Толстой Л.Н. - Полное собрание сочинений. Том 79

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полное собрание сочинений. Том 79"
Описание и краткое содержание "Полное собрание сочинений. Том 79" читать бесплатно онлайн.
Леонила Фоминична Анненкова (1845—1914) — жена курского помещика Константина Никаноровича Анненкова (1842—1910), близкая знакомая Толстых.
В письме от 4 июня спрашивала, согласен ли Толстой, чтобы она передала его письма к ней для сборника писем Толстого, составляемого П. А. Сергеенко, и сообщала о болезни ее мужа.
1 Петр Алексеевич Сергеенко (1854—1930), литератор, автор нескольких статей о Толстом и книги «Как живет и работает Л. Н. Толстой» (2-е изд., М. 1908); собрал и опубликовал три тома писем Толстого.
* 268. Е. Кальварскому. Черновое.
1909 г. Июня 7. Я. П.
Очень сочувствую вашему положению, но, как ни странно вам это покажется, сочувствую более вашему духовно болезненному состоянию, чем телесному. Вопрос, который вы ставите и решение которого подтверждается авторитетами ученых, возможен, по моему мнению, только для людей, во внутреннем мире которых духовная болезнь уже совершила свое губительное действие. Все вопросы жизни каждого человека и людей вообще и в особенности решаются никак не соображениями о могущих быть последствиях от тех или других поступков, а только той самой «крайне опасной функцией мозга», о которой так поразительно, самоуверенно и невежественно рассуждает цитируемый вами Геккель.1 То, что вопросы эти не могут решаться доводами «чистого разума», т. е. предвидением событий будущего, очевидно и несомненно уже потому, что никакие усилия разума не могут предвидеть того простого и всем понятного, могущего произойти всякую минуту явления, разрушающего всякого рода разумные соображения, что человек не доживет до следующего часа. Понимают или не понимают этого люди, рассуждая о последствиях поступков, определяемых разумом, жизнь человеческая совершается вне времени, в момент настоящего, т. е. в безвременной точке соприкосновения прошедшего с будущим, и каждому человеку от рождения его и до смерти предстоит во всякий из этих безвременных моментов делать выбор того или иного поступка. А так как в этом выборе человек никак не может руководствоваться разумом, т. е. рассуждениями о будущих последствиях поступка, то он невольно поставлен в необходимость руководиться в самой важной деятельности жизни не деятельностью разума, а той «опасной функцией мозга», которая всегда всеми разумными и мудрыми людьми мира называлась духовным началом жизни и проявлялась и проявляется любовью. Хоть выбор поступка и зависит отчасти от предшествующих выводов разума, выводы-то разума, те или иные, произошли опять-таки не от разума, а от духовного начала, которое заставило разум избрать тот, а не иной предмет для обдумывания.
И потому я еще понимаю буйное сумасшествие, проявляющееся в моментальном отчаянии и озлоблении, приводящее человека к самоубийству, но спокойное, самоуверенное и обставленное мнимо научными, философскими рассуждениями сумасшествие, не только разрешающее, но как бы проповедующее самоубийство и убийство других, как это явствует из выписки Геккеля, для меня не только возмутительно и удивительно, но в высшей степени отвратительно.
Пожалуйста, простите меня, если это мое письмо будет вам неприятно, и верьте, что руководим я был в писании этого письма самыми добрыми чувствами к вам. Я желал бы, чтобы и вы имели ко мне таковые.
Печатается по черновику. Написано на машинке с поправками и дополнениями рукой Толстого. Датируется на основании пометы H.H. Гусева в черновике.
Ефим Кальварский (р. 1880) — либеральный публицист, сотрудник газет «Наша жизнь», «Товарищ» и др.
В письме от 12 июня нов. ст. из Германии писал Толстому о своей болезни (чахотке) и невозможности, ввиду отсутствия средств, лечиться и спрашивал Толстого, может ли он «самоизбавиться от зла», то есть покончить жизнь самоубийством, чтобы освободить своих семейных от забот о нем и расходов на него.
На конверте письма Кальварского Толстой пометил: Ответить. Геккель, вопро[с]. Отметки об ответе нет.
1 Эрнст Геккель (1834—1919), немецкий естествоиспытатель, дарвинист; в общественно-политической области был реакционером. Кальварский в письме цитировал мысли Геккеля: «Чувство, хоть и весьма достойное любви, но в то же время и крайне опасная функция мозга; в столь важных этических вопросах оно никогда не должно играть решающей роли и перевешивать доводы чистого разума». «Какую огромную сумму страданий, бездну скорби и забот представляют неизлечимые больные для их семей и родных и как много потерь и мук устранилось бы, если бы решились, наконец, люди избавиться посредством морфия».
* 269. Ф. С. Стахееву.
1909 г. Июня 11. Кочеты.
Благодатное, Тульской г., 11 июня 1909.
Федор Стахеевич,
О том, будет или нет то, что называется страшным судом, ничего не знаю да и не нуждаюсь знать. Знаю одно: что мне нужно жить по божьему закону и только об этом заботиться.
Печатается по дубликату подлинника. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата.
Ответ на письмо Федора Стахеевича Стахеева (сведений о нем не имеется; судя по его письму, он в августе 1903 г. был в Ясной Поляне) из Петербурга от 7 июня, который спрашивал: «Ради братской любви ответьте нам, возможен ли страшный суд».
* 270. Н. Терлецкой. Черновое.
1909 г. Июня 11. Кочеты.
Стихотв[орение] ваше слабо, но мысль его хороша.1
Печатается по черновику-автографу, написанному на конверте письма адресата. Датируется на основании пометы Н. Н. Гусева: «Ответил Л. Н. 11/VI».
Ответ па письмо семнадцатилетней девушки Нины Терлецкой от 5 июня из Тамбова, которая просила Толстого просмотреть написанное ею стихотворение, посвященное Толстому.
1 На конверте письма Терлецкой Н. Н. Гусев под диктовку Толстого записал стенографический ответ в другой редакции: «Стихи ваши по мысли мне очень нравятся».
* 271. Неизвестному. Черновое.
1909 г. Июня 12. Кочеты.
Благодатное, Тульской [губ.], 12 июня 1909 г.
Совершенно согласен с вами, что тот разум, теорию которого вы излагаете в плюсах и минусах и в том, чтобы познаваемое как-то становилось частью познающего, и т. п., очень нежелателен, и чем скорее кто откажется от такого разума, тем будет лучше. Вы же, советуя мне через Христа отказаться от разума сами не отказываетесь от этого самого разума и им-то и хотите убедить меня в том, что я должен отказаться от разума.
Вы говорите, что Христос говорит мне, чтобы я отказался от разума. Но, сколько я знаю, Христос никогда не говорил этого, это говорите вы. Если же бы и было доказано, что Христос говорил это, то, высоко ценя высказанные им великие истины, я все-таки очень пожалел бы о том, что он говорил такие глупости.
Вы сожалеете обо мне, как и многие мои обратители. Могу ответить на ваше соболезнование тем же. Когда я вижу безграмотную старушку, идущую к батюшке Сергию и рассказывающую об его, батюшки, чудесах и о своих грехах, которые она идет отмаливать через него, я искренно умиляюсь; но когда я читаю хитроумную софистику человека, который защищает une cause perdue,1 как он сам это очень хорошо знает, и дел[ает] это для какой-то ему одному известной цели, не для своей души, как делает это баба, мне истинно жалко такого человека.
Печатается по черновику (машинопись с поправками Толстого). В ГМТ сохранился первый автограф этого письма с датой, проставленной H. Н. Гусевым: «12 июня 1909».
Кому адресовано это письмо, не установлено.
1 [проигранное дело,]
272. И. К. Гурихину.
1909 г. Июня 13. Кочеты.
13 июня 1909.
Иван Кузьмич,
О жизни вашей совет мой тот, что самая лучшая жизнь — земледельческая работа в деревне. Советовал бы вам употребить все силы на то, чтобы устроить себе такую жизнь в деревне.
То, что вы написали, пошлите в журнал «Вегетарианское обозрение»,1 Книги, какие у меня есть, посылаю вам.
Печатается по дубликату подлинника. Отрывок впервые опубликован в журнале «Жизнь для всех» 1911, 2, стр. 262; полностью — там же, 1912, 4, стр. 699.
Ответ на письмо политического ссыльного Ивана Кузьмича Гурихина из Тотьмы, Вологодской губ, от 8 июня (почт, шт.), который писал, что у него кончается срок ссылки, а ехать ему некуда и средств у него нет, и просил «научить, что ему делать»; кроме того, спрашивал Толстого, в какой журнал послать написанную им статью «в защиту животных».
1 «Вегетарианское обозрение» — ежемесячный журнал, издававшийся в 1909—1915 гг. (в 1909 г. — в Кишиневе, с 1910 г.— в Киеве) под ред. Е. Л. Скловского в изд. Л. М. Фиша и И. О. Перпера.
* 273. Д. Т. Шепилову.
1909 г. Июня 13. Кочеты.
Не советую вам писать стихов. Боюсь, что те, которые говорят вам о вашем таланте, ошибаются. Может быть, и я ошибаюсь: советую же вам не писать стихов потому, что считаю занятие это не только бесполезным, но и вредным для того, кто этим занимается. Пожалуйста, не сердитесь на меня.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полное собрание сочинений. Том 79"
Книги похожие на "Полное собрание сочинений. Том 79" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Толстой Л.Н. - Полное собрание сочинений. Том 79"
Отзывы читателей о книге "Полное собрание сочинений. Том 79", комментарии и мнения людей о произведении.