В. Фомин - Философия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия"
Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Пособие раскрывает основные этапы становления человеческих представлений о мире и очерчивает круг проблем, стоящих перед философией сегодня. Обращение к философско-антропологической проблематике есть концептуальная позиция авторов, ориентировавших свои лекции на будущих педагогов.
Для преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов и всех интересующихся мировоззренческими и методологическими проблемами философии.
6. Русский космизм. Космизм – специфическое мировоззрение и мироощущение, а так же особенность рефлектирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное – с Вселенной. Как писал Е.Н. Трубецкой, основой космизма как мировоззрения становится «преобладание вселенского над индивидуальным».
В русской философии западноевропейскую идею антропоцентризма, когда человек отделен от природы и противопоставлен ей, заменяет идея антропокосмизма, согласно которой, человек восстанавливает прерванные связи с природой и осмысливает свое место в ней и в космосе в целом. Космизм – черта, присущая всей русской философии и в той или иной степени элементы космического мировоззрения присутствуют в философских взглядах подавляющего большинства русских философов. Это можно объяснить духовной связью русской национальной философии с народно-религиозными представлениями русских, несущих в себе элемент мифологического представления о единстве и целостности мира.
Русский космизм – это еще и определенная ценностная ориентация всей русской культуры, в основе которой лежит идея живого единства человека, человечества и Вселенной. Этой идеей проникнуты произведения писателей, художников, музыкантов и даже архитекторов, произведения, в которых языком искусства выражено понимание единства и цельности космоса. Достаточно вспомнить стихи А.С. Пушкина, В. Хлебникова, Н. Заболоцкого, прозу В.Ф. Одоевского, А.Н. Толстого, И.А. Ефремова, картины Н.К. Рериха и нашего современника, художника-космонавта А. Леонова. В музыке космическая тема слышится в произведениях П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина, А. Шнитке, Э. Артемьева. Подобное выражение космической темы можно назвать культурно-философской формой русского космизма.
Другой формой становится религиозно-философская рефлексия, разрабатываемая в рамках русской идеалистической философии. Философскими основаниями русского космизма являются: в онтологии – концепция «всеединства» и иерархической структуры бытия, получившие развитие в трудах В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др.; в гносеологии – «живознание» А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, «цельное знание» В.С. Соловьева, «цельное мировоззрение» П.А. Флоренского. Мир в этих концепциях рассматривается не только в его наличной данности, но и с точки зрения его развития через человека и отношения его к Творцу как цели. Так в «Чтениях о Богочеловечестве» В.С. Соловьев говорит о вечном теле Божием, его вечной душе – Софии, и каждый человек коренится в этом бессмертном организме как его звено. В результате образуется единство человека, человечества и Бога, выражающее постоянный процесс собирания Вселенной, ее развития и совершенствования.
Теоретически основание космизма как самостоятельного философского направления в рамках христианской философии разработаны Николаем Федоровичем Федоровым (1829–1903), в труде всей его жизни получившим название «Философии общего дела». В нем Федоров предложил целую оригинальную неохристианскую систему – космизм, подчиненную идее «патрофикации» («воскрешение предков» – отцов) подразумевавшую воссоздание всех живших поколений, их приобретении и возвращении к Богу. Их «воскрешение» он усматривал в возможности регуляции слепых сил природы средствами развивающийся науки и техники, овладения их достижениями, в том числе в области переустройства человеческого организма, освоение космоса и управления космическими процессами, в распространении высшей нравственности, связанной «долгом воскрешения», являющимся общим делом человечества. «Космос, писал Н.Ф. Федоров, – нуждается в разуме для того, что бы быть космосом, а не хаосом, каким он (пока) есть». Люди и должны стать разумом вселенной. Человечество должно научиться регулировать природу, превращать космические вещества в минеральные, перейти к употреблению теллурго-солярной и психофизиологической силы, чтобы увеличить земные возможности человека. А поскольку земные возможности ограничены – человек, во имя сохранения жизни и преодоления смерти – выйти в космос.
Для Федорова Земля не граница, а исходный пункт космической жизнедеятельности человека.
Особое место среди русских космистов занимает Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), который был не только автором «космической философии» и «астросоциологии», но и практическим ученым, предложившим научно-техническое решение выхода человека в космос для выполнения своей миссии, став тем самым «отцом русской космонавтики».
Циолковский, автор таких работ как «Горе и гений», «Грезы о земле и небе», «Очерки Вселенной», безусловно, испытывал влияние идей Федорова, но создает удивительную философскую систему, в которой смысловым центром становятся представления о космичности жизни, стремление соотнести макромир человеческого существования с космическими измерениями бесконечно-большого и бесконечно-малого. Космос по Циолковскому – целостная гармоничная система, в рамках которой атом и человек одинаковы, причастны высшему единству. Вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла получают в его воззрениях нетрадиционное решение. Законы универсальности жизнедеятельности непосредственно реализуются на микро-уровне «атомов», «духов», бессмертных граждан космоса, наделенных способностью к элементарным жизнедеятельным проявлениям. Рождение и смерть выступают как акты ассоциации и диссоциации таких атомов, способных периодически входить в состав комбинаций различной степени сложности.
Космологический процесс осмыслен Циолковским как ряд циклических усовершенствований бытия. Это дало возможность философу прийти к концепции «космических эр», описывающей эволюционные перспективы человечества.
Земля осмысливалась К.Э. Циолковским как некий космический заповедник, где разыгрывается драма биологического и социального становления новых живых форм. В процессе восхождения к высшим формам космического совершенствования человечеству предстоит пройти ряд ступеней, длительностью в миллиарды лет каждая.
Моральным долгом индивида и социума любого уровня становится добросовестное отношение к своей части «работы» по поддержанию космического порядка. Философ подчеркивал необходимость переустройства социума на основах «космической этики». Своеобразным гарантом осуществления космической жизни в рамках «космической этики» выступает некая творческая сущность, которая описывается Циолковским как «причина» (или «воля») Вселенной.
Признание существования силы, первичной по отношению к космической материи наглядно показывает религиозно-мистическую направленность «космической» философии Циолковского.
Наряду с К.Э. Циолковским и Н.Ф. Федоровым к религиозно-философской форме русского космизма следует отнести и известного русского драматурга XIX в. А.В. Сухово-Кобылина, на основе гегелевской диалектики и философии всеединства создавшего «Учение Все-мир», рукопись которого погибла во время пожара и доступного современникам лишь во фрагментах.
Третья форма русского космизма, наиболее полно отвечающая современному уровню знаний о мире, может быть охарактеризована как синтез естественнонаучных и философских представлений о космосе. Ярким представителем этого направления является Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – ученый-энциклопедист, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых естественнонаучных дисциплин: геохимии, радиогеологии, основатель учения о биосфере и ноосфере, которое составляет вершину его научного творчества, позволяющее создать новую современную картину мира. Вернадский создает нечто большее, чем просто новые научные направления. Его научный подвиг состоит в естественнонаучном порыве в область философии и общечеловеческих проблем, их связи с природой и космосом.
Исследование живого вещества и его связи с космосом, о космическом значении жизни ученый начал еще в 1916 г. Основные принципы учения о жизни и биосфере Вернадский обнародовал в 1926 г. в книге «Биосфера». Сам термин «биосфера» был введен еще Ламарком в 1804 г. для обозначения живых существ, населяющих Землю. Вернадский расширил это понятие, называя совокупность существ «живым веществом», а «биосферой» – наружную оболочку Земли, пронизанной и сформированной жизнью. Он считал, что биосфера есть особая геологическая оболочка планеты, преобразованная деятельностью живого вещества и являющаяся необходимым условием и предпосылками самых разных сторон жизни общества – материальной, научной, культурной.
Не сразу, но ученый все же приходит к мысли о «запрограммированности» появления человека, его включенности в эволюцию живого вещества. «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принималось во внимание в представлении о космосе. Эта сила, по-видимому, не есть проявление энергии или новых особенных ее форм. Однако действие этой силы на течение земных энергетических
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия"
Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Фомин - Философия"
Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.