Алла Баркан - Ультрасовременный ребенок

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ультрасовременный ребенок"
Описание и краткое содержание "Ультрасовременный ребенок" читать бесплатно онлайн.
Эта книга о таланте терпеливой любви. Все родители мечтают о послушном тихом «ангелочке», которого любить – одно удовольствие! Но вместо ангелочков жизнь постоянно подсовывает нам упрямых фанатов компьютеров, плееров и бесконечных SMS-ок, страстных читателей комиксов и гламурных журналов. Сегодня они – геймеры, а завтра – рокеры, а то и загадочные эмокиды или дети-индиго. Но под любой маской они – дети, которым всегда нужны наша безусловная любовь и терпение, терпение, терпение…
Как понять их, таких разных и непонятных? Как не порвать связующую нить? Увидеть в своем ультрасовременном ребенке незащищенную детскую душу вам поможет педиатр, детский психолог, доктор медицинских наук, профессор, а также мама и бабушка Алла Баркан.
Алла Баркан – доктор медицинских наук, профессор, магистр философии (филология, психология – Венский университет). Живет и работает в Вене. Автор двадцати семи книг, наиболее популярны издания для родителей: «Плохие привычки хороших детей», «Дети нашего времени», «О чем говорят рисунки детей» и др.
Агрессия – это борьба за выживание. Благодаря агрессии Ваш ребенок, как и Вы сами, надеется изменить не удовлетворяющее его на сегодня положение вещей. Агрессия – это протест ребенка, попытка обратить на себя Ваше внимание для удовлетворения насущной потребности.
Она бывает трех видов: физическая агрессия, вербальная агрессия и косвенная агрессия.
Родителей больше всего, безусловно, волнует физическая агрессия. Физическая агрессия – это нападение, нападение ребенка на детей младше себя, своих ровесников и даже старше себя, а иногда и собственных родителей. Физическая агрессия – это, образно говоря, «удар плюс удар = драка». Причем Ваш разъяренный ребенок, как будто бы находясь сам в ударе, заставляет находиться под ударом других.
Как правило, физическая агрессия служит не только способом снятия высокого нервно-эмоционального напряжения ребенка, зависящего от очень многих причин, но и дает возможность привлечь к себе, хотя б этим, внимание собственных родителей. А ради внимания, дефицит которого испытываешь постоянно, можно выглядеть в глазах взрослых и разбойником, и дикарем, и несносным мальчишкой и к тому же свести счеты с ненужными братьями или сестрами, раздражавшими тебя детьми. Иначе говоря, благодаря физической агрессии ребенок восстанавливает справедливость кулаками.
«Свести счеты» возможно и с помощью вербальной (словесной) агрессии, причем эта агрессия может причинять боль посильнее физической. Боль от слов с негативной энергией, обижающих и унижающих, раздражающих, злящих, ну а главное – несправедливых. Правда, эта агрессия требует от ребенка хоть какого-то элементарного развития речи и еще наблюдений, что какое-то слово, сочетание слов могут вывести всех из себя, так же как кулаки и удары. И пассивный словарь у детей расширяется за счет впитываемых от тех, с кем общается и кому подражает, бранных слов, оскорблений, угроз.
Впитывая такие слова, Ваш ребенок понимает, что так просто сказать их нельзя. Что экспрессия их – для «десерта», в них особая кислая «сладость».
Крик, визг, шум, бесконечные ссоры, ярлыки и дразнилки, нецензурная ругань и даже проклятия появляются вдруг в арсенале детей, к сожалению, лишь как итог подражания, подражания в основном нам.
Да, мы часто не замечаем, как стереотипно пользуемся словесной агрессией при различных обстоятельствах, по поводу и без повода, ради красного словца, ради выплескивания эмоций или же просто по инерции. Дошло уже до того, что даже мат у нас стал в обиходе обычным явлением. Да и не только в обиходе. Современная художественная литература переполнена им. Хочешь стать сейчас мэтром и классиком – тогда пользуйся матом. Мат стал мерой таланта и брендом избранных в литературе.
Так что дети теперь пополняют свой пассивный словарь для вербальной агрессии не от бомжей и пьяниц, не от падших людей, а от интеллигенции, да и вообще от любого, с кем общаются. Ну а если пассивный словарь переполнен, лишнее переходит в активный.
Другое дело, что чем младше ребенок, тем невиннее и его «ругань». Ведь он часто не понимает значения слова, понимает лишь то, что им можно вывести из себя, то, что слово у Вас под запретом. А нарушив запрет, Ваш ребенок опять привлекает к себе этим внимание взрослых, а особенно своих родителей, даже если их нет рядом с ним. Он же знает, что кто-то расскажет родителям о его плохом поведении. Ну а если плохое, вряд ли мама оставит его без внимания. Если б было хорошее – другое дело. К сожалению, это действительно так.
Цель вербальной агрессии – выплеснуть напряжение, досадить и привлечь к себе как-то внимание, хотя б произведенным эффектом от запретного слова или выражения.
И наконец – косвенная агрессия. Этот своеобразный тип агрессии отличается от двух предыдущих тем, что ребенок не набрасывается, сжав кулаки, на обидчика и не выплескивает на него накопившееся раздражение потоком бранных слов, а делает то же самое окольными, а вернее, коллатеральными путями.
Так что же это за побочные пути? Ребенок не просто оскорбляет ровесника, а разносит по всему свету непроверенные, оскорбительные сплетни и слухи о нем. Ребенок не просто дерется с кем-то, а взрывается вдруг без причины – кричит и швыряет все то, что попало под руку, неизвестно куда и зачем. Может топать ногами и бить кулаками об стол и об стенку, может что-то ломать и крушить, разрушая, хотя «это» совсем не виновато. Виноваты другие, но недосягаемые для него почему-то в данный момент, те, к которым так трудно приблизиться в силу ряда серьезных причин. И он «ярость» свою «переносит» с них на тех, кто не сможет ему дать отпор, на тех, кто без вины виноваты. А родители в ужасе – что случилось с ребенком – рвет все книги, ломает игрушки, делает все специально, назло. Может быть, требуется ему психиатр? Почему он вдруг стал агрессивным? Не ругается и не дерется, а агрессии – через край.
Да, действительно, через край, и не только при косвенных ее проявлениях… Дети словно бы нафаршированы ей. И, прекрасно все чувствуя, зная, что она под запретом, ребенок вместе с ней наполняется чувством вины. Ну а чувство вины – это, собственно говоря, тоже нечто в виде агрессии, это – своеобразная самоагрессия в виде гнева уже на себя. Правда, выраженность чувства вины, как и само это чувство, тесно связана не только с личностными, но и с возрастными особенностями детей.
А возрастные особенности часто и сами способствуют повышению истинной или мнимой агрессивности детей. Ну, взять хотя бы кризис ребенка трехлетнего возраста, когда, может быть, Вас впервые обеспокоила агрессивность Вашего малыша – не является ли она признаком психических отклонений у ребенка. Ведь даже если люди и не могут жить без агрессии, то это важно для взрослого человека, но можно ли серьезно рассуждать об агрессивности, когда идет речь о ребенке, даже дерущемся ребенке? В конце концов, драчливость – это один из атрибутов детства.
Однако тем не менее это агрессивный атрибут, детская агрессивность.
Не удивляйтесь – именно агрессивность. И ничего ужасного в этом нет, когда она проявляется под влиянием сопутствующих ей обстоятельств. Любой из нас, даже самый воспитанный, в ответ на конфликтную ситуацию, опасность, обиду и нескрываемую враждебность может стать агрессивным. Но взрослым дано управлять своими эмоциями и прятать их где-то в себе, в глубине. Ребенку в три года еще невозможно свое недовольство запрятать в себе. Он весь нараспашку. Он просто не может свое поведение еще регулировать социальными нормами и волевыми усилиями. Его не заботит, как будет он выглядеть в глазах окружающих. Поэтому бурно способен высказывать свое недовольство при Вашем отказе немедленно сделать все то, что он хочет, при Ваших запретах и при несогласии с ним. Ему непонятна еще просто невыполнимость желания. Он искренне убежден в том, что справится сам. А Вы ограничиваете это желание и тоже убеждены, что он не справится, что он еще мал…
Так зреет конфликт, и разрядка его – агрессия малыша. И вот он кричит, визжит и кусается, дерется не только с детьми, но даже с взрослыми.
Как стыдно Вам, как неудобно… И Вы начинаете «сражаться» с ним, чтобы добиться победы. Ругаете, бьете, пусть тоже почувствует боль.
Запомните, воспитание – это не поле боя. И, став родителями, Вам прежде всего необходимо знать, что в раннем возрасте один из главных путей познания мира – обычное подражание, и подражает ребенок взрослым. Вы бьете его, он Вам отвечает, считая, что это дозволено. А может, вообще драчливость у малыша возникла как подражание.
Наверное, однократные попытки агрессивного поведения встречаются у многих детей. От Вас зависит, чтобы попытка не превратилась в закономерность. Поэтому станьте на минутку психологом. Вспомните, что в три года ребенок эмоционально лабилен и не стремится любыми путями к цели, он может менять ее, лишь бы было на «что», особенно если отвлечь его чем-то ему интересным. А это возможно придумать всегда.
К примеру, он просит хрустальную вазу. Как только он выскажет это желание, не превращайте его в невыполнимое, а лучше разочарованно, махнув на вазу рукой, взять ее со стола и поднести к нему, искренне сетуя, что она тяжела, велика и с ней невозможно играть. Как только малыш прикоснется к ней, верните ее на стол и тут же без промедления, не давая ему опомниться, переключите его желание в новое русло. Возьмите карандаш и вместе с ним нарисуйте другую вазу, вырежьте ее и превратите в новую игрушку, придумывая на ходу какую-нибудь занимательную историю про эту вазу. Подхватывая Ваши мысли и фантазируя вместе с Вами, малыш забудет о настоящей вазе и прежнем своем желании.
Когда же вместо «отвлекающего маневра» звучит категоричное «нет» и весь Ваш вид подчеркивает несостоятельность его желаний, ребенок полон обиды, считая, что Вы относитесь к нему, как к маленькому. И он отстаивает свои права любой ценой. Он выделяет и фиксирует именно это желание и превращает его в самую большую необходимость для данного момента. Теперь все Ваши отвлекающие мероприятия запоздали и не помогут.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ультрасовременный ребенок"
Книги похожие на "Ультрасовременный ребенок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алла Баркан - Ультрасовременный ребенок"
Отзывы читателей о книге "Ультрасовременный ребенок", комментарии и мнения людей о произведении.