» » » » Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы


Авторские права

Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Руина, Мазепа, Мазепинцы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Описание и краткое содержание "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать бесплатно онлайн.



События, произошедшие на Украине, после Переяславской рады  вплоть до предательства Мазепы.






товарищами. Посылаю вам эти статьи. Прочтите их в раде: надеюсь, не

найдете ничего-зловредного отчизне!.. Но, может быть, кто-нибудь

скажет: как нам воевать своих отцов, матерей, братьев и друзей; или, быть может, скажете: где мы сами денемся, когда опустошим

свой край, кто нам даст тогда хлеба? Не дай Бог воевать свою

отчизну; ,не хороша та птица, что собственное гнездо марает, не

добрый тот пан, что собственную вотчину разоряет! Но когда захотите

помогать нам и прибудете в Каменный Затон, тогда учиним совет, куда нам с ордою обращаться, так чтобы не причинять никакой

беды нашим городам и селам. Не затем начали мы наше дело, чтобы

воевать своих людей, а затем, чтоб освободить их и себя от хищник

* Так называли Самойловича.

2 Солдаты (польск.).

459

чества москалей и панов наших. Сами вы, умные головы, рассудите

и сообразите, лучше ли быть в неволе или на воле - чужим слугою

или самому себе господином, - у москаля либо у ляха мужиком, или вольным козаком? Когда славной памяти Богдан Хмельницкий

с войском Запорожским при помощи орды выбился из лядского

подданства, разве дурно было -тогда Украине? Разве не было тогда у

Козаков золота, серебра и сукон дорогих, и табунов лошадей, и

черед рогатого скота?.. Всего было вдоволь. А как мы стали

московского царя холопами, так опустела вконец чигиринская сторона, а

у перегнанных на левую сторону Днепра наших братии не только

что не стало достояния, да и лаптей негде было взять! Большая

часть наших братии осталась в неволе в московских городах,.а

других татары каждый год в полон вместо дани забирают, о чем сами

вы знаете, как делалось прошлою зимою в полку Переяславском, а

ранее перед тем в полку Харьковском под Змиевым и на других

местах. Пусть вам, господа, будет еще и то известно, что сам

гетман, с совета всех полковников, присылал ко мне секретно человека

своего известить, что как только мы с ордами приблизимся к

Самаре, то все они от Москвы отстанут, сойдутся с нами и станут вместе

воевать Москву. Человек этот при мне, и когда, Бог даст, прийдем

в Каменный Затон, я вам покажу его! Будьте доверчивы и ничего

не опасайтесь>.

Письмо это было писано в Акмечете (нынешнем Симферополе).

На пути из Крыма к Каменному Затону, из урочища Черной

Долины, 12 июля Петрик послал еще четвертое письмо к запорожцам, убеждая всех пристать к татарам ради освобождения

малороссийского народа от московского ярма, а через несколько дней после того

Петрик и Калга-салтан со своими ордынцами были уже в Каменном

Затоне. 23 июля гетман через своего <дозорцу> в Переволочне

получил известие, что кошевой атаман с куренными атаманами приняли

от Калги-салтана дары и условились: запорожцам вместе с

татарами идти на малороссийские города, производить смятение в по-

спольстве, подстрекать мужиков к избиению арендарей и панов.

Подробности этого события мы узнаем в показании пойманного

впоследствии в полон сообщника Петрикова, Кондрата. Было дело

так. Прибыли к Сече Батырча-мурза и Калга-салтан; с ними был

Петрик и послал в Сечь письмо, приглашая кошевого атамана и все

товариство встречать его с хлебом,-солью. Ему на это сперва

прислали такой ответ: <Пусть встречает тебя тот, кто посылал тебя>.

Тогда Петрик послал сказать сечевикам: <Если меня с хлебом-

солью не встретите, то я прикажу переловить всех ваших ватажных

людей, которые теперь промышляют на Молочных Водах и на Бер-

де1, и велю отдать их в неволю татарам!> После такой угрозы со-

* Обе реки - в Таврической губернии, впадают в Азовское море.

460

бралась рада и приговорила: ради спасения ватажных людеЯ выйти

к Петрику в Каменный Затон с поклоном, но во всяком случае

допроситься от него, кто его послал. Кошевым атаманом был тогда

опять Гусак. Федька недавно отставили. Этот кошевой вышел с 38

куренными атаманами и с двумя тысячами войсковых товарищей.

Поднесли Калге-салтану хлеб-соль. Калга был доволен и сказал

запорожцам: <Петрик явился к нам в Крым от вас всех; хотя с ним

не было ваших писем, но он уверял нас на словах, что вы его

обнадежили>. Тогда куренные атаманы обратились к Петрику и

сказали: <Ты писал, как прибудешь к нам с татарами, тогда узнаем, кто посылал тебя, - говори же, кто посылал тебя?> <Какое дело вам

до того, кто меня послал? - отвечал Петрик. - Сами увидите, что

будет, когда только приступим к Полтавскому полку. Этот полк весь

мне сдастся, да и Миргородский потом весь перейдет к нам.

Гетмана и старшин, и панов, и арендарей - всех побьют, и настанут у

нас такие вольности, какие были при Богдане Хмельницком! Если

мы теперь не выбьемся из-под московского ярма, так уже не

выбьемся из-под него никогда>. <Я учиню раду в Сече, - отвечал

кошевой атаман, - и коли рада приговорит идти, тогда и я пойду!> Дали

взаимное обещание: малороссияне не будут чинить <препятия>

татарам, когда те пойдут назад, а татаре не станут трогать

запорожских ватажников, сновавших за промыслами на Молочных Водах и

на Берде. Калга подарил кошевому доброго коня, а двум куренным

атаманам по <чуге> (одежда).

Гусак, видимо, сочувствовал мечтаниям Петрика, но не

решался открыто стать за него пред всем товариством. Оттого на раде, собравшейся на другой день после свидания с Петриком, не

последовало ничего решительного. Рада, находясь под нравственным

влиянием Гусака, постановила, что всему низовому сечевому войску

идти в поход на Украину не следует, но кто из товарищей захочет

идти с Петриком, тому не возбранять. Тут пришла от гетмана

увещательная грамота к запорожцам, чтоб они не приставали к злым

замыслам. Кошевой атаман поступил и здесь согласно своему

двуличному характеру. Он отвечал Мазепе, что у запорожцев вовсе нет

такого безумного намерения, чтобы вместе с бусурманами идти на

войну против православных христиан. Но в том же письме кошевой

делал замечание, что во время гетманства Мазепы совершаются

дела не лучше таких, какие делались при ляхах, против которых

поднялся Богдан Хмельницкий. <Стали держать подданных такие

паны, которым никак не следует дозволять их держать, а они

заставляют бедных людей дрова возить, конюшни чистить, печи

топить. Пусть бы только генеральные старшины держали подданных, это было бы еще не так обидно, а то держат такие, которых отцы

не держали подданных никогда. Могли бы эти люди, как и отцы их, питаться своим трудовым хлебом>. Повторяя точно такие жалобы, 461

какие заявлял в своих писаниях Петрик, кошевой Гусак уже тем

самым, при всех своих уверениях в непричастности к мятежным

замыслам Петрика, показывал, что относится к его делу не без

сочувствия.

Когда рада порешила, что охотники могут идти к Петрику, тотчас набралось таких охотников до пятисот. Василь Бузекий, приятель Петрика, избран был ими полковником и просил дать ему

войсковые клейноты, т. е. знаки наказного начальнического

достоинства, но кошевой атаман и старшины не дали их ему, чтобы не

казалось, будто они отправлены от всего запорожского низового

войска. Кошевой хотел, чтоб их отпустили только на том основании, что в Сече с давних пор никого силою не удерживают, но это не

значило бы, что все товариство признает их затею добрым делом.

Охотники самовольно пошли в Каменный Затон и там тотчас

собрались в раду и провозгласили Петрика гетманом, а Калга-салтан

вручил ему войсковые клейноты: булаву, бунчук и хоругвь. Таким

образом Петрик копировал из себя Богдана Хмельницкого, которого

первый раз провозгласили гетманом запорожцы, а также напоминал

собою Суховеенка и Дорошенка, которые первые знаки гетманского

достоинства получили от татар. Петрик, считая себя уже гетманом, нарек трех полковников (Василия Бузского, Кондрата и Сысоя) и

шесть сотников, потом послал к ватажникам на Молочные Воды и

на Берду созывать их вместе с собою на войну против москалей для

достижения вольностей; при этом он грозил их отдать татарам в

неволю, если они его не послушают. Сам Петрик с Калгою-салта-

ном отступил от Сечи и на речке Татарке собрал раду, чтоб

обсудить, куда им сначала идти. Порешили прежде подчинить

самарские городки, а между тем послать в Полтавский полк к

цариченским и Китайгородским жителям воззвания, приглашающие сдаться и показать пример другим. 29 июля с Самары Петрик


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Книги похожие на "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Костомаров

Николай Костомаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Отзывы читателей о книге "Руина, Мазепа, Мазепинцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.