» » » » Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.


Авторские права

Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.
Рейтинг:
Название:
История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Описание и краткое содержание "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать бесплатно онлайн.



После захвата Российской империей в 1792–95 гг. беларуской части Речи Посполитой — Великого княжества Литовского — в памяти жителей Беларуси за 200 лет было стерто почти всё, что могло способствовать их национальной самоидентификации. В послевоенный период процесс «забывания» беларусами своего языка, своей истории и своей культуры, организованный партийно-советским руководством, приобрел новый импульс. По замыслу кремлевских идеологов, все пароды СССР должны были «слиться» в единую «коммунистическую нацию» на базе русского языка, советской культуры, марксистско-ленинской идеологии.

Несмотря на то, что Беларусь обрела в 1991 году независимость, общественность соседних стран, в первую очередь России, рассматривает её через призму старых мифов и догм — как эпохи царизма, так и советской эпохи. Даже некоторые беларусы (тем более, представители других этносов) ещё верят в то, что «беларусы — часть великой русской нации», что «Беларусь — условное название Северо-Западного края Российской империи», что «язык, религию, культуру, искусство и вообще цивилизацию беларусы получили от русских». Данная книга последовательно и аргументировано опровергает эти и другие выдумки шовинистов.

Практическое её значение обусловлено тем фактом, что беларуское обществo ныне подвергается сильному идеологическому воздействию со стороны российских «державников» (а также их «пятой колонны» в Беларуси), призывающих «ликвидировать» суверенное беларуское государство и «включить» его в состав Российской Федерации. С другой стороны, национальное самосознание значительной части беларусов размыто в результате двух веков экспансии со стороны восточного соседа в областях политики и экономики, языка и истории, религии и культуры.

Поэтому важно донести до беларусов всех поколений, в первую очередь до молодежи, правду об истории нашего народа, его языке и культуре.






В 1927 году большевики попытались начать коллективизацию. Однако за целый год удалось создать только около 400 колхозов, из них 170 еврейских. Около 40 % еврейского населения городов и местечек БССР не имело постоянной работы. Потому еврейская беднота спасалась от голода в колхозах, а 2154 еврейские семьи переехали в Крым и в Еврейскую автономную область.

Уровень жизни. «Новая экономическая политика» длилась около шести лет. За это время население Беларуси не очень разжилось. В 1927 году излишек рабочей силы в сельском хозяйстве составил 30–40 % деревенского населения, в промышленности — до 25 % от числа рабочих. Жилищный кризис в городах обострялся размещением в приграничной полосе всё новых и новых воинских соединений.

Более 60 % детей школьного возраста не хватало мест в существующих школах, в 20 районах республики не было больниц. Тем не менее, половина республиканских доходов отправлялась в союзный бюджет.

В сентябре 1927 года беларуский Совнарком сообщил в Москву, что промышленность и товарооборот в БССР так и не достигли уровня 1913 года. Экономического чуда благодаря НЭПу не произошло. Беларусь превратилась в запущенную окраину.

Национально-культурная политика

Границы влияния беларуских коммунистов. Вступив в КП(б)Б, беларуские деятели заняли довольно высокие руководящие должности. Александр Червяков стал председателем ЦИК БССР, Дмитрий Жилунович — редактором газеты «Советская Белоруссия», Всеволод Игнатовский — наркомом просвещения, Александр Бурбис — заместителем наркома иностранных дел, Антон Балицкий и Язеп Кореневский — заместителями наркома просвещения, А. Сташевский — первым секретарем ЦИК и СНК республики.

Они обрели возможность влиять на большевистскую политику, особенно в Наркомате просвещения. Там беларуские силы преобладали и делали всё возможное для развития национальной школы, национальной культуры. Они упорно работали, несмотря на сохранение угрозы того, что БССР опять станет областью РСФСР.

Врагами идеи беларуской государственности выступали пришлые большевики, преобладавшие в государственных структурах. В марте 1921 года с трибуны X съезда РКП(б) даже прозвучало обвинение, что в Минске местные коммунисты искусственно создают беларускую нацию. Но неожиданно в защиту беларусов выступил нарком по делам национальностей И. В. Сталин. Обстоятельства текущей политики вынудили большевистское руководство СССР формально признать в тот период не только свободу предпринимательства, но и право наций на самоопределение. Оно либерализовало национальную политику, чтобы привлечь на свою сторону население национальных республик. Этим воспользовались беларуские коммунисты для активизации культурно-просветительской деятельности. Но период «естественной» беларусизации продлился недолго — до середины 1924 года.

Провозглашение беларусизации. 15 июля 1924 года вторая сессия ЦИК БССР провозгласила политику беларусизации. Местные большевики поставили цель: за 2–3 года перевести на беларуский язык весь партийно-советский аппарат и дислоцированные в БССР войска Красной Армии, пополнить органы управления беларусами, развернуть всестороннее изучение беларуского края.

Москва не препятствовала своей администрации приспосабливаться к местным условиям: изучать язык, историю, культуру, традиции беларуского народа, привлекать его представителей к низшему уровню руководства, всё это — ради скорейшей советизации населения. Национал-коммунисты поддержали советскую беларусизацию. Её теоретиком выступил Всеволод Игнатовский. При этом культурную традицию, заложенную коллективом газеты «Наша Нива» и руководством БНР, большевики решительно отвергли.

Состояние религии. Большевистский воинствующий атеизм во времена НЭПа стих. На волне либерализации в 1922 году в Минске собрался Краевой Собор и объявил автокефалию (независимость) Беларуской православной церкви от патриархии в Москве. Митрополит Мелхиседек выступил за введение беларуского языка в церковный обиход.

Нашлись и ксендзы, которые выступали за создание в БССР самостоятельной католической епархии, зависимой только от Рима. А евангелисты заявили о поддержке советской власти и допустимости службы верующих в Красной Армии.

С марта 1923 года проводилась кампания по конфискации церковных ценностей в пользу голодающего населения Поволжья. Священников судили за отказ от участия в этой кампании. Митрополит Мелхиседек в 1925 году был осужден на три года лишения свободы, а в 1931 году внезапно умер в Москве (имеются сведения, что его отравили сотрудники ГПУ).

Языковая политика. На VII съезде КП(б)Б в марте 1923 года, стараниями председателя Совнаркома Червякова, была принята резолюция, объявившая беларуский язык единственным государственным языком на территории БССР. Несмотря на это, во всех учреждениях по-прежнему господствовал русский язык. В 1924 году руководство республики подтвердило декрет бывшего правительства Лит-Бел об использовании в качестве государственных беларуского, русского, еврейского и польского языков. Дело в том, что идеологическую обработку местных жителей было легче вести на их родных языках. Конституция 1927 года, хотя и подтвердила преимущество беларуского языка над другими, но государственными языками снова назвала русский, идиш и польский.

Партийно-советский аппарат всячески медлил с переходом на беларуский язык. Бюрократия, в своем большинстве русско-еврейская, отказывалась посещать курсы по изучению беларуского языка. Беларусизация руководящих структур шла медленно.

В БССР существовала территориальная дивизия РККА, укомплектованная беларусами. Но на беларуском языке в ней лишь проводили политзанятия, оформляли настенные газеты, развешивали плакаты с лозунгами. В других частях беларуский язык «изучали».

Люди видели, сколь несерьезно и формально большевики относятся к беларусизации, и чувствовали, что «мода» на беларуский язык скоро пройдет. Действительно, введение беларуского языка в повседневный быт и культурную жизнь промосковская администрация постоянно откладывала. Политика «беларусизации» была для Кремля только средством борьбы с национальной беларуской идеологией и с польским влиянием. Под видом беларусизации велась идеологическая обработка населения, в первую очередь молодежи.

Суд над листопадовцами. В марте 1926 года в Минске прошёл судебный процесс над антисоветской организацией Юрия Листопада. Бывший участник Слуцкого восстания, друг Якуба Коласа, вместе с другими учителями Случчины расклеивал антисоветские листовки, распространял нелегальную литературу, призывал крестьян бороться против большевиков, разжигавших классовую ненависть среди беларусов. В тот период относительного «либерализма» власти не отваживались расстреливать политических противников, поэтому руководитель антисоветского подполья получил всего 5 лет тюрьмы, а пятеро его соратников — от трех до пяти лет.

С конца 20-х годов московское руководство, набравшись сил, взяло курс на полное подчинение национальных окраин центру, ибо ощутило опасность потерять власть. Тонкий слой образованной, национально сознательной интеллигенции, сформировавшийся ещё до установления советской власти, был уничтожен либо выслан — как потенциально опасный для Сталина и его окружения[75].

Научно-просветительская и художественная деятельность

Печать. В начале 20-х годов были основаны издательства «Беларусь» (государственное) и «Белтрестпечать» (кооперативное), приступившие к выпуску беларуских книг, учебников, журналов. Вскоре оба издательства власти объединили в Беларуское государственное издательство (БелГИЗ) во главе с Д. Жилуновичем.

После этого издательская деятельность в БССР полностью оказалась под контролем партийных органов. Они следили за тем, чтобы кроме беларуских изданий выходила литература на языках всех наций, живших в Беларуси. В 1927 году из 11 республиканских газет 4 выходили на русском языке, 3 — на беларуском, по 2 на еврейском и польском. Все окружные газеты были русскоязычные. Из 11 журналов 4 выходили на беларуском языке, 3 на русском, 2 на русском и беларуском, 2 на идиш. Эти цифры свидетельствуют, что беларуская пресса находилась в ущемлённом положении.

Образование. Больших успехов удалось достичь в беларусизации школы, несмотря на то, что русифицированная часть учительства относилась к переводу обучения на беларуский язык без малейшего энтузиазма. В 1922 году беларускоязычными были только около четверти школ, зато в 1928 году — до 80 %. Вместе с тем открывались русские, еврейские, польские, украинские и литовские школы. Развернулось массовое движение за ликвидацию неграмотности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Книги похожие на "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг."

Отзывы читателей о книге "История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.