Толстой Л.Н. - Полное собрание сочинений. Том 80

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полное собрание сочинений. Том 80"
Описание и краткое содержание "Полное собрание сочинений. Том 80" читать бесплатно онлайн.
Цель жизни человеческой: исполнение воли, пославшей нас в жизнь. Исполнение этой воли есть увеличение в себе любви ко всем, к неприятным и враждебным так же, как и к приятным и дружеским. Исполнение этой воли дает человеку благо. А когда человек испытывает благо, он больше ни о чем не спрашивает. Мой совет: поставить своей целью увеличение в себе любви. Достижение этой цели, постоянное приближение к ней, не так, как все другие внешние цели, всегда доступно человеку. Испытайте, и вы сейчас же узнаете справедливость этого. А в ваши года, начав эту внутреннюю работу над собой, как многого можно достигнуть! Помогай вам бог, тот, который в вас.
Печатается по дубликату подлинника.
Письмо адресовано Ивану Сергееву, а не П. В. Сергееву, как ошибочно указано в обращении. Корреспондент дал для ответа адрес П. В. Сергеева.
Ответ на письмо семнадцатилетнего Ивана Сергеева из села Воротынец Нижегородской губернии от 15 ноября 1909 г. с вопросами о смысле жизни. На ответ приложил марку.
* 303. А. М. Завадскому.
1909 г. Ноября 25. Я. П.
Алексей Маркович,
Бог никак не может быть существом. Уж по одному тому, что понятие существа неразрывно связано с понятием отделенности от других существ. Для бога же, включающего в себя «всё», не может быть того, от чего он может быть отделен.
Выражение же: воля бога, столь знакомая нам по евангелию, слова: он хочет, он знает, — указывают только на отношение человека к богу, а не на то, чем мы можем понимать его.
С совершенным уважением Лев Толстой.
Бог не есть понятие, но нечто такое, без чего ничто не может быть, и поэтому знаю про существование бога более несомненно; чем про что бы то ни было. Но, несмотря на такое знание, рассуждать и словами определять бога считаю самым бесполезным и вредным занятием. Я могу сказать, чем, по моему мнению, не может быть бог. Не может он быть, по моему мнению, ни творцом, ни Христом, ни троицей, ни даже существом; считаю, что такое понимание бога было бы для меня кощунством, но оспаривать чужие мнения отказываюсь. Думаю, что мы должны жить богом, его проявлением в нас любви и разума, но не должны и пытаться определять его.
Л. Т.
Подлинник написан на машинке, подпись собственноручная. Основание датировки: пометка на конверте письма адресата. В ГМТ хранятся два черновика: 1) автограф первой части письма и 2) переписанный с него на машинке, датированный 25 ноября экземпляр (приготовленный для подписи подлинник), на котором Толстой собственноручно приписал вторую половину. Подлинник переписан с этого черновика.
Ответ на письмо А. М. Завадского от 23 ноября 1909 г. с рассуждениями по поводу предыдущего письма Толстого к нему (см. № 275). В заключение добавил, что он не смог уяснить себе, как Толстой представляет себе бога: понятием или существом.
* 304. М. Г. Казимируку.
1909 г. Ноября 25. Я. П.
Книги посылаю. На вопрос же ваш о том, что ожидает людей в будущей жизни, могу ответить, во-первых, то, что слово будущее относится ко времени, т. е. к нашей теперешней, временной, телесной жизни. О том же, что такое и как живет наша душа вне времени, телесной жизнью, мы знать ничего не можем. Если это вам не ясно, то скажу так: рожаясь, мы приходим от бога, умирая, возвращаемся к нему. И так же, как не знаю о том, что мы были до нашего рождения, не можем знать и того, чем будем после смерти. Суждение же о том, что будто бы добрые за свое добро получат награду за гробом, а злые — наказание за свою дурную жизнь, суждение это самое грубое. Так думать могут только те, кто представляет себе бога подобным человеку. Бог же, по учению евангельскому, есть любовь и потому не может наказывать. Награждать же за добрую жизнь тоже нет смысла, потому что истинная добрая жизнь носит сама в себе свою награду.
Так я думаю, считаю рай и ад, награды и наказания за самые грубые суеверия.
25-го ноября 1909 г.
Ясная Поляна.
Печатается по дубликату подлинника.
В письме от 22 ноября 1909 г. (почт. шт.) М. Г. Казимирук спрашивал, правильно ли он понимает утверждение Толстого, что «люди, которые живут по закону божию, и по смерти будут совершенствоваться». Просил книг.
* 305. В. Р. Камодзинскому.
1909 г. Ноября 25. Я. П.
Лев Николаевич думает, что в его писаниях есть если не ответ на ваши вопросы, то такие положения, которые исключают возможность таких вопросов.
«Материя сознает сама себя, какая бессмыслица!» (Паскаль).1
Печатается по машинописной копии, сверенной с черновиком-автографом. Основание датировки: пометка об ответе на конверте письма адресата. Очевидно, текст письма, написанный в виде конспекта для ответа секретаря, был дан Толстому на подпись вместе с другими письмами, написанными от его имени.
Ответ на письмо Владимира Рафаиловича Камодзинского (Житомир) от 22 ноября 1909 г. (почт. шт.). Камодзинский спрашивал: «Как доказать бытие божие (не есть ли мир бесконечная химическая реакция, бесконечно продолжающаяся) ?»
1 Эту мысль Паскаля Толстой взял из книги «Pensées de Pascal», 1847, p. 71.
* 306. Козлову.
1909 г. Ноября 25. Я. П.
Не говоря уже о том, что никакой; ни один человек, ни какое бы то ни было собрание людей не имеют права1 лишать жизни другого человека, не говоря и о том, что та религия, которую мы будто бы исповедуем, безусловно запрещает убийство, даже и те люди, которые совершенно бессмысленно и беззаконно приписывают себе право нарушать и нравственный и религиозный закон, казалось бы могли придумать для противодействия убийства много самых разнообразных мер, но, очевидно, только не ту, которая состоит в совершении того самого преступления, от которого они хотят избавить общество.
25 ноября 09 г.
Ясная Поляна.
Печатается по дубликату подлинника.
В письме из Петербурга от 23 ноября 1909 г. Козлов сообщал, что петербургский военный суд приговорил к смертной казни трех лиц за изнасилование и убийство двух девушек, четырнадцати и девятнадцати лет. Он спрашивал Толстого, правильно ли поступил суд.
Об этом деле см. «Новое время» 1909, № 12104 от 21 ноября.
1 Исправлено по черновику. В дубликате: право
* 307. Якушко.
1909 г. Ноября 25. Я. П.
Книги посылаю. А называть людей-братьев косматыми палачами христианину не годится.
Лев Толстой.
25 ноября 09 г.
Ясная Поляна.
Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная.
Письмо Якушко в архиве не найдено и дополнительных сведении о нем редакция не имеет. Фамилия адресата проставлена на подлиннике.
*308. И. А. Белоусову.
1909 г. Ноября 26. Я. П.
Ответ телеграмму Галунова. Согласен, рад служить доброму делу.
Толстой.
Телеграмма. Датируется по дате телеграфного бланка.
Иван Алексеевич Белоусов (1863—1930) — поэт. Был в Ясной Поляне 17—18 октября 1909 г. В яснополянской библиотеке хранится несколько его книг, в том числе «Стихотворения. 1882—1909», М. 1909, лично преподнесенная автором. См. его книгу «Литературная среда. Воспоминания», М. 1928, стр. 211—229.
В телеграмме речь идет об участии Толстого в сборнике в пользу инвалидного дома (см. письмо № 201). Сборник вышел из печати в конце декабря 1909 г. под названием «Друкарь». Литературный сборник под редакцией Н. Д. Телешова, изд. Вспомогательной кассы типографов, М. 1910. Книга посвящена памяти русского первопечатника Ивана Федорова. В сборнике помещены мысли Толстого «О жизни и смерти» и его портрет с автографом.
* 309. H. H. Ге (сыну).
1909 г. Ноября 26. Я. П.
Очень, очень был рад, милый Николай Николаевич, прочесть ваше письмо, излагающее сущность вашей статьи. Всей душой разделяю ваше мнение. Ничего подобного в Европе нет, главное, потому, что нигде нет того, что у нас есть — русского деревенского народа. Мы особенно резко видим ужас и мерзость интеллигенции, потому что видим ее на фоне этого народа, которого она же хочет поучать.1
Ожидаю вашу статью.2
Лев Толстой.
26 ноября 09 г.
Ясная Поляна.
Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. В ГМТ имеется черновик-автограф, написанный на конверте письма адресата. Впервые опубликовано в переводе на итальянский язык в книге: Nicola Gay, «I miei rapporti con Tolstoi e la sua famiglia», Firenze, 1936, стр. 131—132.
Ответ на письмо H. H. Ге от 3 декабря н. ст. 1909 г. с подробным изложением содержания его статьи «Честность» (по поводу статьи К. В. Лаврского «Вопросы воспитания в деревне» — «Свободное воспитание» 1908—1909, 12). Он писал Толстому: «Я высказываю мнение, не лестное для интеллигентов. Именно я говорю о том, что в России крестьяне одни представляют собою хотя необразованных, но единственных цивилизованных людей». Это письмо было в Ясной Поляне прочитано вслух (дневник Д. П. Маковицкого, запись 26 ноября 1909 г.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полное собрание сочинений. Том 80"
Книги похожие на "Полное собрание сочинений. Том 80" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Толстой Л.Н. - Полное собрание сочинений. Том 80"
Отзывы читателей о книге "Полное собрание сочинений. Том 80", комментарии и мнения людей о произведении.