» » » » Людмила Регуш - Практикум по наблюдению и наблюдательности


Авторские права

Людмила Регуш - Практикум по наблюдению и наблюдательности

Здесь можно купить и скачать "Людмила Регуш - Практикум по наблюдению и наблюдательности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство 046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Регуш - Практикум по наблюдению и наблюдательности
Рейтинг:
Название:
Практикум по наблюдению и наблюдательности
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-91180-606-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Практикум по наблюдению и наблюдательности"

Описание и краткое содержание "Практикум по наблюдению и наблюдательности" читать бесплатно онлайн.



Второе, переработанное и дополненное, издание книги (предыдущее вышло в 2001 г.) посвящено одному из древнейших способов познания людьми друг друга – наблюдению. Возрождение интереса к нему связано с развитием практической психологии, успехи которой часто определяются тем, насколько специалист-практик владеет техниками наблюдения и в какой мере развито его профессионально важное качество – наблюдательность.

Книга адресована специалистам, работающим в системе «человек-человек». Это прекрасное учебное пособие для тех, кто изучает курс «Наблюдение и наблюдательность», осваивая профессии психолога, консультанта, психотерапевта, педагога, врача, следователя, менеджера.






6-й день. На старте перед посадкой в самолет был, как обычно, спокоен и благодушен. Много шутил и разговаривал с медиками. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отличался юмором.

14-й день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50-секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Схема амбулаторного исследования В. Смекала в пункте 5 предусматривает всестороннее наблюдение за пациентом. Прочитайте внимательно этот пункт и ответьте на вопросы:

1. За какими сторонами психики ведется наблюдение?

2. Какова цель наблюдения в ходе амбулаторного исследования?

3. Как бы вы предложили организовать процедуру наблюдения?

4. Отвечает ли это наблюдение требованиям научного метода?

Схема амбулаторного исследования (В. Смекал)

Шварцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – С. 353.

1. Дата и место исследования. Анкетные данные.

Имя и фамилия клиента, дата рождения, национальность, место рождения. Возраст во время исследования. Образование (у школьников: класс, год обучения, в каких классах оставался на второй год).

2. Причина исследования: исследование проводится по просьбе…

3. Важные данные анамнеза об эндогенных и экзогенных факторах развития.

4. Состояние здоровья и физическая зрелость. Органы чувств, моторика, речь, латеральность.

5. Внешность и поведение при исследовании.

а) вид, чистота и опрятность, явные особенности;

б) ориентированность, что касается характера и цели исследования;

в) способ установления контакта: смелый-несмелый-равнодушный;

г) подход к испытанию: сопротивление-равнодушие-интерес, восторг-неуверенность-пассивность;

д) сотрудничество в течение испытания: реактивный-спонтанный-инициативный-выжидающий-любопытный; понятливый-непонятливый, самостоятельный-несамостоятельный, внушаемый; рассеянный-стойкий, постоянный; терпеливый-нетерпеливый;

е) реакция на решение заданий: успешность поощряет – неуспешность отталкивает; амбициозный; для испытуемого важно – не важно качество отметок, тревожность и напряжение; функциональная инерция – быстрое приспособление к изменению; полагается на себя – не полагается – переоценивает себя;

ж) общее настроение и социабельность: довольный-недовольный, серьезный-спокойный-веселый, грустный, вспыльчивый; вербальная или мимическая коммуникация с исследующим – равнодушие к исследующему – непрерывное наблюдение за реакцией исследующего;

з) динамика поведения: неспокойный (непостоянный, болезненно раздражительный, переменчивый) – тупой (торпидный, брадипсихический) – особые манеры (кусание ногтей, моргание, тики, подергивание и др.);

и) речь (фонирование и артикулирование), способы выражения: скорость, громкость, тон и акцент, выговор; грамматика; запас слов, особенности стиля, плавность, искусность, естественность.

6. Проведенные испытания и их количественные результаты.

7. Характеристика.

а) конституция и темперамент, вигильность, эмотивность;

б) мотивация: потребности, интересы, идеалы, ценности, возможности;

в) адаптационные механизмы, «оценка самого себя», фрустрационный тип и толерантность, воля (владение собой);

г) социабельность, позиции, ориентировка, дисциплинированность, добросовестность;

д) умения;

е) образование и умственный уровень.

8. Прогноз и рекомендации.

Упражнение 4. На основе длительных наблюдений за спортсменами профессор А. Ц. Пуни пришел к следующим выводам:

Сильное предстартовое возбуждение наряду с мышечной скованностью может сопровождаться общим двигательным возбуждением, чаще всего выражающимся в повышении привычного темпа движений и речи. Спортсмен суетится, беспричинно торопится, хотя и делает все заранее, без всяких оснований боится опоздать к старту. Для овладения самостоятельным контролем за темпом движений и речи существуют разнообразные упражнения, общие принципы которых состоят в следующем: 1) тренировать плавность и медлительность движений; 2) чередовать в тренировке быстрый и медленный, плавный и резкий темп; 3) так организовать жизнь, чтобы обстоятельства не вынуждали спешить (Практические занятия по психологии/ Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физическая культура и спорт, 1977. – С. 133).

На основе этого вывода попытайтесь восстановить: а) что было объектом наблюдения? б) какова цель наблюдения? в) в каких ситуациях велось наблюдение?

Упражнение 5. К какому виду относится наблюдение Л. Н. Толстого, описанное в его произведении «Крейцерова соната»?

И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней.

Дав ход своему бешенству, я упивался им, и мне хотелось еще что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее высокую ступень моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, чтобы все-таки дать ход своему бешенству – схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо.

Упражнение 6. Используя схему, проведите наблюдение за детьми дошкольного возраста (4–6 лет).

Цель: установить индивидуальные особенности контактов детей с незнакомыми взрослыми.

Ситуация: первое знакомство.

Выделите индивидуальные особенности детей при установлении контактов со взрослыми по каждой из намеченных линий, обобщив результаты своих многократных наблюдений или данные разных наблюдателей в отношении одного и того же ребенка.

(По материалам кн.: Развитие обобщения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – С. 160.)

Глава 2. Методики наблюдения

2.1. Методики формализованного наблюдения

В этой главе рассматриваются два вида наблюдения: формализованное и неформализованное. Раскроем более подробно специфику этих видов наблюдения и приведем конкретные методики каждого из них.

К формализованной методике может быть отнесена та, которая в какой-либо из своих частей имеет заданное извне (исследователем или составителем методики) ограничение. Это ограничение может касаться оценки степени выраженности наблюдаемых фактов (указаны баллы или мера выраженности в других формах). Может быть ограничен набор наблюдаемых признаков. В этом случае в протоколе или бланке регистрации задаются объекты наблюдения, которые нужно увидеть и зафиксировать их наличие или отсутствие. Термин «формализованный» может быть отнесен и к ситуациям, в которых ведется наблюдение. Здесь ограничения вводятся в отношении времени, пространства, вида деятельности, круга общения и т. д. Наконец, могут быть формализованы результаты наблюдения, если они получены на репрезентативной выборке и проведено их шкалирование (уровневое, нормативное и др.). При этом появляется возможность соотносить с имеющимися шкалами результаты вновь проводимых наблюдений.

Второе условие отнесения методики к формализованной состоит в том, что введенное в наблюдение ограничение должно быть постоянным на протяжении всего исследования. Это условие может относиться к выборке, к объектам наблюдения, к ситуациям. Например, все испытуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков (объектов наблюдения).

Называя методику формализованной, мы хотим подчеркнуть, что есть виды наблюдения, где исследователь полностью зависит от жизненных реалий, ничего в них не ограничивая, а только фиксируя изменения, которые он наблюдает.

Формализация всей программы наблюдения и статистическая проверка получаемых результатов с составлением нормативных шкал позволяют создать стандартизированную методику наблюдения. В качестве примера можно назвать «Карту наблюдений Стотта». Представленная в ней схема наблюдения состоит из 16 симптомокомплексов, в соответствии с которыми приведены оценочные шкалы.

Методики формализованного наблюдения существенно корректируют те недостатки, которые присущи наблюдению. Появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается отрицательное влияние наблюдателя (его субъективность), может быть достигнуто единство качественного и количественного анализа полученных фактов, а также установлены не только факты, но и их причины.

Ниже приводятся методики наблюдения, созданные и апробированные разными авторами. Эти методики могут быть отнесены к формализованным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Практикум по наблюдению и наблюдательности"

Книги похожие на "Практикум по наблюдению и наблюдательности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Регуш

Людмила Регуш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Регуш - Практикум по наблюдению и наблюдательности"

Отзывы читателей о книге "Практикум по наблюдению и наблюдательности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.