Николай Скрипко - По целям ближним и дальним
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По целям ближним и дальним"
Описание и краткое содержание "По целям ближним и дальним" читать бесплатно онлайн.
В связи с повысившейся активностью ВВС противника Ставка Верховного Главнокомандования дала указание провести 8-10 июня новую воздушную операцию в целях разгрома на аэродромах ночной бомбардировочной авиации гитлеровцев. К участию в операции привлекались три воздушные армии ВВС (1, 15 и 2-я) и авиация дальнего действия. АДД в течение нескольких дней наносила удары по наиболее крупным немецким аэродромам, на которых базировались бомбардировщики Ю-88 и Хе-111. Этому предшествовала тщательная разведка. Мы высылали специально выделенные экипажи, которые выслеживали возвращавшиеся с заданий бомбардировщики и скрытно сопровождали их вплоть до места посадки. Разведчики стремились точно определить расположение вражеских аэродромов, самолетных стоянок, уточнить, где установлены зенитные батареи и прожекторы, где находятся склады боеприпасов и горючего. Они изучали режим полетов противника, определяли наиболее выгодные направления захода на цели. И предварительная разведка помогала нашим соединениям быстро и успешно подавлять средства ПВО врага, наносить эффективные удары по немецким аэродромам.
В ночь на 8 июня авиация дальнего действия совершила 302 самолето-вылета. 102 наших экипажа бомбардировали крупную немецкую авиабазу в Сеще. 87 кораблей нанесли удар по аэродрому противника в районе Брянска, а 75 самолетов били по скоплению вражеской авиационной техники в Орле. Из-за внезапно ухудшившихся метеорологических условий 38 экипажей сбросили бомбы на запасные цели.
9 июня АДД произвела 279 самолето-вылетов. 75 кораблей снова бомбили Сещу. При подходе к цели экипажи наблюдали большое количество вернувшихся с задания немецких самолетов, которые с зажженными аэронавигационными огнями ходили по кругу над своим аэродромом. Лишь после того как фашистские бомбардировщики совершили посадку, наши экипажи ударили по скоплению вражеских самолетов и вызвали многочисленные пожары.
В воздухе появились немецкие истребители, атаковавшие наших бомбардировщиков. Один "мессершмитт" был сбит огнем стрелков-радистов.
Надо заметить, что весной и летом 1943 года у воздушных стрелков работы значительно прибавилось, поскольку противник заметно усилил истребительное прикрытие ночью. В этих условиях мы стали еще больше внимания уделять огневой подготовке воздушных стрелков-радистов и других членов экипажей. Военный совет АДД наградил орденами старшину И. Шерстяных, сбившего к тому времени 3 немецких самолета, старшину А. Баранникова и других отважных и метких воздушных стрелков-радистов.
В ночь на 10 июня авиация дальнего действия бомбардировала аэродромы противника в Сеще, Брянске, Орле. Наши экипажи нанесли удар по скоплению немецкой авиационной техники в хорошо знакомом нам Боровском под Смоленском. Летчики наблюдали пять горевших на земле фашистских самолетов. Много очагов пожара возникло и на других вражеских аэродромах.
В ходе воздушной операции, продолжавшейся с 8 по 10 июня, совместными ударами только на аэродромах противника было уничтожено 168 бомбардировщиков, в воздушных боях сбит 81 фашистский самолет.{53} Всего же за время воздушных операций, проводимых в апреле, мае и июне 1943 года, советская авиация уничтожила свыше 1000 немецких самолетов.{54} Это, надо заметить, существенно изменило воздушную обстановку в нашу пользу.
Авиация дальнего действия продолжала ночные налеты на вражеские аэродромы и в дальнейшем. Буквально на следующую ночь после окончания июньской воздушной операции мы подняли 455 самолетов. 122 экипажа вновь нанесли удар по неприятельскому аэродрому в Сеще, а в налете на Брянск участвовало 175 кораблей. Остальные самолеты, как и в предыдущие ночи, во взаимодействии с 4-й воздушной армией уничтожали войска противника на Таманском полуострове, бомбардировали немецкий аэродром в районе Тамани. 33 экипажа выполняли специальные задания по оказанию помощи партизанам.
В ночь же на 12 июня уже 468 экипажей АДД нанесли новый мощный удар по вражеским аэродромам в районах Брянска, Сещи, Орла, а также в Боровском под Смоленском. Мы бомбардировали скопления немецких самолетов на Северном Кавказе в районах Керчи, Анапы, Тамани. Одно лишь перечисление этих пунктов говорит о том, что удары по немецким авиабазам осуществлялись на широком фронте - от Смоленска до Тамани - и на значительную глубину.
Взаимодействуя с фронтовой авиацией, совершавшей налеты на противника в основном днем, АДД продолжала и в последующие ночи, вплоть до начала Курской битвы, наносить мощные удары по аэродромам врага. Так, например, 20 июня 187 наших экипажей совершили налет на аэродром в районе Брянска, где вновь было отмечено большое скопление фашистских бомбардировщиков. Затем 22 июня 152 наших самолета бомбардировали немецкую авиабазу в районе Орла. В ту же ночь нашим налетам подверглись вражеские аэродромы в районе Олсуфьево, Карачев.
В связи с тем, что гитлеровцы усилили авиационное прикрытие своих аэродромов, участились воздушные бои. Ночью 22 июня над аэродромом Олсуфьево один Ли-2 был подбит немецким истребителем. Поврежденную машину летчики успешно довели на свой аэродром.
А вот экипаж ТБ-3 в ту же ночь вышел победителем в поединке с "мессером", сбив его в районе Олсуфьево. Одновременно и в районе Карачева наши воздушные стрелки подожгли атаковавший их Ме-110.
23 июня АДД выполнила обе задачи, поставленные перед нами Верховным Главнокомандованием: бомбардировала немецкие аэродромы и била по железнодорожным узлам.
Снова нашим ударам подвергся аэродром Олсуфьево. В налете участвовало 109 самолетов, применялись бомбы ФАБ-500, причинившие большие повреждения летному полю, местам стоянок и аэродромным службам. Для сравнивания воронок от бомб, уплотнения их грунтом требовались большие работы. Если же шли дожди, то засыпанные воронки быстро раскисали, и летное поле опять приходило в негодность.
Почему же АДД продолжительное время била по одним и тем же аэродромам? Да потому, что противник не мог использовать никаких иных аэродромов, кроме этих, - их на данном направлении не было. Мало того, недостаточный радиус действия вражеских бомбардировщиков (не свыше 500 километров) ограничивал возможности немецкой авиации базироваться в более удаленных пунктах. Вот почему немецкая авиация оставалась прикованной к своим основным аэродромам.
Боевые действия ВВС Красной Армии, уничтожавших самолеты врага в воздушных боях и на земле, ночные массированные удары АДД по аэродромам противника сильно ослабили немецкую авиационную группировку. Хотя гитлеровцы всячески стремились усилить противовоздушную оборону своих авиабаз, она довольно успешно подавлялась и преодолевалась нашими экипажами.
В период подготовки к летней кампании 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования обязала ВВС и АДД усилить борьбу с железнодорожными и автомобильными перевозками гитлеровцев, дезорганизовать сосредоточение оперативных резервов и развертывание войск противника. Народный комиссар обороны в своем приказе от 4 мая 1943 года указывал: "Удары по железнодорожным составам, нападение на автоколонны считать важнейшими задачами наших ВВС"{55}.
Наряду с авиацией Калининского, Западного, Брянского, Центрального, Воронежского, Юго-Западного и Южного фронтов к выполнению этой задачи привлекалась и авиация дальнего действия. Основными нашими целями были железнодорожные узлы Брянск, Орел, Гомель, Орша, Унеча, Новозыбков и другие.
По мере приближения предполагаемых сроков немецкого наступления под Курском интенсивность действий АДД возрастала. Так, в ночь на 4 июня в налетах на железнодорожный узел Орел участвовало 520 самолетов АДД. В связи с серьезными разрушениями, причиненными этому железнодорожному узлу большое количество немецких воинских эшелонов скопилось в Брянске и Карачеве. В ночь на 5 июня по ним немедленно последовал наш массированный удар, и в результате прямых попаданий бомб в эшелоны с боеприпасами и горючим было отмечено много пожаров и взрывы большой силы.
Всего за апрель - июнь 1943 года авиация дальнего действия совершила 9400 самолето-вылетов, из них 2852 - на железнодорожный узел Брянск и 2325 - на железнодорожный узел Орел.{56}
В одном из таких налетов на железнодорожный узел Брянск наши экипажи одновременно разбомбили расположенные неподалеку крупные артиллерийские склады противника. Их емкость составляла 1300 вагонов боеприпасов.
Газета АДД "Красный сокол" сообщала: "Налет советских бомбардировщиков производился в темную, непроглядную ночь. Земля была затянута дымкой. Тем не менее летчики безошибочно вышли на цель. Сейчас уже трудно сказать, чьи бомбы первыми угодили во вражеские склады. Судя по всему, бомбы были сброшены штурманом гвардии майором А. Харькиным (командир корабля летчик П. Храпов, стрелок-радист В. Хайлов). Время пребывания их экипажа над целью совпадает со временем взрыва, последовавшего в 00 часов 44 минуты. Взрыв оказался настолько сильным, что огненный отблеск его достиг высоты нескольких тысяч метров. Потом еще долго следовали взрывы одни за другим. Столб дыма поднялся до высоты 2000 метров. Зарево от возникшего пожара ярко оснащало даже наши бомбардировщики, летевшие на высоте 4000 метров"{57}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По целям ближним и дальним"
Книги похожие на "По целям ближним и дальним" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Скрипко - По целям ближним и дальним"
Отзывы читателей о книге "По целям ближним и дальним", комментарии и мнения людей о произведении.











