» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Да, еще раз подтвердилось, что прохлопали мы с аэродромом на Тендре. Надо было раньше думать. (Подразумевается, что отсутствие аэродрома на Тендровской косе не позволило организовать надежное воздушное прикрытие кораблей в ее районе, что облегчило действия немецкой авиации — Л.М.)

23 сентября.

1. Многое прояснилось с гибелью ЭМ «Фрунзе» и другими вопросами. Десантная операция в Григорьевке прошла исключительно успешно. Задача полностью выполнена. Не только ликвидировали обстрел порта и входа в порт Одесский, что требовала Ставка, но и улучшили общее положение под Одессой, а стрелявшие по порту орудия просто забрали наши краснофлотцы.

2. Прибыл Л.А.Владимирский, он легко ранен. Тов. Иванов погиб, тов. В.Н. Ерошенко, командовавший ЭМ «Фрунзе», тяжело ранен, вывезен на самолете и помещен в госпиталь.{200}

После войны на Черноморском флоте несколько десятков лет плавал крейсер под названием «Фрунзе». Постройка его началась еще до войны, но не была закончена. Корпус крейсера из Николаева был отбуксирован на Кавказ, в Поти. С этим корпусом связана очень интересная, необычная ремонтная операция.

5 августа 1942 г. во время набеговой операции на порт Феодосию крейсер «Молотов» подвергся атаке торпедоносцев. В результате попадания торпеды у него была оторвана корма длиною около 20 м. К счастью, винты оказались целыми. Крейсер и сопровождавший его лидер «Харьков» с трудом дошли до Поти. Возник вопрос, как ввести «Молотов» в строй. Один из инженеров предложил отрезать корму у недостроенного крейсера «Фрунзе» и приварить ее к крейсеру «Молотов». С новой кормой «Молотов» неоднократно участвовал в боевых походах, а после войны долгое время был в боевом составе флота. В конце сороковых годов на нем выходил в море И.В. Сталин. Впоследствии корабль переименовали в «Славу», позже разобрали на металлолом, оставив в качестве боевых реликвий его уникальные 180-миллиметровые орудия и форштевень. К сожалению, они пока не нашли должного применения, так как задуманный в Севастополе мемориал Великой Отечественной войны остался недостроенным по объективным современным причинам — отсутствие средств на память и благодарность защитникам Родины.

В настоящее время имя Михаила Васильевича Фрунзе носит другой, самый современный корабль — тяжелый атомный крейсер.

* * *

30 сентября 1941 г. при проведении испытаний на Херсонесской мерной линии близ Севастополя на мине подорвался эсминец «Совершенный», только что построенный в Николаеве.

* * *

Еще один крайне тяжелый, наверное даже самый тяжелый для нашего флота во время всей военной кампании на Черном море, случай произошел 7 ноября 1941 г.

Рис. 27. Местоположения затонувших судов и кораблей в начальный период Великой Отечественной войны на северо-западе Черного моря. (По данным справочника «Суда Минморфлота, погибшие в период Великой Отечественной войны». — 1989, с дополнением авторов). 1 — неопознаная подводная лодка; 2 — подводная лодка «М-118»; 3 — пароходы «Петр Великий», «Псков», «Орел», «Плеханов», «Войков»; 4 — пароход «Врянск»; 5 — теплоход «Аджария»; 6 — пароход «Новороссийск»; 7 — ледокол № 5; 8 — теплоход «П. Осипенко»; 9 — санитарный транспорт «Молдавия»; 10 — буксирный пароход «Тайфун»; 11 — пароход «Советская Бессарабия»; 12 — эсминец «Фрунзе»; 13 — канонерская лодка «Красная Армения». 

К этому времени Одесса уже была оставлена советскими войсками, немецкие армии проникли в Крым. При успешной эвакуации Одессы 16 октября 1941 г. погиб только один транспорт «Большевик». Он шел концевым, шел в балласте, на него и обрушилась немецкая авиация, упустившая конвой. Пятьдесят бомбардировщиков и шесть торпедоносцев повисли над транспортом. Транспорт ушел на дно после попадания торпеды. Погибло 16 человек, 36 спаслось на шлюпке. Через полтора часа они были сняты двумя торпедными катерами. В целом эвакуация войск из Одессы — одна из самых бескровных операции второй мировой войны на Черном морс.

Тем болезненнее была гибель санитарного транспорта «Армения» (рис. 27).

…Из справочника «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»:

«21. “Армения”, груз.-пас. т/х, 4727 т, капитан В.Я. Плаушевский (погиб 7.11.1941).

Дата и место гибели — 07.11.41 к югу от Ялты, 44°17' с.ш., 34° 10' в.д. Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами, потоплен вражеской авиацией, число погибших не известно, спаслось 8 человек».

…Из ответа Музея Морского флота СССР (Одесса) на запрос начальника санитарно-эпидемиологического отряда Медицинской службы Черноморского флота полковника медицинской службы В.Серебрянского:

«Краткая справка о теплоходе «Армения»

Грузопассажирский теплоход «Армения» (построен на Балтийском судостроительном заводе в 1931 г.) вступил в строй Черноморского пароходства и совершал рейсы на Крымско-Кавказской линии. Его краткие тактико-технические данные: длина 112,15 м, ширина 15,55 м, высота борта 8,42 м, осадка максимальная 5,96 м, водоизмещение 5805 т, грузоподъемность 2566 т, пассажировместимость: 1 класс — 60 человек, 2 класс — 196 человек, 3 класс — 393 человека, скорость 12,8 узла, экипаж 96 человек.

В июле 1941 г. теплоход входит в состав отряда санитарных транспортов, которым руководил медико-санитарный отдел Черноморского флота. Теплоход «Армения» принимал активное участие в обороне Одессы и Севастополя.

Судно погибло 7 ноября 1941 г. в 30 милях от Ялты. На борту находился эвакуированный санаторий ВЦСПС и военный госпиталь, а также свыше 2000 раненых и эвакуированных. «Армения» шла с опознавательными знаками как санитарный транспорт, несмотря на это во время вражеского налета судно бомбили и торпедировали около 40 фашистских самолета.

Судно погибло в результате прямого попадания торпеды. Погибли раненые, эвакуированные и экипаж судна, в том числе капитан Плаушевский Владимир Яковлевич.”

Как обратит внимание читатель, в приведенных документах не названо число погибших, даже хотя бы приближенное. Думаю, что это не из-за незнания, а из-за укоренившейся десятилетиями привычки скрывать горькую правду. Об этом же свидетельствует и еще одно упоминание о гибели «Армении» — в книге генерала П.А. Моргунова «Героический Севастополь», изданной в 1979 г. П.А. Моргунов до самых последних дней обороны Севастополя был комендантом береговой обороны и, конечно, знал обстановку. А при работе над книгой (очень объективной и интересной!) он использовал, разумеется, и архивные материалы. Тем не менее, когда он рассказывает об «Армении», то не решается назвать количество погибших, дипломатично применив слово «много»:

«6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт — теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашел в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Севастополя и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11.25 недалеко от Ялты транспорт, хотя он имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолетом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых».{201}

Только в 1991 г. была впервые открыто названа эта огромная цифра погибших — «около 5 тысяч человек»: на запрос известного севастопольского историка и публициста Е. Веникеева директор Музея Морфлота в Одессе П.П. Клишевский ответил — «Сообщаем, что Музей Морского флота СССР располагает следующими данными о числе погибших на теплоходе «Армения»: около 5 тысяч человек, спаслось 8 человек»… Конечно, количество взятых на борт раненых и других пассажиров, особенно при погрузке в Севастополе, было известно, пусть с точностью хотя бы до десятка, даже до сотни — после окончания погрузки наверняка поступали доклады как от береговых служб, так и от капитана теплохода о количестве взятых на борт. Запутаннее была обстановка в Ялте, такой доклад мог и не пройти до Севастополя. Но все же приближенное количество принятых на теплоход пассажиров всех категорий было известно достаточно достоверно. Об этом свидетельствует выписка из одного официального, бывшего совсекретного флотского документа, которая имеется в материалах Музея Медицинской службы Черноморского флота (полагаю, что она сделана в самом недавнем прошлом, когда открылись — точнее, начинают приоткрываться — некоторые секретные архивы):

«7 ноября 1941 г. в 11.25 транспорт «Армения», шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолетом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11.29 он затонул в точке широта 44°15'5, долгота 34°17’. Спасено 8 человек, погибло около 5 тысяч человек».

Гибель даже одного человека — трагедия, а гибель такого огромного числа людей — это пять тысяч трагедий, а не какая-то там статистика… Говорят, что многое познается в сравнении. Так вот, для этого сравнения можно упомянуть, что на «Титанике» в 1912 г. погибло 1503 человека, на «Лузитании», торпедированной в 1915 г. немецкой подводной лодкой, — 1198 человек, на филиппинском пароме «Донья Пас» при столкновении с танкером в 1987 г. — 3132 человека… Предположительно, большее число жертв оказалось на лайнере «Вильгельм Густлофф», потопленном в 1944 г. на Балтике подводной лодкой «С-13» под командованием А. И. Маринеско и на транспорте «Гойя», потопленном в 1945 г. подводной лодкой «Л-3» тоже на Балтийском море. По данным советской стороны, на первом теплоходе погибло от 5 до 7 тысяч матросов, солдат и офицеров германского флота и армии, на втором — около 5400. Подтверждающих немецких данных нет, поэтому употреблено слово «предположительно».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.