» » » Виктор Слободчиков - Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе


Авторские права

Виктор Слободчиков - Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе

Здесь можно купить и скачать "Виктор Слободчиков - Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Слободчиков - Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
Рейтинг:
Название:
Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7429-0732-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе"

Описание и краткое содержание "Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе" читать бесплатно онлайн.



Данная книга занимает центральное положение в структуре «Основ психологической антропологии».

Здесь изложены основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей психического развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии. Проанализированы философские и методологические основы принципа развития в психологии и его категориальный строй. Обоснованы антропологическая модель и интегральная периодизация развития субъективной реальности в онтогенезе. Представлено описание ступеней, периодов и стадий развития субъективности человека в пределах его индивидуальной жизни.

Изучение каждой главы пособия завершает «Методологическая рефлексия», включающая вопросы для обсуждения и размышления, темы реферативных и курсовых работ, рекомендуемую литературу. Заключает книгу словарь основных понятий.

Пособие адресовано не только педагогам и студентам педагогических вузов, но также всем специалистам гуманитарной сферы.






Методологические установки к части II

Аналитический очерк истории и современного состояния зарубежной и отечественной психологии развития выявил как обширность ее предметной области (развитие физических, душевных, социальных, личностных и других сторон человека), так и многообразие методов получения фактов психического развития и теоретических схем их интерпретации. Современная психология развития представляет собой совокупность мало связанных направлений, школ, концепций. Не все теории возрастной психологии равнозначны при исследовании общих закономерностей развития человека в онтогенезе. Ряд теорий ограничивается детским периодом жизни человека (их большинство), другие ориентируются на изучение частных вопросов психического развития (познания, эмоций, личности и т. п.).

В аналитическом обзоре современного состояния проблемы А. А. Митькин выделяет около двух десятков конкретных теорий психического развития и ставит задачу разработки системной психологии развития.[39] Необходимость построения общей теории психического развития является актуальной для современной психологии. Настоящий раздел представляет концептуальный подход к построению такой теории. На пути решения данной задачи необходимо осуществить методологический анализ изложенных выше научных подходов в зарубежной и отечественной психологии, вычленить использованные в них теоретические средства изучения и объяснения процессов психического развития, зафиксировать их ограничения.

Глава первая посвящена анализу основных методологических парадигм и научных подходов в психологии развития.

Понятие парадигмы в научный обиход было введено Т. Куном для обозначения историко-методологических закономерностей развития науки. Он отмечает, что в истории любой области знаний можно выделить периоды «нормальной науки» и научные революции. Период «нормальной науки» характеризуется использованием научным сообществом крупных теоретических достижений как опоры для построения научно-исследовательской деятельности. Под парадигмами Т. Кун понимал признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.[40] Соответственно парадигма – это система познавательных ценностей и норм, определяющих видение изучаемой реальности и способов ее постижения.

Со временем в научном познании возникают кризисные явления. Они вызываются появлением новых данных, которые не могут быть объяснены в рамках принятой парадигмы периода «нормальной науки». Увеличение числа таких новых данных в конечном счете приводит к изменению сознания научного сообщества или части его, к появлению новой парадигмы. Так происходит научная революция.

Говоря о той или иной парадигме, обыкновенно используют целую группу связанных между собой понятий: парадигмальный сдвиг (фиксируется момент перехода), уровень развития науки (характеристики прошедших изменений) и др. Наука в целом либо отдельные комплексы научных дисциплин в своем развитии предстают как последовательность парадигм, отличающихся друг от друга рядом существенных характеристик.

Современная отечественная психология переживает революционный момент своего развития. Идет интенсивное проникновение психологии в различные области человеческой деятельности – в политику, образование, бизнес, управление, рекламу и т. д.; стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Психология перестает быть только академической наукой, областью занятий сравнительно немногочисленного профессионального сообщества. Она все более обретает облик массовой деятельности, становится подлинно практико-ориентированной наукой, призванной решать конкретные человеческие проблемы в различных сферах его жизни; наметилась смена ее парадигм: переориентация с академической парадигмы на практико-ориентированную.

Происходящий парадигмальный сдвиг в системе ориентаций современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых теоретических проблем, наиболее важные из которых центрируются вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы – психологии развития человека. Проблемы психологии развития человека не сводятся ни к проблемам происхождения и развития психики, ни к проблемам становления ее структур и функций, которые всегда изучала классическая общая и возрастная психология как естественно-научные дисциплины. Внимательный взгляд на традиционные психологические учения без труда обнаружит их принадлежность (в большей или меньшей степени) к излагаемым ниже парадигмальным установкам.

Общенаучный подход, в отличие от научной парадигмы, задающей мировоззренческие ориентиры, ценностное видение реальности, фиксирует совокупность норм, правил, предписаний исследовательской деятельности. Научный подход – это точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования, которая включает в себя процедуры и средства изучения объекта, нормы и правила обработки и интерпретации полученных результатов.

Построение теории развития субъективной реальности в онтогенезе предполагает выяснение возможностей различных научных подходов, сложившихся в психологии, использование разработанных в их рамках и оправдавших себя в исследовании методологических средств (принципов, категорий, понятий и т. д.). К числу основных общенаучных подходов относят системный (системно-структурный), процессуально-динамический (функциональный), деятельностный. В настоящее время в психологии оформляется субъектный (личностный) подход.

В итоге анализа обосновываются антропологическая парадигма и субъектный подход как адекватные задаче построения общей теории психического развития человека. Отдельная задача данной главы – описание принципа развития в психологии: его понимание, основные значения, категориальный строй.

Глава вторая излагает антропологическую модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе; представляет интегральную периодизацию развития субъективной реальности в онтогенезе.

В этой главе в обобщенной форме воспроизведены теоретические положения о субъективной реальности, изложенные в первом учебном пособии – «Психология человека». Это сделано с целью обоснования идеализованного (теоретического) объекта данного пособия – «Психология развития человека». Определение идеализованного объекта играет методологически центральную роль в формировании теоретической области. Идеализованный объект – это специально конструируемая область научных исследований, теоретическая модель существенных связей изучаемой реальности, представленная с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций.

В главе рассматриваются закономерности развития субъективной реальности; представлено конкретно-содержательное наполнение основных категорий принципа развития в психологии. Закономерности общего психического развития человека кладутся в основу последующего выделения и описания главных ступеней этого развития.

Обоснованию схемы периодизации развития в границах индивидуальной жизни человека предпослан категориальный анализ проблемы возраста. Л. С. Выготский полагал данную проблему в качестве центральной как в теоретическом, так и в практическом плане. Однако до сих пор в психологии развития эта категория не получила своего должного теоретического осмысления.

В заключение главы представлена интегральная периодизация психического развития человека, разъясняются основные принципы ее построения, закономерности и динамика смены ступеней, периодов и стадий развития. Интегральная периодизация составляет основу структурного представления хода развития субъективной реальности в онтогенезе.

Глава 1. Философский смысл принципа развития в психологии

1.1. Парадигмы развития в системе гуманитарного знания

Натурализм – парадигма природной обусловленности психики человека

Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок – в своем крайнем выражении – натурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек – природа». В философии натурализм определяется как система взглядов на мир, согласно которым сама природа выступает единым, универсальным принципом объяснения всего сущего.

В соответствии с этим принципом исходным основанием в понимании и объяснении происхождения любых психических явлений служит принцип наследственности. Здесь становление психических функций, способностей человека, форм его поведения рассматривается как разворачивание во времени и воплощение в телесных структурах некоторой предсуществующей биогенетической программы. Теоретической схемой, описывающей процессы развития в натуралистских концепциях, является отношение «организм – среда», а носителем этих процессов – человек как только природный индивид.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе"

Книги похожие на "Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Слободчиков

Виктор Слободчиков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Слободчиков - Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе"

Отзывы читателей о книге "Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.