беларуси была в 1915 году ниже общероссийского уровня почти в два раза. Местных жителей ежедневно хоронили десятками.
Что касается беларуского национального движения, то оно в восточной части имело две особенности.
Во-первых, деятельность беларуских патриотов протекала в намного худших условиях, чем под немецкой оккупацией. Царское правительство разрешило беларуским комитетам помощи беженцам только гуманитарную деятельность.
Культурная запрещалась, так как царские власти «в упор» не видели, чем жители беларуских губерний отличаются от жителей Тулы или Пензы. Вплоть до 1917 года на территории Беларуси, свободной от немцев, не выходила ни одна беларуская газета.
Во-вторых, и эта гуманитарная деятельность более или менее развернулась только в Минске, который стал вслед за Вильней вторым центром беларуского движения. Беженцы значительно увеличили удельный вес беларусов среди минчан.
Летом 1915 года в Минске открылось Беларуское общество по оказанию помощи пострадавшим от войны, в которое вошли 50 человек. Его возглавлял адвокат В. Чаусов. Все сотрудники общества питались в платной столовой, находившейся возле Красного костёла (костёл Св. Симона и Св. Елены) и получила название «Беларуская хатка».
Фактически, она стала клубом творческой беларуской интеллигенции, которая устраивала вечеринки для беженцев, не спрашивая разрешения городских чиновников. С лекциями, докладами, чтением своих произведений там выступали беларуские писатели и поэты — Змитрок Бядуля, Ядвигин Ш., Альберт Павлович, Язеп Фарботка, Фабиан Шантырь, Зоська Верас (Людвика Сивицкая), театральные деятели Владислав Голубок и Всеволод Фальский, архитектор Леон Дубейковский и другие. Именно в «Хатке» читал свои стихи Максим Богданович, в том числе знаменитую «Погоню».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Книги похожие на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."
Отзывы читателей о книге "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.