» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Сводные данные по затонувшим судам и подводным препятствиям на Черном и Азовском морях у побережья Украины, России и Грузии таковы:

Среди данных о военных потерях необходимо различать данные о своих потерях и потерях противника. Конечно, свои потери в конце концов «проявляются» объективно, особенно применительно к флоту, где речь идет не о десятках тысяч или даже тысячах, а только о единицах потерь кораблей или вспомогательных судов. Уже в ходе боевых действий или вскоре после них количество и наименование потерянных и поврежденных кораблей известны точно. Сомнения могут быть лишь в точном месте гибели корабля, особенно если он действовал в одиночку, как, к примеру, подводные лодки. Недаром и сейчас место гибели практически всех наших подводных лодок неизвестно — кроме случайно обнаруженных гидрографами. Есть пример и с надводными кораблями, когда трудно восстановить точное место гибели даже больших кораблей. Так, до недавнего времени неизвестно было точное место гибели лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный», потопленных вражеской авиацией южнее Крыма 6 октября 1943 г. Известен был лишь квадрат, да приблизительное место по данным истребителей прикрытия… Не всегда достоверны были данные о местах, а иногда и самом факте потопления кораблей противника авиацией и подводными лодками. Много было недостоверных данных о потоплениях подводных лодок противника: показалось, что перископ, произвели бомбометание, что-то вроде всплыло… Иногда действительно после бомбометания появлялись масляные пятна — подводная лодка имитировала свою гибель, чтобы бомбометание прекратилось.

Далеко не все данные совпадают по советским и зарубежным источникам. Потери немецкой стороны в операции по освобождению Крыма в 1944 г. таковы: по данным немецкого автора Хильгрубера потоплено 57 и повреждено 15 единиц (транспорты, баржи, корабли охранения), число утонувших немецких солдат и офицеров при этом составило 8100. По данным В.И. Ачкасова и Н.Б. Павловича в этот период потоплено более 100 и повреждено около 60 судов, кораблей и катеров. А если просуммировать данные историков «по направлениям» (т.е. авиаторов, подводников и катерников), то число немецких потерь еще больше возрастет. Этот и многие другие примеры подтверждают крайнюю необходимость совместной работы историков и моряков всех стран для установления истины.

Значительная часть затонувших судов и подводных препятствий обследована водолазами или аквалангистами. По результатам этих обследований (а на каждое из них есть «Акт водолазного обследования») удалось установить не только размеры, характер, состояние затопленного судна, но и национальную принадлежность многих из них, для некоторых даже название. К примеру, в северо-западной части моря на небольших глубинах невдалеке от берега лежит транспорт «Зальцбург». Известны также места нахождения и состояние транспортов «Брянск», «Сулина», «Санта-Фе» (недалеко от Евпатории), «Аджарии», итальянского танкера «Суперга». Несколько немецких транспортов обнаружено у побережья Крыма. Есть данные о немецких быстроходных десантных баржах, деревянном немецком торпедном катере. Разумеется, больше достоверных данных о советских кораблях и судах, хотя многие из них еще не обследованы должным образом из-за значительных глубин. Кстати, абсолютное большинство приведенных в сводной таблице затонувших судов точно «привязаны» по координатам. Следует также иметь в виду, что среди так называемых «подводных препятствий» при полном обследовании их водолазами или аналогичными способами (аквалангисты, подводные телероботы, автономные аппараты и т.д.) могут оказаться и затонувшие суда. Так, к примеру, было с подводной лодкой у острова Змеиный. Долгое время она числилась на карте подводным препятствием, а когда к обследованию были привлечены аквалангисты, оказалось, что это наша погибшая подводная лодка времен войны. Было принято решение ее поднять, но впоследствии оно не было реализовано, так как специалисты пришли к заключению, что сохранившиеся торпеды могут быть опасны при подъеме из-за возможных химических изменений во взрывчатых веществах за прошедшие несколько десятков лет.

Среди затонувших судов Черного и Азовского морей есть несколько объектов, погибших (или специально затопленных) во время первой мировой войны. Так, не до конца обследован броненосец «Ростислав» в Азовском море; в районе Тарханкута на доступной глубине лежит военный транспорт «Великий князь Алексей». В конце тридцатых годов была начата операция по подъему этого судна, но по ряду обстоятельств к началу войны на Черном море она не была завершена. В Эгейском море со времен гражданской войны вблизи одного из островов лежит эсминец «Счастливый», затонувший во время шторма (это корабль из числа русских кораблей, уведенных в Бизерту). Много и других интересных для историков и археологов затонувших судов.

Что касается погибших над морем самолетов, то пожалуй, это еще более неизвестная страница войны. Самолеты всех воевавших сторон активно действовали по морским целям и погибали от огня корабельной артиллерии, истребителей прикрытия, иногда от технических неполадок и даже от столкновений в воздухе со своими же самолетами. В большинстве своем вместе с самолетами погибали и их экипажи, так как далеко не всем удавалось воспользоваться парашютами. Черное море стало братской могилой не только моряков, но и многих авиаторов… Необходимо специальное кропотливое изучение этой «страницы истории», хотя, по нашему мнению, это будет очень сложной задачей. Даже если по архивным данным удастся «разделить» потери над морем и над сушей, будет весьма трудно, а в большинстве случаев невозможно хоть как-то «привязать» место гибели самолета и его экипажа, учитывая низкую точность самолетовождения того времени и одновременно высокие, в сравнении с корабельными, скорости самолетов. И уж совсем случайно можно обнаружить самолет на дне моря. Эти рассуждения хорошо подтверждаются фактическими данными: из общего числа затонувших объектов, числящихся в гидрографии, а их около тысячи, лишь один — самолет на грунте.

И тем не менее, задача поиска затонувших самолетов — не безнадежна. В некоторых исторических и мемуарных материалах есть сведения примерно такого содержания — подбитый самолет сел на воду, экипаж перешёл в шлюпку, самолет затонул, через какое-то время экипаж спасен торпедным катером (или гидросамолетом). Надо полагать, что в таких случаях место приводнения самолета можно устанавливать по двум источникам — штурмана самолета и командира торпедного катера, что несколько повышает его надежность и точность. Кроме того, затонувший в таких условиях самолет, разумеется, лег на грунт в достаточно «комплектном» состоянии, что облегчит его поиск и повысит возможности его дальнейшего историко-мемориального использования. Кстати, в 1943 г. на вооружении авиации Черноморского флота поступили американские и английские самолеты — «Бостон А-20», «Аэрокобра», «Киттихаук» и др., так что на дне Черного моря можно найти не только советские и немецкие машины.

В последнее время полученные данные о погибших судах и самолетах приобрели и другое, историко-мемориальное, значение. Фактически, каждый затонувший корабль и судно — братская могила экипажа и пассажиров. Таких могил — сотни, а погребенных в них — тысячи и тысячи моряков, солдат и офицеров сухопутных войск, гражданского населения всех воевавших государств…

Есть необходимость объединить усилия историков и моряков России, Украины, других государств Содружества, Германии, Болгарии, Румынии, Италии, Турции, Англии, Франции и создать Атлас морских захоронений на Черном и Азовском морях времен последних войн, войн XVIII—XX вв. Для этого целесообразно создать международную исследовательскую рабочую группу, установить между участниками поисковой работы оперативную связь, каждой стороне подготовить возможно полный список потопленных во время войн кораблей и судов с точными или предполагаемыми координатами их местонахождения, принять меры по установлению списков экипажей погибших кораблей, а также перевозимых пассажиров, используя архивы и другие источники. Желательно предварительно оценить возможности обследования, а также и подъема некоторых погибших кораблей и судов с целью перезахоронения погибших и использования реликвий в историко-мемориальных целях; сформировать международную поисково-судоподъемную экспедицию для выполнения таких задач.

Конечной целью всей этой работы следует считать возможно более полное установление перечня, местоположения, наименования погибших кораблей и судов, установление списков на них погибших, оповещение родственников погибших, организацию посещения ими мест гибели. Заслуживает внимания идея создания Мемориала в избранном районе Черноморского побережья — «Морякам всех времен и народов, погибшим в море».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.