» » » » Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина


Авторские права

Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство И.П. Логвинов, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина
Рейтинг:
Название:
Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина
Издательство:
И.П. Логвинов
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
985-6324-17-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина"

Описание и краткое содержание "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории малых городов Минской области: Несвиж, Столбцы, Дзержинск, Борисов, Молодечно, Заславль, Марьина Горка, Смолевичи, Жодино, Узда, Копыль, Слуцк, Клецк, Березино, Червень, Смиловичи, Мядель, Вилейка, Воложин, Ивенец, Раков, Логойск.






Оказывается, нынешняя Ленинская улица раньше называлась Великой. По своей продолжительности, по своему предназначению она действительно являлась большой, главней улицей в Узде. В самом центре местечка по разным сторонам её стояли костел Святого Креста и церковь Святых Петра и Павла. Располагалась на ней и Торговая площадь. Когда-то эта улица была застелена бревнами. Подобное покрытие улиц существовало в городах Беларуси еще в ХІ-ХІІІ вв. В местечке же Узда оно могло применяться вплоть до XVIII в.

Пролетарская улица когда-то называлась Малой. Она была уже и короче, чем Великая. Еще ее называли Татарской. В районе ее расположения концентрировалась основная часть татарского населения Узды. В конце этой улицы, ближе к речке, стояла деревянная мечеть. Что касается татар, то они занимались огородничеством и выделкой шкур, а за городом на выкупленной земле имели мизар (кладбище).

Улица Первомайская в прошлом называлась Юридзика. Происхождение названия ее исходит со времен ХVІв., когда в каждом местечке стала появляться административно-обособленная часть города, где расселяли подвластных владельцу его. В начале этой улицы до революции стоял памятник Казимиру Завише, поставленный, по-видимому, в 20-30-е гг. XIX в. А в послевоенные годы на этой улице начал действовать магазин с поэтическим названием «Голубой Дунай».

Серафима Глебка, старожил Узды, в «Чырвонай Зорке» за 5 сентября 2001 г. добавляет, что в 1951 г. в Узде было всего 6 улиц. Имелась даже своя Красная площадь. Такое название она получила, потому что была вымощена из камня. Тротуары были деревянными. В городе работали две школы: белорусская и русская. Первая и сейчас стоит на улице Первомайской — деревянное двухэтажное здание. Около русской школы (стояла в начале улицы Школьной) находились горка и болотце. На месте нынешнего парка размещалось Старое кладбище. Неподалеку от нынешней школы им. Пушкина располагалась конюшня. На конях по городу и за городом ездили финансовые инспекторы, работники райисполкома. Машина была одна на весь город — принадлежала военкомату. В то время в местечке функционировали небольшой маслозавод и хлебопекарня.

КОСТЕЛ

Я уже сообщал, что Криштоф Ковячинский, ликвидировав в конце XVI в. кальвинскую церковь, открыл в том же здании католический костел.

Более основательное здание костела в Узде построил Казимир Завиша. Об этом сообщает газета «Экспресс Новости» за 6 ноября 2003 г. Этот костел освятили в 1794 г. под титулом Святого Креста. Он был из дерева. Самым впечатляющим его элементом была высокая башня. Костел хотя и сильно искажен, но сохранился. Его главный фасад до сих пор украшают четыре массивные колонны. Прямоугольные окна размещены в два ряда.



В XIX в. к храму пристроили из кирпича трехгранную апсиду со стрельчатыми окнами. Вместе с ней в той же технике и из того же материала возвели новую ограду. При этом местный кузнец выковал ворота и небольшую калитку. Главный алтарь костела украшал образ Святой Анны, а на хорах располагался большой орган. В каменной усыпальнице, под зданием костела, хоронили Завишей. За 200 лет там собралось немало гробов. На сегодняшний день это старейший памятник зодчества в городе. Следует помочь ему. Для этого не так уж и много требуется: лишь решение вернуть его настоящим хозяевам. На сегодняшний день это единственный памятник-храм на Минщине, который продолжают эксплуатировать не по назначению.

Рисуя историю наших городов, я выделяю факты, которые были направлены на созидание, расцвет данного города и всей державы. В Узде стрелка часов истории словно остановилась... Вернув католикам костел, восстановив этот храм в его первоначальном обличии, город получит туристов — тех, кто захочет приехать сюда и оставить здесь свои деньги.

ЦЕРКОВЬ

Православная деревянная церковь в Узде действовала еще в начале XVI в. Представители семьи Корсаков фундовали здесь церковь Петра и Павла. Марина Корсак в 1590 г. даже подарила этой церкви 2,5 волок земли.

Об этом находим в районной книге «Памяць». Нынешняя каменная Петро-Павловская церковь размещается в центре города на Красной площади. Она построена в 1905 г. по проекту епархиального архитектора В.И. Струева и на средства помещика Завиши. Этот храм — памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля.



Левон Колядинский в книге «Памяць» сообщает, что в Национальном историческом архиве Беларуси хранится дело под названием «Описание церквей и приходов Минской епархии...» за 1879 г. Так вот в нем сообщается, что помимо существовавшей тогда каменной церкви Святых Петра и Павла, построенной на средства пана Завиши в 1840 г., в Узденском приходе существовало еще 4 церкви: Георгиевская, Покровская, Александро-Невская, Свято-Духовская. При этом в состав прихода, помимо Узды, входили Заболотье, Борки, Бервищи, Кухтичи, Низок, Каменка, Великая и Малая Уса, Сокольщина, Присынок. Кроме того, на территории прихода действовали одна мечеть, два католических костела и пять еврейских школ.

ПЛОТОГОНЫ

Неман для Беларуси — все равно, что Волга для центральной части России. Это по-настоящему великая река, с великой историей, кормилица и помощница.

Начну с того, что Неман начинается всего в 10-ти км от Узды. И в своем изначальном русле называется Неманец. Александр Федорович Рогалев утверждает, что слово Неман складывается из двух частей: отрицания не- и корневой части -ман. Старославянское, старобелорусское слово «ман» расшифровывается как «маленький, тонкий». Отсюда противоположное понятие Неман — «не маленький».

Неман отличается быстротой, силой своего течения, прохладностью и прозрачностью своей воды.

По сведениям В.М. Киселева, приведенным в книге «Памяць», исток Немана начинался в 4 км на северо-восток от деревни Заболотье и размещался на возвышении 194,4 м над уровнем моря. Через 21 версту своей протяженности Неман принимает с левой стороны при деревне Кривичи реку Лошу, а еще через одну версту дальше под местечком Песочное — с правой стороны реку Усу.

По Неману — этой «божьей дороге», как называли раньше все реки, плотогоны переправляли в дальние края связанные в плоты бревна. Плоты эти обгоняли суда разного рода: барки, боты, байдаки, струги, витины. А выше, уже около Гродно, Друскининкая и Ковно, им встречались паровые суда...

Сергей Головка в газете «Мінская праўда» за 14 августа 2003 г. сообщает, что плотогонство известно на Немане с глубокой древности. Первые румы — пристани, где складировали и готовили к сплаву бревна — появились здесь еще в конце XVI в. Такие лесозаготовительные пункты существовали в Песочном, Могильном, Николаевщине, Новом Свержене, Столбцах.

Первоначально торговлей древесины занималась исключительно администрация феодала — владельца леса и окрестных земель. Ею выбирались делянки для вырубки, обустраивались на берегу румы, с которых затем, с весны, отправлялись по неманской воде плоты. Сначала лесосплавом занимались исключительно иностранцы, приглашенные из-за рубежа мастера этого дела. Но позже появились свои, доморощенные.

Курировали эту работу в основном евреи. Они получали разрешение на заготовку древесины и приобретали лицензию на ее транспортировку водным путем с целью продажи. То есть брали на себя ответственность за риск. Евреи нанимали лесорубов и перевозчиков-тралерщиков. Бревна нарезали длиной 3-5 метров и доставляли на румы. Там древесину очищали от коры и укладывали в штабеля для просушки. Работа эта проводилась поздней осенью и зимой. А перед началом сплава наступала очередь вязальщиков плотов.

Процесс связки бревен довольно трудоемкий, требовал специальных знаний и просто навыка. Обычно работа начиналась на берегу поблизости от воды, реже — на самой воде или льду. Немного подсохшую древесину связывали в звенья — так называемые клеймы (гонки, лавки), которые соединялись из нескольких десятков бревен. Каждое из последних основательно укреплялось с помощью веревок из скрученных лозовых прутьев (витей, горделей) к жерастям — положенным поперек крупным брёвнам. Между собой клейны соединялись жердками, которые назывались поклёсами. Неманские плоты обычно состояли из 2-3 гонок. На первом и последнем звеньях для управления плотом устанавливали апачины или присы — рулевые весла, — там же находились шириги — заостренные колья, которые применяли при торможении. Управлял плотом головник (он стоял впереди), а задник обязан был управляться с «хвостом». Устраиваясь на ночлег, плотогоны причаливали к берегу, укрепляли плот с помощью каната (конопляного или из витей) к оралу — вбитому в землю толстому колу.

Сплавной сезон в верхнем течении Немана начинался с половодьем. Тогда по большой воде вниз по реке отправлялись целые караваны плотов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина"

Книги похожие на "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Татаринов

Юрий Татаринов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Татаринов - Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина"

Отзывы читателей о книге "Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.