» » » Светлана Петренко - Педагогическая психология: задачник


Авторские права

Светлана Петренко - Педагогическая психология: задачник

Здесь можно купить и скачать "Светлана Петренко - Педагогическая психология: задачник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Флинта»ec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Петренко - Педагогическая психология: задачник
Рейтинг:
Название:
Педагогическая психология: задачник
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9765-1955-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Педагогическая психология: задачник"

Описание и краткое содержание "Педагогическая психология: задачник" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта направления подготовки бакалавриата 050400.62 – Психолого-педагогическое образование по дисциплине «Педагогическая психология».

Для студентов факультета педагогики и психологии.






Таблица 1

Обобщенные характеристики учебной деятельности [44, с. 64]

Окончание таблицы 1

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью [15, с. 130–134; 22].

Итак, рассматриваемые понятия имеют непосредственное отношение к приобретению опыта человеком в различных условиях. Но при этом они могут иметь разный психологический смысл для обучающегося, а именно: действительно отвечать познавательной потребности, выступающей в качестве мотива учения и служить средством достижения других целей.

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

1. Различные подходы к определению научения, учения, обучения, учебной деятельности.

2. Типы и виды научения. Теории научения.

3. Различные подходы к определению структуры учения и учебной деятельности.

4. Учебная мотивация. Виды, уровни и формы проявления мотивов учения.

5. Формирование и изучение учебной мотивации.

1.3. Взаимоотношение обучения и развития как базисная проблема педагогической психологии. Концепция зоны ближайшего развития Л. С. Выготского. Процесс обучения и его специфические особенности. Виды обучения

В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека [4].

1. Биогенетическая ориентация. В центре – проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

2. Социогенетическая ориентация. Здесь изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

3. Персоногенетическая ориентация. В центре – проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности.

Основные подходы к проблеме взаимосвязи обучения и развития [2, с. 46]:

1. Психологическое развитие – самостоятельный, независимый процесс, который имеет свои собственные внутренние закономерности (У. Джеймс, Ж. Пиаже, 3. Фрейд и др.). Обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Причем обучение оказывает влияние лишь на внешние особенности развития (ускоряет или задерживает сроки появления закономерных стадий).

2. Психическое развитие – процесс, имеющий конкретно-историческую социальную природу (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Стадии интеллектуального развития и их психологические особенности определяются системой организации и способами передачи индивиду общественно-исторического опыта.

3. Психическое развитие как результирующая определенного взаимодействия природно-наследственных, социальных и воспитательных факторов (Б. Г. Ананьев). Обучение и воспитание – это регуляторы связей между психологическими функциями и свойствами личности, управляющие их коррелятивными зависимостями, имеющими свои характеристики и уровни.

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение об уровне актуального развития и зоне ближайшего развития [6, с. 3–19].

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

– детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы жизни;

– развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослых;

– закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

– закон развития высших психических функций (они возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка). Отличительные особенности высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность;

– детское развитие подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека – это обучение. Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день». Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка [44, с. 34–36].

Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к следующим положениям: никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Процесс развития – это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды – это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка, разрабатываемая А. А. Леонтьевым.

Следовательно, зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идёт впереди развития» [6, с. 23]. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка.

ЗБР может быть выявлена при изучении личности ребёнка, а также его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе.

А. К. Маркова выделила основные «пласты» развития и их показатели в соответствии с уровнями психического развития [23, с. 59–75]. Среди основных «пластов» уровня актуального развития она отмечает обученность, развитость и воспитанность, а в зоне ближайшего развития – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

Измерить величину зоны ближайшего развития можно при помощи различных позиций в общении [19, с. 127]:

1. Самая небольшая подсказка и помощь осуществляется из независимой позиции, когда кто-то, владеющий определенным материалом, начинает на глазах у субъекта, ЗБР которого измеряется, что-то решать.

2. Помощь, осуществляемая из позиции «на равных». Тот, кто помогает, всячески подчеркивает, что он и субъект, ЗБР которого измеряют, являются равноправными партнерами в ходе выполнения совместной деятельности.

3. Помощь, осуществляемая из позиций «под», или «снизу». В данном случае помогающий старается всячески спровоцировать другого на активность, иногда намеренно допуская ошибки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Педагогическая психология: задачник"

Книги похожие на "Педагогическая психология: задачник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Петренко

Светлана Петренко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Петренко - Педагогическая психология: задачник"

Отзывы читателей о книге "Педагогическая психология: задачник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.