» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Надо полагать, гибель судов была настолько распространенным явлением, что этому посвящен особый пункт в соглашении из десяти пунктов.

Мир на Черном море продолжался недолго. Уже в 969 г. киевский князь Святослав во главе флота из 500 лодей и 20 тысяч воинов спустился по Днепру в Черное море. 30 тысяч войск во главе со Свенельдом и братом князя Глебом двинулись конным путем на юго-запад для встречи со Святославом. Византия спровоцировала нападение печенегов во главе с Курей на Киев. Вернувшись с частью войск, Святослав разгромил печенегов у Киева, после этого опять ушел в Болгарию, где успешно разгромил войска нового византийского императора Иоанна Цимисхия. Тот был вынужден заключить мир, который сам же и нарушил, отправив в устье Дуная, где базировался Святослав, 300 кораблей с «греческим огнем». Русы немедленно вытащили свои корабли на берег у городской стены Доростола. Греческие корабли не рискнули подойти к Доростолу, что облегчило русам вылазки на судах. В одну из темных ночей двухтысячный русский отряд совершил дерзкую контратаку на лодьях, захватив большие запасы хлеба, пшена и убив многих византийских солдат. Император пригрозил командующему флотом казнью, если подобная вылазка повторится{111}. После сражений с греками и обороны Доростола, где засели русско-болгарские войска, Святослав был вынужден подписать Доростольский мир, помириться с греками, уйти из Болгарии. Цимисхий обязался пропустить корабли Святослава из Дуная. Поздней осенью русская флотилия добралась, наконец, до ДнспроБугского лимана. Здесь были получены сведения о новом нападении печенегов и о засаде их у днепровских порогов. Флотилия осталась зимовать в низовьях Днепра в тяжелейших условиях, потеряв многих людей во время этой неудачной зимовки. Ранней весной 972 г., разделившись на три группы, корабли Святослава двинулсь вверх по Днепру, где их уже ожидал подкупленный Цимисхисм печенежский хан Куря, неосмотрительно отпущенный великодушным Святославом из киевского плена. Дальнейшее известно: флотилия и сам Святослав погибли в районе порогов{112}.

В летописях нет данных о морских войнах Киевской Руси на Черном море во княжение Владимира. Тем не менее морские военные походы были. Широко известен факт взятия Херсонсса князем Владимиром (989 г.). И почти неизвестно то обстоятельство, что войско князя Владимира доставлено в Херсонсс морем, на судах, которые стали на якорь в гаванях Херсонсса, скорее всего, в Стрелецкой бухте. По некоторым источникам, общее число судов у князя Владимира достигало 350!{113} Войска князя Владимира окружили Херсонес и взяли его. Данных о действенной морской блокаде в летописях, однако, нет (рис. 12).

Видимо, морем отбыли в Византию шесть тысяч воинов, отправленных князем Владимиром в помощь императорам Византии после женитьбы на византийской принцессе Анне. Именно они помогли ликвидировать антиимператорское восстание мятежного Фоки и восстановить спокойствие в империи.{114}. Скорее всего, морские походы Владимира были относительно бескровны, и особых потерь флот Киевской Руси не понес. В последующем вспомогательные отряды Киевской Руси неоднократно участвовали в походах Византии в Средиземное море. Данных о конфликтах Руси и Византии нет вплоть до 1040 г., когда сын Ярослава Мудрого — тоже Владимир — предпринял новый поход.

Трагический исход имел этот поход князя Владимира Ярославовича. Причиной похода послужило как будто бы убийство в Византии одного из русских купцов. Сын Ярослава Мудрого Владимир «пойдя в лодиях и придоша в Дунай» (устье Дуная использовалось как плацдарм для последующего броска на юг){115}: Разве что сил было маловато для удара по могущественной, хоть и хиреющей империи: 400 судов и 20 тысяч воинов[13]. Следующий переход — и флот русов уже у пролива Босфор. Суда бросили якорь у маяка Фар (Искрест). Требования киевского князя были также традиционны: заключение мира и выплата дани. Император Константин Мономах отверг ультиматум и бросил греческий флот против лодейной флотилии Владимира, перегородившей выход из Босфора. Противоборствующие долго противостояли друг другу, не начиная сражения. В это время усилившийся шторм перешел в страшную бурю. «Сильный ветер двинулся с востока на запад; взмутив море вихрем, он устремил волны на варвара и потопил одни из его лодок тут же, так как море поднялось в середину им, а другие, загнав далеко в море, разбросал по скалам и утесным берегам». Это свидетельство Михаила Тесла{116}. В «Повести временных лет» говорится то же: «И быть буря велика, и разби корабли Руси». По нашему мнению, это описание бури, сопровождавшейся смерчем. Большие греческие триремы в проливе были отчасти укрыты от шторма. Наконец, по сигналу императора Константина две византийские галеры устремились вперед, несмотря на бурю. Лодьи немедленно окружили их, но греки применили «греческий огонь» и тяжелые камни. 10 лодей было сожжено и разбито. В наступление двинулись главные силы византийцев. Шторм оказался важнейшим союзником византийского флота. Ветер переворачивал лодьи, разбивал их о скалы; в море с галер на лодьи летел «греческий огонь». Как свидетельствуют литературные источники, множество судов было сожжено «греческим огнем», утоплено близ берега. Погиб и корабль киевского князя. «И княжь корабль разбил и ветер и взя князя в корабль Иван Творимиричь, воевода Ярославль»{117} (рис. 13).

Флот киевского князя отступил и укрылся в бухтах к северо-западу от пролива. Император Константин Мономах опрометчиво посчитал его деморализованным и отправил в погоню всего 24 судна (по другим данным — 14). Однако Русь отступила только под ударами шторма. Греческие корабли были окружены, взяты на абордаж и уничтожены, четыре галеры захвачены. Погиб и. сам командующий греческим флотом — Феодорокан.

Рис. 13. Император посылает свои корабли на Владимира Ярославовича (левый рисунок); греки побивают корабли Владимира (правый рисунок). (По М. Грушевскому: «Iлюстрована iсторiя Украïни». — К.: «Наук. думка», 1992. — С. 101). 

Воины с погибших в битве русских судов были выброшены на берег близ Босфора. Спаслось 6 тысяч человек, это были экипажи минимум 150 «моноксилов»; если считать и погибших — гораздо большего числа лодей. Их объединил воевода Вышата, пытавшийся вывести свой отряд в Киевскую Русь сушей. Однако под Варной отряд был разбит, многие (800 человек) попали в плен{118}. Их судьба была ужасной: в Константинополе всем выкололи глаза, отрубили правые руки. Лишь одному из сотни оставили по одному глазу, чтобы он мог вести державшихся друг за друга людей. Затем искалеченные люди были отпущены. Вереницы калек потянулись на север. Немногие добрались домой. Воевода Вышата вернулся домой через три года{119}.

…В XI—XII вв. в низовьях Дуная сложилось многочисленное славянськое население, связанное с Киевской Русью, прежде всего с Галицкой землей. Низовья Дуная и Днестра получили название «Берладь». Берладники, иначе подунайцы, были смелыми мореходами, рыбаками, охотниками, земледельцами, не подчинявшимися князьями.

В летописях извещается, что в 1159 г. Иван Ростиславович Берладник «ста в городах подунайских и изби две кубаре и вся товара много в нею…»{120} Как поясняет В. В. Мавродин, речь идет о захвате лодей галицких купцов — кубар. В 1159 г. берладники захватили крупный опорный пункт Киевской Руси в конце водного пути из варяг в греки — Олешье (совр. Цюрупинск). Лишь через год воевода Юрий Нестерович разбил берладников и преследовал их по морю до низовий Дуная, где «избиша» и «в полон взяша».

В 1223 г. те же подунайцы (иначе еще — «галицкие выгонцы») собрали крупное войско для поддержки князей Киевской Руси в битве на Калке. Татарские разведчики настороженно следили на Днепре за появлением огромного флота лодей, численность которых достигала тысячи. Это был крупный морской поход из устья Дуная в; нижнее течение Днепра.

Вскоре — в 1240 г. Киев был захвачен монголо-татарскими завоевателями. Славяне на несколько веков оказались отрезанными от Черного и Азовского морей.

Историки справедливо отмечают, что на Руси наряду с маленькими деревянными челнами для морских походов времен Киевской Руси сооружались специальные морские суда. Их строили тысячи плотников, паруса ткали тысячи женщин. Весной из Киева караваны в 400—500 судов пробивались через днепровские пороги, где на них нападали печенеги, в низовья Днепра, к острову Березани. Здесь суда дооснащались парусами, мачтами, реями, уключинами и веслами. Общая численность торгового флота Руси, надо полагать, изменялась в зависимости от обстоятельств, для военных походов князей собирались флотилии до 2000 судов, а иногда, если верить летописи, и больше.{121}

Судостроение славян прошло в своем развитии несколько этапов{122}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.