» » » » Александр Курантов - Уильям Оккам


Авторские права

Александр Курантов - Уильям Оккам

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Курантов - Уильям Оккам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Мысль, год 1978. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Курантов - Уильям Оккам
Рейтинг:
Название:
Уильям Оккам
Издательство:
Мысль
Год:
1978
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Уильям Оккам"

Описание и краткое содержание "Уильям Оккам" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена творчеству Уильяма Оккама (1300—1349) — английского философа эпохи средневековья, одного из предшественников материализма и решительного борца против папской власти. Анализ философских, естественнонаучных и логических взглядов мыслителя, его предшественников и последователей позволяет понять оккамизм как звено в подготовке точного естествознания и передовой философии нового времени.

Книга рассчитана на специалистов по истории философии, а также на всех интересующихся проблемами философии и естествознания.






Между тем нарастание реакционных тенденций в верхушке католической церкви шло весьма быстрыми темпами. Так, уже в 1218 г. в Парижском университете запрещают преподавание римского права и разрешают обучать только каноническому. Парижский клир в 1269 и 1277 гг. официально осуждает аверроистские тезисы. Анафеме подверглись следующие положения, в сущности вполне совместимые с радикальным перипатетизмом: о совечности мира богу, о несуществовании первого человека, о невозможности божественного предвидения исхода индивидуальных событий, о смертности человеческой души — и другие сходные утверждения. Решено было оказать давление на еретиков и в сфере имущественных отношений. Так, Лондонский собор в 1328 г. подтвердил право наследования с оговоркой, что из претендующих безусловно должны исключаться еретики. Составление завещания еретиком стало юридически невозможно, так как его имущество подлежало конфискации. Еретик не мог быть даже свидетелем при составлении не касавшегося его завещания.

В 1314 г. Западная Европа вступает в полосу затяжной Тридцатилетней войны, движущей силой которой были, в частности, «разбойничьи рыцарские усобицы» (2, 13). Городские цехи напрасно уповали на Людвига Баварского, борьба которого с папством в конечном счете не вышла за рамки классических междоусобиц феодальной эпохи. Объективные экономические условия Центральной Европы еще не созрели до такой степени, чтобы речь могла идти о конституировании антифеодального механизма власти.

В 1332 г. в Страсбурге цехи, умело сыграв на противоречиях в среде патрициата, добились некоторого ограничения патрицианских привилегий. Страсбург стал одним из оплотов в борьбе с феодалами-рыцарями. В Кёльне усилились еретические движения, начались многочисленные казни еретиков. Лидер нищенствующих бегинок и бегардов ремесленник Вальтер был сожжен на костре. Архиепископ Кёльнский Генрих фон Фирнебург выдвигает обвинения против знаменитого мистика Эккарта, главы доминиканского семинария в Кёльне.

В 1348 г. в Нюрнберге восставшие ремесленники свергают совет, состоящий из богатеев-патрициев. В 1349 г. волна эпидемии так называемой черной смерти (чумы) захлестывает всю Европу. Она сопровождается рядом чудовищных эксцессов, например массовым сожжением евреев в Кёльне. В том же году гентские ткачи упорно сопротивляются давлению аристократии Фландрии. В Германии происходит аналогичная по своей природе социальная схватка бюргерства с рыцарством. Весьма упорная, она долго идет с переменным успехом. И лишь к 1356 г. можно говорить о твердой победе князей над городами.

В 1347 г. Людвигу Баварскому наследовал Карл IV, ставленник богемских Люксембургов. Он пошел по пути подчинения папскому диктату, отказавшись, в частности, от титула «покровителя церкви» (advocatus ecclesiae) и других почетных титулов своего предшественника. Это вызвало в Германии взрыв негодования. Карл IV предпочитал также не вспоминать о постановлении франкфуртского сейма 1338 г., согласно которому император получает свою власть не от папы, а от бога.

Бурным политическим событиям XIV в. сопутствовали определенные прогрессивные сдвиги в промышленности, технике и науке. Приблизительно с 1330 г. началось производство чугуна в шахтных печах. Во всевозрастающих масштабах осуществляется переход от железного литья к чугунному. Начинается освоение новых энергетических источников. Так, например, в 1341 г. в Утрехте появилось много ветряных мельниц. Коммерческие города Италии налаживают торговлю с Востоком.

Уже в конце XIII в. западноевропейская наука приступает к выработке экспериментальной методики и систематизации опытных данных и результатов наблюдений («О свойствах трав, камней и животных» Альберта фон Больштедта, «Большой труд» Роджера Бэкона и др.). Из туманных алхимических формулировок проявляются отдельные положения научной химии. Постепенно накапливаются конкретные сведения о свойствах ряда химических веществ. Некоторый прогресс был достигнут и в точных науках. Так, Леонардо из Пизы в своей «Практике геометрии» (1220) открывает так называемый ряд Фибоначчи, в котором каждый член есть сумма двух предшествующих (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,...) и который сразу же нашел практическое применение в торговых сделках. Много внимания также тогдашние математики уделяли технике вычислений и проблеме континуума (continuum— непрерывная целостность). В связи с последней ряд схоластиков частично предвосхищает некоторые результаты из позднейшей теории множеств Георга Кантора. Например, Роберт Гроссетест в противовес Стагириту выдвигает идею прибавления к бесконечному (infinito potest fieri additio), что не могло не обогащать и философские представления о природе бесконечного. На отдельные методы точного исследования природы, применявшиеся в средние века, указывает Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», помещая их в единой цепи развития, начиная от греков александрийского периода (см. 7, 20).

Глава II. Конфронтация с папской курией

изнь и труды Оккама были теснейшим образом связаны с животрепещущими проблемами его времени. Тем не менее даже сегодня о его происхождении, а также о юношеских годах и начале научной деятельности известно мало. Неясно даже, когда и где родился мыслитель. Мнение О. В. Трахтенберга, что Оккам родился около 1300 г., опровергается существованием церковного документа от 30 июля 1302 г., в котором тот именуется магистром Уильямом Оккамом (см. 82, 11). По той же причине нельзя согласиться и с Федерхофером, датирующим рождение Оккама 1290 г.

Согласно Л. Бодри, мыслитель происходил из маленького местечка под названием Оккам в графстве Серрей к юго-западу от Лондона (58, 17). В качестве вероятной даты рождения философа тот же автор принимает 1280— 1281 гг. Ф. В. Кийс, считая возможным несколько отодвинуть дату рождения Оккама — к 1279—1280 гг., привел ряд соображений в пользу того, что местом рождения мыслителя был существующий и ныне городок Оккам, расположенный приблизительно в 150 км юго-западнее Линкольна (см. 82, 9—10).

Сейчас общепризнано, что Оккам — англичанин. Версия Рафаила Маффея (ум. в 1522 г.), что он был ирландцем, ныне отвергнута всеми биографами ученого. О его социальном же происхождении до сих пор нет данных. Однако точно установлено, что философское и теологическое образование Оккам получил не в Парижском (как полагал Хофер), а в Оксфордском университете, бывшем в то время едва ли не вторым по значимости педагогическим и научным центром в Западной Европе после Парижского университета. В Оксфорде преподавали такие крупнейшие схоластики, как Роберт Гроссетест (1175—1253) и Иоанн Дунс Скот (1265/6—1308). Пребывание Оккама в Оксфорде документально подтверждается свидетельством Бартоломея Пизанского (ум. в 1390 г.) в его «Книге конфирмации», где мыслитель именуется «оксфордским бакалавром». Сначала Оккам изучал философию и другие науки (artes) из их официального свода, а затем — теологию. Около четырех лет им было отдано чтению курса лекций по Библии и по «Сентенциям» Петра Ломбардского, а потом он готовился к получению докторской степени.

В папских документах часто не указывалась ученая степень Оккама. Была ли она вообще у него? Так, ученик Оккама Адам Английский именовал его не магистром, а бакалавром теологии. Однако удалось обнаружить ряд документов (в частности, связанных с политическим процессом мейстера Эккарта), в которых Оккам без обиняков именуется магистром (82, 22). Видимо, неполное титулование Оккама в текстах папской курии объясняется весьма прозаически — ненавистью его политических противников, не желающих подчеркивать каких-либо достоинств своего оппонента. К сожалению, пребывание Оккама в Оксфорде не отмечено обширными документальными свидетельствами. Так, например, не ясно, встречался ли он с Дунсом Скотом. Не известно также, кто был основным университетским наставником Оккама.

Нельзя исключить методологического влияния на Оккама канцлера Оксфордского университета Харклэя (1312—1317). Установлено, что Оккам иногда даже цитировал его «Вопросы». У самого Харклэя намечалось номиналистическое и в некоторых отношениях антискотистское направление (именно эти два момента позднее чрезвычайно усилятся в философии Оккама).

В Оксфорде мыслитель завершает работу над «Комментариями (или Вопросами) к четырем книгам „Сентенций“ Петра Ломбардского», которые открывают список его теологических сочинений. Этот труд создавался Оккамом в 1317—1322 гг. Книга первая увидела свет в Страсбурге в 1483 г., все четыре книги целиком — в Лионе в 1495 г. Интерес представляет также совместное издание его теологических и философских сочинений (21).

В 1324 г. Оккам пишет труд «О таинстве клятвы» (26), опубликованный в 1490 г. в Париже, в 1491 г. — в Страсбурге, в 1504 и 1516 гг. — в Венеции и, наконец, в 1930 г.— в Айове (США). «Трактат о божественных предопределении и предвидении» впервые был напечатан в 1496 г. в Болонье, а вторично был издан в 1945 г. в Нью-Йорке Филотеем Бенером. Оккамово «Избранное в семи томах», посвященное в основном теологическим вопросам, печаталось в Париже в 1487 и 1488 гг., в Страсбурге — в 1491 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Уильям Оккам"

Книги похожие на "Уильям Оккам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Курантов

Александр Курантов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Курантов - Уильям Оккам"

Отзывы читателей о книге "Уильям Оккам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.