» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Не было на корабле и командира электромеханической боевой части (БЧ-5) инженер-капитана 2 ранга И.И. Резникова. Это был один из опытнейших инженеров-механиков на флоте, хорошо знавший линкоровскую службу, с первых дней прихода линкора на Черное море служивший на нем, сначала в должности командира дивизиона движения, а с июня 1952 г. — командира БЧ-5. Я хорошо знал Ивана Игнатьевича, еще по линкору «Архангельск», где он был командиром дивизиона движения—это был действительно очень подготовленный и ответственный инженер и офицер, мудрый и уважаемый всеми офицерами человек. Он тоже был в отпуске. Командиром БЧ-5 оставался командир электротехнического дивизиона инженер-капитан 2 ранга Ефим Михайлович Матусевич, в должности с января 1951 г. Подготовленный, умный и отважный инженер-механик вместе с командиром дивизиона живучести инженером-капитан-лейтенантом Юрием Городецким достойно заменил командира БЧ-5 в трагические и сложные минуты катастрофы, сделал все возможное для спасения линкора. Оба они не покинули свой командный пункт и погибли вместе с кораблем, как и начальник технического управления флота инженер-капитан I ранга В.М. Иванов, прибывший на линкор около трех часов, за час с небольшим до гибели корабля. Он тоже остался на посту энергетики и живучести, командном пункте электромеханической боевой части, откуда шло управление борьбой за живучесть.

Юрий Дмитриевич Городецкий сразу после окончания в 1948 г. военно-морского инженерного училища им. Ф.Э.Дзержинского служил на линкоре «Архангельск», где мы с ним и познакомились, затем на «Новороссийске», строящемся крейсере «Адмирал Корнилов» и с октября 1954 г. — вновь на «Новороссийске», уже в должности командира дивизиона живучести. Это был умный, обаятельный человек, красивый, перспективный офицер, любимец своих сверстников на линкорах и своих подчиненных. Он лично выполнил для корабля итальянской постройки новые таблицы непотопляемости и, по оценке И.И. Резникова, был наиболее подготовленным на корабле по этим вопросам, несмотря на относительно короткий срок пребывания в должности командира дивизиона.

По штату экипаж линкора состоял из 1462 человек, в том числе 70 офицеров, 266 старшин и 1126 матросов. В тот день на линкоре было 50 офицеров и 1474 старшин и матросов, с небольшим перекомплектом за счет учеников и стажеров. На корабле около 40% старшин и матросов служило по пятому и четвертому году (срок службы тогда на флоте был пятилетним), 20%—по второму и третьему. Комиссия высоко оценила подготовленность и дисциплинированность линкоровского экипажа.

Мужественно и самоотверженно вел себя весь личный состав линкора — матросы и старшины, офицеры.

Вместе с линкором «Новороссийск», на котором также размещался штаб эскадры, на севастопольском рейде стояли на бочках крейсер «Молотов» — на бочках №1 впереди и по левому борту линкора, крейсер «Кутузов»—на бочках №5 по корме и по правому борту, крейсер «Фрунзе»—на бочках № 10 на траверзе и по правому борту линкора, крейсеры «Керчь» и «Нахимов»—соответственно на бочках № 12 и 14, по корме с правого борта линкора, севернее Инкерманского створа, в бухте Голландия. В Южной бухте у стенок завода стояли линкор «Севастополь» и крейсер «Куйбышев». Эскадренные миноносцы находились у причалов Минной стенки и Троицкого (рис. 45).

Глубины в районе стоянки «Новороссийска» были — 17,4 м в носу и 16,4 м в корме, расстояние от кормы до берега — 280 м (рис. 46)[30].

После возвращения с моря многие офицеры, в том числе и исполнявший обязанности командира капитан 2 ранга Г.А. Хуршудов, сошли на берег. Командиром корабля остался помощник командира капитан 2 ранга З.Г. Сербулов, хотя приказом командира по заместительству в этом случае старшим на корабле должен был остаться капитан-лейтенант Владимир Васильевич Марченко, командир дивизиона главного калибра, замещавший командира БЧ-2 (кстати, на линкоре он служил более шести лет, с первых дней). Трудно сказать, смог ли бы молодой капитан-лейтенант полноценно справиться с командирскими обязанностями в столь сложных условиях, но я хорошо знал этого офицера еще со времен училища и могу утверждать, что по своим волевым качествам, организованности и знанию корабля, в том числе и теории корабля, он безусловно превосходил милейшего и добрейшего З.Г. Сербулова, уважаемого на линкоре прекрасного человека, отличного практика морского, боцманского дела, но которому организовать борьбу за живучесть корабля было не под силу…

Как было в последующем установлено по анализу сейсмограмм станции Симферополь и Ялта, точное время взрыва — 1 ч 30 мин и 48,5 сек московского времени (рис. 47)[31].

Из доклада Правительственной комиссии:

«После взрыва на корабле в связи с отсутствием света была пробита колоколом (рындой) аварийная тревога… (это было. в 01 ч 31 мин. Кроме того, эта тревога объявлялась голосом в кубриках, где по сигналу, где по инициативе дневальных по кубрикам — Л.М.).

В это время корабль, приняв около 3000 т воды, медленно погружался носом. Большая часть матросов и старшин, находившихся в носовых кубриках, погибла: было убито и ранено до 250 человек.

По тревоге личный состав аварийных партий начал производить осмотр поврежденных отсеков и вести борьбу с распространением воды по кораблю, одновременно дивизион движения БЧ-5 начал по своей инициативе прогревать вспомогательные механизмы и готовить аварийное имущество, а также производились эвакуация раненых и вынос убитых наверх, были осмотрены снарядные и зарядные погреба, причем было установлено, что боезапас в 1-м и 2-м погребах цел, в носовые погреба поступала вода».

Рис. 45. Расположение кораблей в Севастопольской бухте 29 октября 1955 г. (По Каржавину Б.А.: «Тайна гибели линкора «Новороссийск». — Л.: Изд-во «Политехника» — 1981.)» Рис. 46. Положение линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте на 11 ч 30 мин 29 октября 1955 г. (Источник см. рис. 45) 

Как показало обследование перевернувшегося линкора, он получил такие повреждения: «В носовой части днища в районе 31-35 шпангоутов пробоина длиной 21,6 м, шириной 5,5 м, площадью около 100 кв.м (более тщательные поздние обследования установили площадь повреждения в 150 кв.м). Захватывает четыре отсека, включая район 1-й башни. Заусеницы пробоины внутрь корабля. Пробоина расположена вправо от киля. В районе 43-45 шпангоутов киль перебит, и пробоина проходит влево от киля длиной 4 м, шириной 1 м. В районе поврежденных отсеков в днище имеются трещины и вмятины. В районе 31-37 шпангоутов палуба бака спущена и разорвана заусеницами наружу».

В материалах Правительственной комиссии имеется много документальных подтверждений высочайшей дисциплинированности, выучки и героизма личного состава. Б.А. Каржавин, автор книги «Тайна гибели линкора «Новороссийск» (1991 г.) опубликовал очень многие из этих документов, фактически сохранив их для истории российского флота. Нельзя не повторить некоторые из них.

Рис. 47. Схема прохождения взрыва через носовую оконечность линкора «Новороссийск» в 01 ч 30 мин. Палубы: I — удлиненного полубака; II — батарейная; III — броневая (жилая); IV — карапасная (1-я платформа). а — перебитый киль; б — пробоина площадью 150 кв. м; в — взрыв (рванина) полубака. 

Сопровождать раненых на берег в госпиталь дежурный по кораблю поручил пришедшему на ют начальнику клуба линкора (была раньше и такая должность на линкорах и крейсерах, очень полезная, если ее занимал умный, эрудированный политработник, каким был линкоровский начальник клуба) Капитан-лейтенанту Владимиру Басину. Он доставил раненых и вернулся на корабль. Перед опрокидыванием он стоял вместе с матросами в строю и только тогда выяснилось, что он не умеет плавать. Его последними словами были — «Прощайте, товарищи, я ведь плохо плаваю». Его тело найдено через несколько дней…

Для оказания помощи кораблю, терпящему бедствие, по сигналу боевой тревоги были отправлены аварийные партии с крейсера «Фрунзе» и других кораблей эскадры. Они боролись за спасение линкора, при этом более тридцати человек из них (с крейсеров «Михаил Кутузов» и «Молотов») погибли при опрокидывании линкора.

К сожалению, не было организовано централизованное руководство прибывшими аварийными партиями и действиями личного состава линкора. В докладе Правительственной комиссии указано: «Помощник командира корабля капитан 2 ранга Сербулов, являвшийся в это время командиром корабля, не занял место на ГКП (главный командный пункт линкора), не дал приказаний об экстренном приготовлении главных машин, а оставался в носовой части корабля в районе пробоины, руководя эвакуацией раненых, давая отдельные указания по борьбе с распространением воды, и организовывал спасение людей, выброшенных взрывом за борт.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.