Толстой Л.Н. - Полное собрание сочинений. Том 81

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полное собрание сочинений. Том 81"
Описание и краткое содержание "Полное собрание сочинений. Том 81" читать бесплатно онлайн.
2) Надеяться на то, что чем больше будешь жить для души, а не для тела, то тем лучше будет тебе и в этой жизни и после смерти.
3) Любить, чтобы не каяться потом, надо, как сказал Христос Фарисею (Мф. 35, 40), бога и ближнего. Любить бога — значит любить совершенство добра и стараться приближаться к нему. Любить ближнего — значит любить всех людей одинаково и своих и чужих, и русских, и японцев, и евреев, а пуще всего, как сказал Христос, любить врагов, обижающих вас.
Посылаю вам евангелие, выбранные места из которого я считаю нужными и важными, еще книжку На каждый день. Помогай вам бог.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге. На конверте письма Собчака Толстой пометил: Отвечать марки.
Михаил Собчак — крестьянин Подольской губ., прислал Толстому письмо от 30 января 1910 г. с целым рядом вопросов о «библии и священном писании». Между другими вопросами он спрашивал Толстого о местонахождении рая, о печати на челе Каина и пр. Письмо заканчивается вопросом, который Толстой в своем ответе называет «главным», «умным» вопросом и который цитирует по письму Собчака в своем ответе.
1 В черновике написано: Письмо о библии, на основании чего в копии сделана выписка из письма к Г. М. Куксову (см. письмо № 80).
2 В черновике написано: Выписать подчеркнутое место письма. Далее воспроизводится подчеркнутое Толстым место из письма Собчака.
3 В черновике зачеркнуто: всех
109. В. Г. Черткову от 6 февраля.
110. М. Н. Яковлевой.
1910 г. Февраля 6. Я. П.
6 февраля 10 г. Ясная Поляна.
Мария Николаевна,
Получил ваше письмо и приятное, и неприятное мне: приятное по тому, как думаю, доброму влиянию, которое я имел на вас, и неприятное — по преувеличенной оценке меня.
На вопрос ваш о том, как употребить остающиеся у нас деньги, могу, посоветовать только то, что делаю сам с теми деньгами, которые мне дают императорские театры за мои пьесы. Я даю понемногу, по 5, 10 копеек прохожим бродягам, которых так много, и всегда, когда успею, вступаю в разговор о пьянстве и уговариваю не пить, не курить, и если грамотный, даю об этом книжечки.
Думаю, что серьезный такой разговор девушки с такими несчастными может подействовать. А если подействует на одного из сотни, то это — прекрасное дело. Если встретится человек, интересующийся общими вопросами, то хорошо дать такому и общего, нравственного содержания книги. Такие есть в издании «Посредника».
От всей души желаю вам успеха в главном деле всякого человека духовном совершенствовании.
Брат ваш Лев Толстой.
Впервые опубликовано в газете «Русское слово» 1910, № 266 от 2 октября.
Ответ на письмо Марии Николаевны Яковлевой (р. 1891, литературный псевдоним «Марьяна Ямпольская») от 4 февраля 1910 г. из Москвы, в котором она жаловалась на тяжесть окружающей жизни. Обращаясь к Толстому, она писала: «Ужасно смотреть... как все открыто проповедуют эгоизм, и только вы один, вы единственный свет во всем этом мраке и горе». М. Н. Яковлева отвечала Толстому письмом из Москвы от 14 февраля.
111. В. Ф. Булгакову.
1910 г. Февраля 7. Я. П.
Примите, милый Вал[ентин] Фед[орович], этого нашего нового друга,1 побеседуйте с ним и приезжайте с ним ко мне.
Л. Толстой.
Печатается по копии. Впервые опубликовано в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 41. Дата определяется записью в Дневнике В. Ф. Булгакова и копией. Эту записку Толстой послал в Телятинки, где в то время жил Булгаков.
1 Шмельков М. В., помощник железнодорожного машиниста. Сочувствовал взглядам Толстого, хотел бросить службу и заняться земледелием.
* 112. И. К. Гурихину.
1910 г. Февраля 6. Я. П.
6 февраля 10 г. Ясная Поляна.
Книги высылаю.
Если бы я оправдывался во1 всех тех выдумках обо мне, к числу которых принадлежит и то, о чем вы пишете, — я бы должен был всё свое свободное время употреблять на эти оправдания, так как выдумок таких чрезвычайно много. И выдумки эти являются из самых противоположных лагерей людей, которым неприятны высказываемые мною взгляды на их деятельность.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом. Впервые опубликован отрывок в статье Ив. Власова «Очерки деревенской жизни. Толстой в деревне» — «Жизнь для всех» 1911, 2, стр. 262.
Иван Кузьмич Гурихин — крестьянин Симбирской губ. В своем письме из Тотьмы Гурихин просил Толстого выслать книг и ответить на слышанные им упреки относительно того, что Толстой «собственность отвергает только на словах, на деле же он защитник ее. Мало того... в 1905—1906 гг. он сам прибегал к помощи администрации и ограждал свою землю казаками».
1 В черновике на конверте было написано: всем том, в чем меня обвиняют <как> все те, к[отор]ым неприятны мои взгляды, а таких оч[ень] много [как среди] во всех лагерях, то я всю остальную жизнь занимался бы только этими оправданиями. <Тому, кому интересно знать мою жизнь, [тот] может оч[ень] всё то>
На письмо Толстого Гурихин ответил 14 февраля 1910 г., в котором просил Толстого прислать еще книг. На конверте этого письма Толстой пометил: Книги послать, а В. Ф. Булгаков 20 февраля 1910 г. отметил о посылке книг: «Не убий», «О веротерпимости», «Обращение к русским людям», «Так что же нам делать?», «Где выход?», «Об общественном движении в России», «Христианство и патриотизм».
113. A. M. Хирьякову.
1910 г. Февраля 7? Я. П.
Давно ничего не знаю про вас, дорогой Александр Модестович, знаю через Фельтена,1 что он видел вас на своем суде, и еще из третьих уст, что Чертков2 виделся с вами в Петербурге. Хочется прямого общения с вами. Как вам живется? Надеюсь, что хорошо, принимая во внимание вашу душевную силу, но иногда и боюсь, что тяготит вас ваше одиночество. Дайте мне знать о своем душевном состоянии. Понимаю, что в вашем положении сознание своей невиновности должно действовать двояко противоположно. Надеюсь, что действует в смысле успокоения и душевного подъема. Я доживаю свои дни очень хорошо не по заслугам: столько дела и как будто нужного делаешь, как умеешь и осиливаешь. Разлука с Чертковым3 тяжела нам обоим, в особенности стеснительна для общего дела. Прощайте. Может быть, до свидания.
Помнящий и любящий вас
Л. Толстой.
Печатается по копии. Датируется на основании записи В. Ф. Булгакова от 7 февраля 1910 г. о получении письма от Фельтена «о тяжелом состоянии находящегося в тюрьме литератора А. М. Хирьякова». См. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 60. Впервые опубликовано в «Летописях», 12, стр. 85.
Александр Модестович Хирьяков (р. 1863 — ум. в начале 1940-х гг.) — литератор, автор многих статей о Толстом. После Октябрьской революции жил в Варшаве. В 1909 г. А. М. Хирьяков был приговорен к году крепости за редактирование выходившей в 1909 г. в Петербурге газеты «Голос». См. об этом А. Хирьяков, «Три встречи» — «Современник» 1911, 11, стр. 345—366.
1 См. письмо № 37.
2 В. Г. Чертков имел свидание с Хирьяковым в Петербургской тюрьме «Кресты» в январе 1910 г.
3 Имеется в виду запрещение въезда В. Г. Черткова в Тульскую губ., наложенное в административном порядке в марте 1909 г. и снятое в июне 1910 г.
* 114. К. А. Клишевскому.
1910 г. Февраля 8. Я. П.
8 февраля 10 г. Ясная Поляна.
1Считаю то учение, которое вы излагаете в вашем письме — об искуплении грехов людей кровью Христа, одним из самых неразумных, бессмысленных даже, ни на чем не основанных и, вместе с тем, самым вредным для нравственной жизни людей, грубым суеверием.
Думаю я так потому, что грех первого человека, за который бог наказал всех людей, есть грубая и глупая и кощунственная басня, которую давно бы пора забыть людям. Бог есть любовь, и данная им жизнь людям есть благо, которое люди получают всегда, если только исполняют волю пославшего. А потому людям спасаться не от чего и им не нужно никакой крови спасителя, а нужно только исполнять волю бога. Воля же бога — в том, чтобы люди любили друг друга, увеличивали бы в себе любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в нем» (1 Иоанна, IV, 16).2 И Христос не сказал фарисею, что главная заповедь в том, чтобы верить в какую-то кровь, а очень ясно, понятно и просто сказал: люби бога и ближнего. И в этом весь закон.
Вот мое мнение. Более подробно найдете во всех моих позднейших писаниях.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом.
К. А. Клишевский — владелец дачи в Новом Мисхоре (Кореиз, Крым), в письме от 1 февраля 1910 г. спрашивал Толстого, не изменились ли его религиозные убеждения со времени написания им книги «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий» и как он относится к учению баптистов об «очищении грехов кровию Иисуса Христа».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полное собрание сочинений. Том 81"
Книги похожие на "Полное собрание сочинений. Том 81" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Толстой Л.Н. - Полное собрание сочинений. Том 81"
Отзывы читателей о книге "Полное собрание сочинений. Том 81", комментарии и мнения людей о произведении.