» » » » Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы


Авторские права

Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Руина, Мазепа, Мазепинцы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Описание и краткое содержание "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать бесплатно онлайн.



События, произошедшие на Украине, после Переяславской рады  вплоть до предательства Мазепы.






дозволения, Палей по кончине жены своей в другой раз женился на

какой-то вдове, о которой мы знаем, что она была сестра козака

Саввы и мать сына от первого брака, Симашка. Оба - шурин

и пасынок Палея - во все продолжение деятельности последнего

были его верными и неизменными товарищами. Как только Палей

кликнул клич на слободы, так и повалил к нему с разных сторон

южнорусский народ. <Я нашел здесь край опустелый, - писал

он в 1694 году Мазепе, - и работал около Хвастова, как около

своего хозяйства, обширные поля засеялись хлебами, умножились

жители, да не так из польских панских подданных, как с берегов

Днепра, из Войска Запорожского и из Волошского края; и церкви

Божий на славу имени Божия я построил и украсил>. Священник

Иоанн Лукьянов, ездивший из Великороссии в Святую землю на

богомолье через малороссийский край, оставил любопытные черты

о Хвастове в то время, когда там правил Палей. От Белогородки, 1 Первое высшее учебное заведение на Украине, созданное при Кие-

во-Печерской лавре. С 1701 г. - Киево-Могилянская академия.

^ Список, реестр.

521

принадлежавшей киевскому Софийскому собору, дорога до Хва-

стова шла пустым лесом. На ней не было селений. Городок Хва-

стов стоял на горе; вокруг всего жилья в нем был высыпан

земляной вал, а по верху его шел деревянный острог.

Путешественнику город Хвастов показался крепок не^ строением, а людьми (<сидельцами крепок>). В его земляном вале

путешественник заметил несколько ворот; в каждых воротах выкопаны

были ямы, выстланные соломою. <Там, - говорит очевидец, -

лежала палеевщина (т. е. Палеевы козаки), человек по двадцати

и по тридцати в каждых воротах; они голы, что бубны, без рубах, наги и страшны зело, а за ними в ворота нельзя ни с чем проехать

из сел: дрова ли, солому, сено… с чем бы ни ехали, - они все

рвут, что собаки>. Простоявши с полдня в Хвастове, путешественники ехали далее, ночевали в Палеевом селе Мироновке, а на

утро приехали в город Паволочь*, также входивший в тогдашнее

владение Палея и бывший порубежным его городом.

Путешественники прибыли туда в заговенье перед масленицей: в этот день

отправлялось там множество свадеб. Тут встретили они толпу Па-

леевых Козаков, которые, как только увидали проезжих москалей, бросились смотреть на них. <Обступили нас, как есть около

медведя. Все голытьба беспорточная, на ином и клока рубахи нет, страшны зело, черны что арапы и лихи что собаки: из рук рвут.

Они на нас стоя дивятся, а мы им втрое, что таких уродов мы

от роду не видали>. Путешественник изображает палеевцев

нищими; между тем по всем современным известиям оказывается, что в Палеевом владении было изобилие; да и сам тот же

путешественник в своем описании выражается: <Харч в Хвастове

всякая дешева, кажется, дешевле киевского>.

Оставивши Паволочь, набравши там на дорогу для себя всякого

съестного, а для лошадей - овса и сена, путники пустились на пять

дней в <печальное и уныливое путное шествие> по пустыне, где не

встретили ни городка, ни села вплоть до полу разоренного Немиро-

ва. Там снова запаслись они припасами, которые там уже были

дороже, чем в Хвастове, и опять пустились другою пустынею до

Сороки, где уже начинались турецкие владения. На возвратном

пути из Святых мест тот же Иоанн Лукьянов с бывшими при нем

богомольцами ехал через Немиров по украинской пустыне до Па-

леева владения в купеческом караване, возвращавшемся из Турции

в Московское государство. Турки провожали путешественников и

говорили, что они проводили бы их до Киева, но боятся Палея: он

их не выпустит, а побьет. <Разве Палей своевольный у государя

своего?> - спросили русские турок. Турки отвечали: <У нас про

него ходит страшно грозная слава, и мы никого так не боимся, как

* Ныне -местечко Сквирского уезда при р. Раставице.

522

его!> Добрались до Паволочи. Находившийся там наказной Палеев

полковник, услышавши о приближении каравана, приказал

ударить в бубны и литавры. По такому сигналу подчиненные ему ко-

заки-палеевцы оседлали коней и выехали в поле с знаменами.

<Было их, - говорит священник, - человек триста, и выскакивали они

из кустов словно зайцы, кучками человек в 20 и 30, стали гарцевать

на конях, бросать копья, пускать стрелы из луков, стрелять из

пистолетов, а турки, провожавшие караван, как увидали палеевщину, так и стали ни живы, ни мертвы>. Полковник подъехал к купцам и

всех их приветствовал, а купцы угощали Козаков водкою. Караван

остановился табором за городом, в поле, и полковник прислал туда

овса, всякого съестного и меду. Турки далее Паволочи не стали

провожать путешественников; охрану их приняли теперь на себя па-

леевские козаки. Когда путешественники прибыли в Хвастов, Палея

там не было; он уезжал в Киев, а вместо него управляла тогда всем

полком его жена. Она выслала навстречу за пять верст путникам

пятьсот конных Козаков, а когда караван стал табором в поле, прислала туда говядины, калачей и вина. Путешественники пробыли в

Хвастове целый день. Палеева жена звала купцов к себе на обед и

говорила: <Зачем вы до нас турок не довели? Пусть бы они узнали, каков мой господин Палей, и я знала бы, как их угостить! Жаль, что без почести гостей отпустили! Я бы им дала назад провожатых

человек пятьсот через лядскую землю>. Из Хвастова два дня до

Киева провожали путешественников палеевцы.

Это драгоценное описание современника и очевидца

представляет живо быт Козаков в Правобережной Украине. Поразителен, между прочим, этот семейный порядок общественной жизни, при

котором в отсутствие полковника всем его полком управляет

оставшаяся дома жена, словно домашним хозяйством.

В первые годы заселения Украины козаками они верны были

цели, с которою Ян Собеский предпринял восстановление козачества

в крае, подвластном Речи Посполитой: козаки беспрестанно

предпринимали военные походы против бусурман, и особенно славился

ими Палей. Он, говорит малорусский летописец, не только не

допускал татар опустошать польских и русских пределов, но сам ходил

и посылал своих Козаков в Буджакскую орду1 разорять татарские

села: не один раз доставалось от них Очакову. Не раз крымские и

белогородские салтаны, при содействии турецких янычаров, наступали на Палея с своими ордами и даже подходили под самый

Хвастов, но Палей всегда счастливо побеждал их и отгонял; он взял в

полон одного салтана. Постоянный борец против мусульман, Палей, однако, не чуждался и дружественных сношений с ними, когда они

1 Буджак - район между устьями рек Дунай и Днестр, место кочевья

белгородской орды. Ныне - юг Одесской области.

523

сами к нему дружелюбно обращались; так, однажды приезжал к

нему из Буджацкой орды ага с подарками - седлом, луком и

стрелами. Были между татарами у него даже родные: его сестра была

когда-то взята в полон и стала женою татарина, а ее сын Чора-мурза, будучи мусульманином, приезжал в Хвастов гостить к дяде.

Заселялась Украина, умножалось войско козацкое, и Палей

расставлял своих Козаков на жительство по Полесью в маетностях

не только королевских, но и духовных лиц и наследственных

шляхетских. Так как козаки считались королевским войском и не

получали определенного жалованья, то собирали с жителей в свою

пользу <борошно>: под этим словом разумелась тогда не одна

хлебная мука, как теперь понимают это слово, но также деньги, возы с

лошадьми и всякие хозяйственные орудия, - одним словом, все, в

чем козаки могли нуждаться для своего содержания. Палей

становился словно удельный владетель в своем полку, а расстановка в

чужих маетностях Козаков вела к тому, чтобы со временем сколько

возможно больше расширить территорию этого полка и

распространить козачество, передать ему над краем господство, принадлежавшее польскому шляхетству. Другие козацкие полковники, как

Искра, Самусь, Абазын, также старались об умножении

народонаселения пришельцами и о расширении козачества. Абазын

именовался полковником подольским, и при его стараниях населялась

опустевшая Брацлавщина, возникали села за селами около Неми-

рова, Винницы, Илинец, Брацлава. Заселялась и Поднестровщина.

Стекались на новоселье пришельцы из Молдавии и Левобережной

Украины, а равно из Волыни и Червоной Руси1. Все новосельцы


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Книги похожие на "Руина, Мазепа, Мазепинцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Костомаров

Николай Костомаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Костомаров - Руина, Мазепа, Мазепинцы"

Отзывы читателей о книге "Руина, Мазепа, Мазепинцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.