Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
Все майские потери 1942 г. в транспортах связаны с перевозками на Керченский плацдарм и эвакуацией наших войск оттуда. Пароход «Потемкин» был поврежден в Камыш-Буруне самолетами, при оставлении порта нашими войсками 14 мая был подорван и затоплен. В 1943 г. поднят противником, отбуксирован в Румынию на ремонт, но восстановлен не был. После войны возвращен и до в 1953 г. использовался как несамоходное плавсредство. Транспорт «Восток», шедший из Новороссийска в Камыш-Бурун с грузами для войск Крымского фронта в охранении двух базовых тральщиков «Искатель» и «Защитник» и двух сторожевых катеров, на входе в Керченский пролив подорвался на донной мине, переломился и через 17 минут затонул. Погибло 10 человек, остальные 47 членов экипажа спасены кораблями охранения. Три транспорта погибли в Азовском море — «Черноморец», шедший из Керчи в Темрюк с эвакуированными ранеными (на нем погибло до 500 человек), «Красный моряк» — при выгрузке раненых на рейде Темрюк, и «Красный флот» на переходе из Керчи в Темрюк, в районе Еникале. Число погибших на последних двух транспортах не установлено…
В этих условиях одной из самых важных задач стал вывод сосредоточенного в восточной части Азовского моря торгового флота через простреливаемый Керченский пролив.
По решению военного совета Черноморского флота операция была поручена Азовской военной флотилии и началась в первых числах августа 1942 г. Немцы установили на Керченском берегу пролива береговую и полевую артиллерию и держали пролив под контролем. К тому же пролив был нашпигован минами. Крупные суда могли двигаться только по фарватеру, а он проходил ближе к западному берегу, чем к восточному. Фарватер Керченского пролива — это узкий стометровый коридор, огражденный буями. В пределах фарватера глубины — до 8 м — позволяют пройти крупным судам. Чуть в сторону — мель. В условиях того времени — гибель. Мелкие суда могли выходить ближе к восточному берегу. Каждый выход судов через пролив представлял собой фактически очень опасный прорыв, очень трудный навигационно. Первоначально суда двигались поодиночке, безлунными ночами, ближе к восточному берегу. Противодействие немецких батарей резко возросло, когда стали прорываться конвои. Скрыть от авиации противника сосредоточение судов было очень трудно. Сторожевые катера и тральщики конвоировали суда прорыва от Темрюка до входа в Керченский пролив. Особые трудности создавал прорыв узкостей в районе косы Чушки и в Тузлинской промоине (рис.33).
«…Этот неширокий коридор пронизывали лучи прожекторов и осветительные ракеты, вокруг судов поднимались огромные столбы воды от рвавшихся вблизи снарядов, пролив пересекали дымовые завесы, которыми сторожевые катера и тральщики прикрывали конвои от вражеских наблюдателей». В ночи прорыва от десятков прожекторов и сотен осветительных ракет в проливе было светло как днем{221}
Первый конвой из 28 судов прорывался в ночь на 4 августа. Через море огня и света прошло 17 судов. Остальные вернулись в Темрюк. Противник выпустил по конвою и прикрывавшим его батареям на Тамани 1787 снарядов и мин. Немецкие батареи штурмовало 24 наших самолета, стреляло 5 наших батарей{222}. Следующие прорывы предварялись ударами нашей авиации по десантным баржам немцев у мыса Казантин. До 13 августа через пролив прорвалось 164 судна из 217. (По другим данным 150 из 217){223}. 23-24 августа через пролив прошли три сторожевых, четыре торпедных катера, три тральщика из сил прикрытия Темрюкской базы. 31 августа через пролив прорвался последний корабль-монитор «Железняков». Это был поистине легендарный корабль. Речной монитор, построенный в Киеве в 1936 г., ушел при отступлении из Дуная, воевал на Буге, обогнул Крым и участвовал в боях на Дону, на Кубани, под огнем прорвался в Азовское море, штормом был выброшен на берег, отремонтирован командой и, когда никто уже не ожидал его, прорвался через Керченский пролив. Отдавая дань мужеству моряков «Железнякова», стоявшие в порту Новороссийска корабли Черноморского флота приветствовали героев прорыва. Корабль прошел все последующие дороги войны в Черном море, вернулся на Дунай, поднялся по великой реке до Вены и после многих лет службы вознесен в Киеве на заслуженный пьедестал (рис. 34).
Потери Азовской военной флотилии в результате территориальных потерь на театре военных действий были большими. Еще ранее, в июле, на Дону пришлось уничтожить один из буксиров и до 400 гребных судов, чтобы они не достались оккупантам. Часть торгового флота Азова не сумела прорваться и была затоплена. На фарватере при выходе в порт Ейск затоплен пароход «Бердянск».
При оставлении Темрюкской военно-морской базы взорваны канонерские лодки «Дон», «Буг», № 2 (рис. 35). Потеряны были практически все речные военные корабли. Находившиеся в Кубани четыре бронекатера, несколько сторожевых катеров отрезали рухнувшие фермы моста, пройти под которыми не удалось. Речные канлодки «Ростов-Дон», «Октябрь», ИП-22, «Серафимович» погибли в боях или были взорваны командами{224}.
В октябре 1941 г. в Азовском море утонул ледокольный буксир «Соломбала», на котором уходило из Мариуполя уже под артиллерийским огнем противника руководство Азовским государственным морским пароходством. На нем погиб начальник пароходства Н.А.Жуков. Через месяц буксир был поднят немцами и отремонтирован, год плавал в составе немецкого флота, в январе 1943 г. в районе Камыш-Буруна (Керченский пролив) сел на мель и затонул. Впоследствии, в 1950 г., поднят и разделан на металлолом.
14 октября 1942 г. Азовская военная флотилия была расформирована как выполнившая свои задачи.
Наступление наших войск на огромном Северо-Кавказском фронте в 1943 г., освобождение Ейска, Азова, Приморско-Ахтарска вновь создали условия для возрождения флотилии.
Изданный в феврале 1943 г. приказ командующего Черноморским флотом гласил: Азовскую военную флотилию воссоздать. Начался новый героический этап войны азовцев — теперь уже за освобождение родного моря и Керченского пролива. Второй раз флотилия создавалась на иной качественной основе.
В середине 1943 г. в ее состав входило 49 бронекатеров, 22 малых охотника, 2 артиллерийских и 2 минометных катера, 12 торпедных катеров, 10 канлодок, монитор, плавбатарея и более 100 мелких сторожевых катеров, тральщиков, десантных тендеров.{225} Это были значительные силы. Против этих сил немцы выставили в 1943 г. 1550 мин — в Арабатском и Казантинском заливах, где ожидались десанты, перед базами флотилии — у портов Приморско-Ахтарск и Ейск. Кроме того, 1848 мин немецкая авиация и флот поставили в Керченском проливе. Таковы сведения немецкого военно-морского историка Мейстера. За май-июль 1943 г. катера Азовской флотилии 59 раз выходили на вражеские коммуникации, 61 раз обстреливали северное побережье Азова, занятого тогда противником. Многократно сражались азовцы с конвоями противника. В боях участвовала авиация. В мае-июне Азовская флотилия уничтожила 12 кораблей противника. Война на Азовском море продолжалась в течение всего 1943 г. Конец года ознаменовался двумя крупными десантными операциями — высадкой войск 56-ой армии на севере Керченского полуострова и десантом 18-ой армии у селения Эльтиген.
1 ноября 1943 г. на Керченский берег у деревни Эльтиген (ныне Героевское) Черноморский флот высадил десант 18-ой армии. К исходу 3 ноября на плацдарм у Эльтигена было доставлено, несмотря на шторм, 9418 человек, военная техника, боеприпасы. В своем докладе командующему фронтом[26] И.Е. Петрову контр-адмирал Г.Н. Холостяков сообщил, что половина плавсредств мотоботов и баркасов не вернулась после высадки первой волны десанта. «Больше всего — свыше 30 единиц — погибло от артиллерийского огня и мин. А часть возвратившихся плавсредств получила повреждения и требует ремонта».{226}Всего при высадке десанта до 70% плавсредств было потеряно. Небольшие плоскодонные суда погибли от огня, мин, но большей частью были разбиты штормом на скалах. Некоторые корабли вернулись на базу с десантом на борту. Командир десанта полковник Гладков и ряд офицеров назавтра прорвались на плацдарм на мотоботе. Немцы опасались десантных операций и в ноябре перебросили в район пролива 60 быстроходных десантных барж{227}. В итоге десант был блокирован с моря и с суши. Плацдарм назвали «огненной землей». Боевые действия продолжались на плацдарме до 6.02.1943 г., но полная блокада с моря вынудила уцелевшую часть десанта (примерно 1500 человек) прорваться в Керчь, а затем эвакуироваться на Тамань{228}. При высадке десанта погибли 2 сторожевых катера, 4 катера КМ, речной тральщик{229}, 8 мотоботов, 12 десантных ботов, 3 баркаса и другие мелкие суда. 3 ноября крупный десант был высажен северо-восточнее г. Керчь. Войска грузились на корабли и плавсредства Азовской военной флотилии в Темрюке и на кордоне Ильич. К 11 ноября было высажено уже 75 000 человек. При высадке десанта погибли несколько торпедных катеров, несколько сторожевых катеров (МО-04, МО-05, МО-СИ 12 и др.), бронекатеров (БКА-303, БКА-112, БКА-423), тральщиков (КТЩ-182, КТЩ-62), ТКА-111, несколько других катеров, сейнер «Путина» и т.д. (рис. 36). Мины, артиллерия, авиация — вот приданы гибели судов, высаживавших десант и обслуживавших переправу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.