» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Указом императора от 7 августа было предписано снарядить новую эскадру под командованием контр-адмирала И. Т. Овцына для крейсирования ее у крымских берегов. Иван Тимофеевич Овцын погибнет вместе с двумя фрегатами осенью этого же года. Он много плавал на Балтике, на Севере, в Средиземном море. Командовал фрегатом в Чесменском сражении в 1770 г. В 1771 г. на фрегате «Санторино» потерпел крушение в Архипелаге и был взят вместе с командой в плен турками, пробыл там два года. Впоследствии командовал кораблем «Святой Николай» на севере. Звание контр-адмирала ему присвоено в январе 1798 г.

12 августа этого года Ушаков во главе эскадры из 12 кораблей, фрегата и трех авизо вышел к «Дарданеллам Константинопольским» (так тогда называли пролив Босфор — так же он поименован и в императорском указе). Младшим флагманом на эскадре на корабле «Святая Троица» с Ф. Ушаковым пошел контр-адмирал Овцын. На переходе к Босфору корабли попали в шторм, часть из них получила повреждения. «Святая Троица» и авизо-акат «Святая Ирина» были отправлены Ушаковым для ремонта в Ахтиарский порт еще на переходе от острова Фидониси.

Получив подтверждение из Константинополя, 23 августа эскадра Ушакова вошла в Босфор, где стала на якорь на период переговоров с турками и формирования объединенного флота. 29 августа контр-адмирал Овцын, уже вернувшись на «Святой Троице» из Севастополя, по указанию Ушакова на акате[16] «Святая Ирина» был отправлен для формирования резервной эскадры. 8 сентября эскадра Ушакова вышла из Босфора для соединения с турецкой эскадрой и дальнейших действий в Средиземном море. А контр-адмирал Овцын 24 сентября тоже вышел в море для крейсирования около крымских берегов во главе резервной эскадры в составе фрегатов «Царь Константин», «Федор Стратилат» и шестнадцатипушечного аката № 2. Оба фрегата построены в 1790 г., имели длину 143, ширину 43 фута, вооружены каждый 46 пушками.

Последним, кто видел резервную эскадру, был контр-адмирал П. В. Пустошкин, назначенный младшим флагманом в Средиземноморскую эскадру Ушакова и в октябре переводивший вновь построенный линейный корабль «Святой Михаил» из Николаева в Севастополь для окончательной подготовки к действиям в Средиземном море.

Вот как описаны условия плавания в Черном море в тот период и обстоятельства встречи с фрегатами резервной эскадры в журнале П. В. Пустошкина о плавании его отряда из Черного моря к Корфу для присоединения к эскадре Ушакова, 7 октября 1798 г. — 4 февраля 1799 г.

«7 октября на корабле «Св. Михаил» снялись с рейда Очаков, вышли из Днепровского лимана и стали на якорь ввиду темного времени (нужно иметь в виду, что в то время на Черном море еще не было световых маяков, берега ночью были темны совершенно, поэтому меры предосторожности для плавания вблизи берегов, к тому же еще недотаточно изученных, были справедливы и оправданы — Л. М.).

9 октября перешли на рейд Гаджибей (тогдашнее название Одессы — Л. М.).

8 октября при сильном ветре перешли ближе к Гаджибею, опять на ночь стали на якорь.

10 октября после полудня в 2 часа снялись с якоря и при ветре северо-запада вступили в Черное море, взяли курс к Ахтиарскому порту и в 6 часов закрылись от нас Гаджибейские берега.

Октября 11. На другой день ветер сделался противный, при котором начали лавировать, в полдень по счислению находились от Тарханова Кута (мыс Тарханкут) на СЗ 57°00 в расстоянии 54 верст российских, после полудня ветер начал усиливаться и к вечеру сделался немалый шторм. Произошло великое волнение, почему закрепили паруса, а под фоком и бизанью[17] легли в дрейф.

Октября 12. Второго на десять числа в 11 часов пополуночи увидели идущее от 0 по ветру трехмачтовое судно и чрез несколько часов, проходя мимо нас не в дальнем расстоянии, усмотрели, что это был российский линейный фрегат, у которого грот-стеньга сломлена и грота-рей спущен, по обстоятельствам шел для укрытия от ветра к румелийским берегам по невозможности терпеть на море жестокого шторма; тогда мы подняли свой кормовой флаг и гюйс и выпалили из пушки, желая об нем узнать обстоятельнее, но от него на оное было не ответствовано, и мы уповали, что неминуемо оной должен быть из двух фрегатов «Царь Константин» или «Федор Стратилат» и через несколько часов оной от нас из виду закрылся».

В этом же месте к документу сделана сноска следующего содержания: «Оба эти фрегата входили в состав резервной эскадры контр-адмирала Овцына, державшего свой флаг на фрегате «Царь Константин». 11 октября они были застигнуты штормом чрезвычайной силы у берегов Крыма, и, имея повреждения в рангоуте[18], вынуждены были спуститься по ветру к румелийским берегам. Здесь вблизи устья Дуная оба фрегата были выброшены на отмели и разбиты, причем погибли адмирал, оба командира, 29 офицеров и 636 человек команды».{133}

И далее в журнале:

«Октября 13. На другой день в полдень по счислению находились на СЗ 65°00 в расстоянии 82 версты российских; после полудня ветер сделался несколько тише, при котором, отдав рифленые марсели и грот, лавировали к Ахтиару.,

Октября 18. Осьмого на десять числа в полдень увидели остров Феодониси (современное название — Змеиный — Л. М.) и 2 часа оный остров по крюйс-пеленгу отстоял от нас на СВ 13°00 в расстоянии 13 верст российских, тогда при северо-восточном ветре легли бейдевинд к Ахтиару».{134}

Выйдя из Одессы, корабль «Св. Михаил» направился к Севастополю. Попав в сильный шторм, лег в дрейф — и в результате оказался снесенным далеко на запад, западнее даже острова Змеиный. Фактически «Св. Михаил» был тоже в опасной близости от устья Дуная. Это подтверждает, что шторм действительно был необычайной силы, и экипажи фрегатов были бессильны предпринять действенные меры для спасения своих кораблей и своего собственного. При этом надо учитывать, что оба фрегата находились в кампании уже не первый год, а непосредственно перед трагедией две недели были в море, так что морская выучка экипажей и командиров была достаточно высокой. Объективно оценивая обстоятельства, можно утверждать, что в гибели фрегатов действительно виноват жесточайший шторм. Одному из авторов несколько десятилетий приходилось плавать по Черному морю, и он может подтвердить, что «самое синее в мире» нередко бывает таким, что даже современным кораблям приходится очень нелегко.

За более чем полтора века существования парусного Черноморского флота на просторах Черного и Азовского морей разыгрывались многочисленные и ожесточенные морские сражения, в них участвовали десятки и сотни военных судов с обеих сторон. Но ни один российский военный корабль не погиб в бою! И за весь этот полуторавековой период лишь три из них были взяты в плен неприятелем. Причем, два — «Мария Магдалина»[19], линейный корабль, и лоция (лоцмейстерское судно) «Алупка» были «занесены бурей» в пролив Босфор и там пленены, находясь, очевидно, в бедственном состоянии, первый в 1787, вторая — в 1853 г. И только один корабль, фрегат «Рафаил», спустил флаг в бою… Было это в 1829 г., когда он встретился с эскадрой турецких кораблей, многократно превосходящей его по артиллерийской мощи и более быстроходной. Пример преданности присяге, мужества и высокого морского и военного мастерства показали точно в таких же условиях, в том же году и при встрече с той же турецкой эскадрой командир и экипаж брига «Меркурий». 14 мая 1829 г. входивший в состав дозорного отряда бриг встретился у Босфора с турецкой эскадрой из 18 кораблей (в том числе 6 линейных и 2 фрегата). Два других корабля русского отряда, более быстроходные, сумели оторваться от преследования. Бриг же «Меркурий» был настигнут линейными кораблями «Селимие» и «Реал-Бей» (на первом 110, на втором — 74 пушки — против 18 «Меркурия»). На военном совете офицеров во главе с командиром брига капитан-лейтенантом А. И. Казарским было решено принять бой, а в случае угрозы захвата брига противником взорвать его, но врагу не сдавать.

Неравный бой длился около 4 часов. Враг имел десятикратное превосходство в артиллерии, но благодаря искусному маневрированию «Меркурий» уклонялся от опасных залпов противника, ведя ответный меткий огонь. Возникший на бриге пожар был потушен. Получив серьезные повреждения рангоута и парусов, флагманский турецкий линейный корабль прекратил огонь и лег в дрейф. Через некоторое время был поврежден и второй линейный корабль, также прекративший преследование русского брига, который не потерял хода и, имея более 300 повреждений, сумел присоединиться к эскадре, вышедшей ему на помощь. На бриге было убито 4 человека, 8 ранено, командир контужен. Потери противника были значительно больше.

За беспредельную доблесть, проявленную экипажем, бриг «Меркурий» был удостоен высшей награды — кормового Георгиевского флага и вымпела. Указом императора предписывалось впредь в российском флоте иметь корабль с наименованием «Меркурий», или «Память Меркурия» (в русском паровом флоте был крейсер, а в советском Черноморском — гидрографическое судно «Память Меркурия»). В 1834 г. на мичманском (сейчас Матросском) бульваре Севастополя на собранные моряками средства был сооружен памятник с надписью «Казарскому. Потомству в пример». Имя командира брига носит сейчас один из тральщиков Черноморского флота.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.