» » » » Сборник - Нефть. Люди, которые изменили мир


Авторские права

Сборник - Нефть. Люди, которые изменили мир

Здесь можно купить и скачать " Сборник - Нефть. Люди, которые изменили мир" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство МаннИвановФерберc6375fab-68f1-102b-94c2-fc330996d25d, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник - Нефть. Люди, которые изменили мир
Рейтинг:
Название:
Нефть. Люди, которые изменили мир
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-00057-276-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нефть. Люди, которые изменили мир"

Описание и краткое содержание "Нефть. Люди, которые изменили мир" читать бесплатно онлайн.



В этой книге собраны биографии нефтяников, вылепивших лицо современной экономики. Личностей, которых объединила нефть. Профессиональный путь, открытия, достижения, вклад в нефтяную промышленность, а также философия и характер этих необычных людей.






Жизнь на Волге

Совладелец «Дружины» с симпатией относился к своему зятю, но не одобрял его политических взглядов. Чтобы отвлечь Виктора от игр в революционное подполье, Шипов сделал его управляющим в нижегородской конторе пароходной компании. Новое занятие пришлось Рагозину по сердцу. Он с головой погрузился в работу, на которой пригодились его природный ум, превосходное образование и незаурядные организаторские способности. Виктор занимался перевалкой грузов, распоряжался строительством барж, заготовкой дров, устраивал склады топлива, формировал караваны судов, выстраивал их маршруты, вел переговоры с торговыми партнерами. При этом он не отказался от политической деятельности: благодаря его усилиям пароходы «Дружины» развозили по Волге номера журнала «Колокол»[95] и листовки с прокламациями.

Молодой человек упорно трудился, а тесть видел его старание и готовил ему продвижение по службе. Однако в начале 1860-х власти как следует взялись за революционеров и членов тайных обществ, угрожавших безопасности государства и спокойствию общества, и в 1862 году Рагозин был арестован.

Два месяца молодой человек провел в заключении в Петропавловской крепости, после чего Шипову удалось добиться его освобождения под собственное поручительство. Виктора выслали в Нижний Новгород, и до 1868 года он находился под надзором. Краткое пребывание в каземате отбило у молодого человека интерес к политике. Он охладел к идеям народовольчества и сосредоточился на работе в пароходной компании. В 1864 году по протекции тестя Рагозин стал одним из директоров «Дружины».

Для лучшей осведомленности о положении дел в компании Рагозин самостоятельно, на небольшой лодке, прошел всю Волгу от верховьев до устья и досконально изучил великую русскую реку во всех аспектах – от гидрогеологии[96] до этнографии. В 1880 году увидело свет составленное им трехтомное иллюстрированное описание Волги, ее прибрежных районов, живущих по берегам народов, их промыслов.

Виктор был деятельным человеком. Помимо службы в пароходной компании он успел проявить себя во многих областях общественной жизни. В Нижегородской губернии, ставшей для него второй родиной, Рагозин занимался земской деятельностью, строительством городского водопровода, открывал благотворительные фонды, участвовал в создании лесного законодательства, организации судоходства. В 1870 году он вступил в купеческое сословие, причем довольно скоро попал в первую гильдию, которая объединяла самых успешных торговцев. В новом для себя качестве Рагозин стал соучредителем Купеческого банка и страхового общества «Волга», которое занималось страхованием грузов, перевозимых по великой реке. С 1871 по 1874 год он занимал должность гласного городской думы[97].

Влюбленный в нефть

Добившись высокого положения в обществе и обладая приличным капиталом, Виктор Иванович не стал почивать на лаврах. Напротив, он стоял на пороге новых свершений. Дело всей жизни, о котором он мечтал с юношеских лет, само нашло его.

Среди прочих грузов пароходы «Дружины» перевозили по Волге бакинскую нефть. На Каспийском море ее разливали в бочки и на деревянных шхунах отправляли вверх по реке. Себестоимость груза при таком способе транспортировки была заоблачной. Рагозину пришло в голову соорудить деревянное судно с внутренней палубой для перевозки нефти наливом. Он основал Товарищество по строительству наливных шхун «Каспий». Так в 1874 году на Волге появились первые нефтеналивные суда.

«Заинтересовавшись русской нефтью, я принялся за изучение ее отбросов, думал, что в утилизации их лежит корень всего дела, и стал фабрикантом смазочных масел из остатков, получаемых после выделки керосина, которые обыкновенно сжигались без всякой пользы».

Во время одной из служебных поездок в Баку он подивился тому, что после получения керосина из нефти отходы производства, так называемые «нефтяные отбросы», просто-напросто уничтожаются. Купец был твердо уверен, что в нефтяных остатках скрыт огромный потенциал. Он устроил в своей нижегородской квартире небольшую лабораторию по изучению химических свойств нефти и мазута, которым на Кавказе издавна смазывали колеса телег. В конце концов Рагозин и его помощники сумели добиться извлечения до 60 % ценных веществ из отходов нефтяного производства, а при вторичной переработке остатков энтузиасты смогли получить еще более ценные продукты.

Нефтяники 70-х годов XIX века сетовали на то, что из русской нефти не удается получить так много керосина, как из американской. Виктор Рагозин превратил этот кажущийся недостаток в достоинство: присутствие значительного количества высококипящих продуктов давало возможность получить из добываемой на Каспии нефти тяжелые масла, служившие превосходным смазочным материалом.

Стремительное развитие техники во второй половине XIX века порождало повышенный спрос на высококачественные смазки для механизмов и двигателей. Керосин с добавлением животных или растительных жиров, которым смазывали детали в то время, не выдерживал никакой критики. Так, благодаря настойчивым опытам Рагозина, возникло целое направление в нефтяной промышленности, без которого технический прогресс XIX–XX столетий был бы невозможен.

Олеонафты от Рагозина

[98]

«Никакая страна не может считаться промышленно развитой, ни даже развиваться промышленно, если в ней нет химического производства».

Однако успешные лабораторные эксперименты были лишь началом дела. Необходимо было выработать и внедрить технологию производства тяжелых масел в промышленных масштабах. Новоиспеченный изобретатель подавал прошения на высочайшее имя, чтобы ему разрешили открыть заводы по производству смазочных материалов, которые бы облагались умеренным акцизом. Его попытки увенчались успехом. В результате в Поволжье были построены два нефтеперерабатывающих завода: в 1877 году – в Балахне Нижегородской губернии, а в 1879-м – в усадьбе Константиново Ярославской губернии. На них трудились собранные со всей России лучшие инженеры, которым предоставлялась полная свобода действий. Первое предприятие производило 100 тысяч пудов смазочных материалов в год, второе выдавало 400 тысяч пудов готовой продукции.

Разработками Рагозина заинтересовался великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Константиновский завод открывался при его непосредственном участии. Ученый дал ценные рекомендации, в соответствии с которыми нефть перерабатывалась с минимальным количеством отходов. В результате получались высококачественные керосины и масла. Именно на Константиновском заводе были заложены основы современных технологий производства нефтепродуктов. Так, Менделеев предложил перегонять сырую нефть, а не остатки, чтобы керосин стал побочным продуктом и его себестоимость снизилась.

Рагозин был не только теоретиком, но и практиком. С самого начала он был озабочен вопросом сбыта российских нефтепродуктов на зарубежном рынке. Виктор Иванович прекрасно понимал, что переработку нефти выгодно производить на месте сбыта. Он опасался, что иностранные компании будут закупать в России дешевое сырье, перерабатывать его у себя и продавать с большой наценкой. В этом случае основная часть прибыли доставалась бы иностранцам. Поэтому дальновидный предприниматель решил сыграть на опережение и познакомить мир с русскими маслами.

В 1878 году он вывез за границу первую партию масел с завода в Балахне. Они произвели фурор в Европе, получив в последующие пять лет золотые медали на выставках в Париже, Брюсселе, Антверпене, Ливерпуле, Риме, Ницце. Рагозинская продукция была отмечена наградами промышленных академий целого ряда европейских стран. Гениальный нефтяник получил признание и на родине: в 1879 году учебный совет Технологического института[99] в Петербурге присвоил Рагозину почетное звание инженера-технолога. На мировом рынке американские масла резко упали в цене, русские стоили в несколько раз дороже, но все равно именно на них наблюдался устойчивый спрос.

В 1880 году Рагозин получил право маркировать свои нефтепродукты российским государственным гербом. Это было наивысшим знаком качества выпускаемых его заводами смазочных материалов.

Смазочные масла Рагозина, названные олеонафтами, широко применялись во всех отраслях промышленности и на транспорте. Паровой флот Волги и Каспия стал плавать на нефтяных остатках, а не на более дорогом топливе. Применение нефтяных смазочных масел на железнодорожном транспорте на треть снизило расход угля. «Русским маслом» смазывали механизмы на столичном водопроводе и на электрических станциях. Им обрабатывали ружья, седла, веретена, чугунные и деревянные шестерни, швейные и паровые машины, станки и орудия. Смазочные материалы использовались для пропитки кож и парусины. Предпочтение олеонафтам отдали Морское ведомство Франции и Управление железных дорог Соединенного Королевства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нефть. Люди, которые изменили мир"

Книги похожие на "Нефть. Люди, которые изменили мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник

Сборник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник - Нефть. Люди, которые изменили мир"

Отзывы читателей о книге "Нефть. Люди, которые изменили мир", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.