» » » » Константин Бадигин - Седовцы


Авторские права

Константин Бадигин - Седовцы

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Бадигин - Седовцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Бадигин - Седовцы
Рейтинг:
Название:
Седовцы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Седовцы"

Описание и краткое содержание "Седовцы" читать бесплатно онлайн.








Несколько обстоятельств придают дрейфу «Седова» исключительный интерес.

Во-первых, дрейф ледокола начался еще тогда, когда станция «Северный полюс» продолжала свои наблюдения.

Таким образом, были осуществлены непрерывные наблюдения над центральными частями Северного Ледовитого океана.

Во-вторых, вскоре после начала дрейфа «Седова» в том же море Лаптевых, но в юго-западной его части начался дрейф нескольких судов во главе с ледоколом «Ленин»; эти корабли были вынесены из Хатангского залива. Дрейф ледокола «Ленин» закончился 7 августа 1938 года, когда «Красин» вывел его из льдов вместе со всем караваном. Таким образом, в течение девяти месяцев два каравана судов дрейфовали одновременно, па некотором расстоянии друг от друга: один-в юго-западной части моря Лаптевых, другой-в северо-восточной его части и в районе к северу от Ново-Сибирских островов.

Сопоставление этих дрейфов дало удивительные результаты. Отличаясь друг от друга в деталях, они в то же время обнаруживают изумительное сходство и тем самым доказывают, что вызывались одними и теми же причинами: господствующими ветрами и постоянными течениями.

В-третьих, вскоре после начала своего дрейфа «Седов» оказался в области, где начал свой дрейф и нансеновский «Фрам».

Сравнение дальнейших путей дрейфов «Фрама» и «Седова» представляет исключительный интерес потому, что первый проходил при таких климатических условиях, которые значительно отличаются от теперешних.

Конец одной легенды

Одним из существенных научных достижений «Седова» является окончательное уничтожение легенды о Земле Санникова.

В 1811 году Яков Санников, служивший тогда у купца Ляхова, «увидел» с северного берега острова Котельный высокую землю, к которой он пытался подойти по льду. Путь ему преградила большая полынья. По словам Санникова, до этой земли оставалось пройти всего -25 километров.

О тех пор таинственная Земля Санникова тревожила воображение многих полярных путешественников и исследователей.

Первым судном, побывавшим в районе к северу от Новосибирских островов, был «Фрам». Почти всю зиму 1893/94 года «Фрам» дрейфовал между 130° и 140° восточной долготы и 79° и 81° северной широты, но никакой земли не обнаружил. Однако «Фрам» не заносило восточнее меридиана острова Котельный, а потому и в последующие годы вопрос о Земле Санникова оставался открытым.

В 1900-1903 годах была снаряжена русская полярная экспедиция на судне «Заря». В числе задач этой экспедиции, возглавлявшейся Толлем, были и поиски Земли Санникова.

В 1913-1914 годах отыскать Землю Санникова пытались также на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач».

Во время всех этих плаваний и дрейфов Землю Санникова так и не обнаружили. Но все же не было доказано, что она не существует.

Вот почему в 1937 году научная экспедиция на ледокольном пароходе «Садко» наряду с выполнением других заданий занималась и поисками Земли Санникова. Этот корабль прошел севернее других судов, однако и он не нашел таинственного острова.

Во время своего дрейфа «Седов» дважды пересек район предполагаемой земли: один раз с запада на восток, приблизительно по 78-й параллели, и другой раз с юго-востока на северо-запад.

В этом же районе прошли ледоколы «Ермак» и «Иосиф Сталин», когда они направлялись к дрейфующим судам.

Оба эти корабля также не обнаружили Земли Санникова.

Все эти плавания и дрейфы окончательно уничтожили легенду о Земле Санникова, просуществовавшую более ста двадцати пяти лет и родившую обширную литературу.

Через сорок пять лет

Тот факт, что линии дрейфов «Фрама» и «Седова» не раз переплетались друг с другом, позволил определить изменения в тепловом режиме арктического бассейна за истекшие сорок пять лет.

Всякое наблюдение только тогда имеет полную научную ценность, когда точно известно, где оно произведено. Седовцы не пропускали ни одного случая, чтобы определить свои координаты по небесным светилам. Это позволило нам на Большой земле следить за всеми обстоятельствами дрейфа ледокола.

Интересно отметить; что «Седов» пробыл севернее 85-й параллели вдвое больше времени, чем станция «Северный полюс», и в два с половиной раза больше, чем «Фрам», хотя дрейф последнего продолжался 1055 дней, а дрейф «Седова» — 812 дней.

«Седов» начал свой дрейф южнее «Фрама» и к концу своей эпопеи также спустился в более южные широты по сравнению с судном Нансена. Таким образом, скорость дрейфа «Седова» оказалась значительно большей, чем «Фрама».

Путь на запад, покрытый «Фрамом» за двадцать пять месяцев, «Седов» проделал в течение пятнадцати месяцев.

Следовательно, дрейф «Седова» окончательно подтвердил, что за последние годы вынос льдов из арктического бассейна в Гренландское море значительно усилился.

Усиление выноса льдов из арктического бассейна в Гренландское море сопровождается и усилением притока в Арктику теплых атлантических вод, уменьшением ледовитости окраинных морей, толщины полярных льдов и размеров ледников, а также повышением зимних температур воздуха. Все эти явления характерны для наблюдающегося сейчас потепления Арктики. Материалы, накопленные седовцами за время дрейфа, содержат обильные данные для освещения столь интересного вопроса.

Несмотря на то, что линия дрейфа «Седова» подымалась значительно севернее линии дрейфа «Фрама», зимние месяцы в Арктике во времена Нансена были на несколько градусов холоднее, чем сейчас. Наиболее низкая температура воздуха (минус 44,1°) отмечена седовцами 10 марта 1939 года на 86°23’ северной широты и 110°20’ восточной долготы. Самая низкая температура во время дрейфа «Фрама» (минус 62°) была отмечена 15 января 1896 года приблизительно на 84°55’ северной широты и 41° восточной долготы, то есть значительно южнее и западнее того места, где зарегистрировали самую низкую температуру седовцы и где, как правило, всегда бывает теплее.

Температура атлантических вод, проникающих в арктический бассейн, почти на градус сейчас выше, чем во времена Нансена.

Пояс торошения

Большой интерес представляет вопрос о максимальной толщине льдов. Участники экспедиции на дрейфующем ледоколе ни разу не встретили льдов толще 218 сантиметров. Возникает вопрос: где же тогда образовалось и откуда было принесено к Северному полюсу ледяное поле, на котором основали папанинцы свою станцию? Ведь известно, что их льдина была толще 3 метров.

Этот вопрос заслуживает специального разбора.

Наивысшая широта, достигнутая «Фрамом», равна 85°55,5’. Наивысшая широта, достигнутая «Седовым», — 86°39,5’. Самой северной точкой, до которой добрался Нансен во время своего санного путешествия к Северному полюсу, была широта 80°14’. Наконец, в 1900 году Каньи достиг в том же районе 86°34’ северной широты. Дальнейшее продвижение на север и Нансена и Каньи было остановлено встреченными ими сильно торосистыми льдами.

С этими данными следует сопоставить наблюдения, сделанные товарищем Алексеевым во время его полетов от Земли Франца-Иосифа к Северному полюсу и обратно. Он установил, что от острова Рудольфа до 82°30’ северной широты лежат торосистые поля молодого льда с вкраплением айсбергов. Выше, до 85°30’ северной широты, размеры ледяных полей увеличиваются и достигают 20 километров в поперечнике. На этих полях попадаются ровные площадки, пригодные для посадки самолетов. У 84-й параллели толщина льда не превышала 100-120 сантиметров. Северное 85°30’ начинались многолетние ледяные поля, причем до 86-й параллели они были малы и торосисты, а разводья были забиты мелким льдом и шугой. В таких местах посадка самолетов невозможна.

Далее к северу, особенно между 87° и 88°30’, ледяные поля оказались более пригодными для устройства посадочных площадок. Каков был лед в районе станции «Северный полюс», мы уже знаем.

Из этого описания видно, что между Северным полюсом и Землей Франца-Иосифа расположен своеобразный пояс торошения. Он отделяет более молодые льды, в основном образовавшиеся на материковой отмели Европейско-Азиатского материка, от более мощных приполюсных льдов.

Невидимому, указанный выше пояс торошения, в свое время остановивший дальнейшее продвижение на север Нансена и Каньи, представляет собой постоянное явление.

Два правила Нансена

Огромный интерес представляет сопоставление дрейфа льдов с ветром, вызвавшим этот дрейф. Подобные наблюдения, произведенные вблизи берегов, обычно искажаются под влиянием близлежащей суши и мелководья. Таким образом, для теоретических исследований можно пользоваться только данными трех дрейфов: «Фрама», станции «Северный полюс» (пока она находилась в центральной части Северного Полярного бассейна) и «Седова».

Произведенная автором этой статьи обработка наблюдений седовцев показала, что в районе дрейфа ледокола между 1 сентября 1938 года и 1 февраля 1939 года постоянное течение было выражено весьма слабо. Благодаря этому обстоятельству для изучения связи между дрейфом и ветром имелись почти лабораторные условия. Вдали от искажающего влияния суши и постоянных течений ветровой дрейф проявлялся здесь почти в чистом виде.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Седовцы"

Книги похожие на "Седовцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Бадигин

Константин Бадигин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Бадигин - Седовцы"

Отзывы читателей о книге "Седовцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.