» » » » Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…


Авторские права

Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…

Здесь можно скачать бесплатно "Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алетейя, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…
Рейтинг:
Название:
Тиберий: третий Цезарь, второй Август…
Издательство:
Алетейя
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91419-699-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…"

Описание и краткое содержание "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…" читать бесплатно онлайн.



Монография доктора исторических наук профессора И.О.Князького посвящена жизни и деяниям римского императора Тиберия. Тиберий стал третьим по счету цезарем, получившим высшую власть, он — второй Август во главе Принципата и первый легитимный правитель Римской империи, законно унаследовавший императорскую власть.

Выдающийся полководец, успешный правитель империи и безжалостный тиран (в последние годы своего правления). Неудивительно, что в исторической науке уже не одно столетие ученые спорят как о личности самого императора, так и о значении его правления.

Опираясь на широкий круг источников и исследований, автор анализирует события долгой жизни Тиберия в контексте панорамы бурных исторических процессов того времени, охватывая период от гражданской войны в Римском государстве после гибели Гая Юлия Цезаря (42 г. до Р. X.) до смерти Тиберия в 37 г.






Безрадостной была и жизнь самого Тиберия в эти годы. «Его мятущийся дух жгли еще больнее бесчисленные поношения со всех сторон. Не было такого оскорбления, которого осужденные не бросали ему в лицо или не рассылали подметными письмами в театре. Принимал он их по-разному: то, мучаясь стыдом, старался утаить и скрыть, то из презрения сам разглашал их ко всеобщему сведению. Даже Артабан, парфянский царь, позорил его в послании, где попрекал его убийствами близких и дальних, праздностью и развратом и предлагал ему скорее утолить величайшую и справедливую ненависть сограждан добровольной смертью. Наконец, Тиберий сам себе опостылел: всю тяжесть своих мучений он выразил в начале одного письма такими словами: «Как мне писать вам, отцы и сенаторы, что писать и чего пока писать? Если я это знаю, то пусть волей богов и богинь я погибну худшей смертью, чем погибаю вот уже много дней».{601}

Это слова опустошенного, вконец разочарованного в себе и в самой жизни человека. Должно быть, такое состояние было характерным для Тиберия в последние годы его правления, и мысли подобные посещали его не раз. В то же время он находил в себе силы, когда возникала необходимость, быть прежним Тиберием, сильным, уверенным в себе правителем, принимающим верные решения на пользу Римской державе. Царю Артабану, направившему Тиберию оскорбительное послание, пришлось в этом вскоре убедиться.

В 34 г. скончался Зенон-Артаксий, римский ставленник на армянском престоле и Артабан решил, что настало время восстановить парфянское влияние в Армении. В новые цари этой страны он наметил своего старшего сына Аршака. Полагая, что дряхлый Тиберий более не является грозным противником, Артабан требовал вернуть в Парфию сокровища беглого царя Вонона, говорил о необходимости пересмотра границ Рима и Парфии в пользу последней, разумеется. Бахвалясь, парфяне вспоминали о временах Кира и Александра, когда весь нынешний римский Восток был частью империй этих великих завоевателей. Эллинизированные владыки Парфии мнили себя историческими преемниками, как персидских царей, так и эллинистических владык. Но не все в Парфии поддерживали Артабана. Один из знатнейших парфян Синнак и близкий к нему евнух Абд, возглавившие тайную оппозицию царю, отправили своих людей Рим. Они просили Тиберия отправить в Парфию для провозглашения его верховной владыкой царевича Фраата, сына бывшего парфянского царя Фраата IV. Тиберий немедленно дал на это согласие, понимая все выгоды для Рима парфянской смуты.{602}

Фраат по дороге в Парфию в Сирии заболел и умер. Но Тиберий немедленно нашёл ему замену в лице его внука Тиридата, а для отвоевания у парфян Армении, где успел воцариться Аршак, он привлёк на сторону Рима ибера Митридата, брата царствовавшего в Иберии царя Фарасмана. Для этого римскому императору пришлось помирить братьев — иберов. Во главе же всей восточной кампании Тиберий поставил Луция Вителлия, человека во многом сомнительных нравственных устоев, но умелого правителя провинций и толкового полководца.

Тиридат действовал сначала успешно и даже захватил Мессопотамию, где находился центр Парфянского царства. Но в 36 г. Артабан, опираясь на восточные владения Парфии, собрал многочисленное войско и отогнал Тиридата. Армению, однако, парфянам вернуть под своё влияние не удалось. Митридат с помощью Фарасмана утвердился там на престоле. В решающей битве за Армению Фарасман разгромил парфянское войско во главе с царевичем Ородом, сыном Артабана, коего он тоже в своё время намечал в армянские цари. Таким образом, Рим сохранил свои позиции на Востоке, утвердив на армянском престоле своего ставленника и ослабив Парфию междоусобицей. Успешно проведя свою миссию на Востоке в молодости, Тиберий и в глубокой старости умело проводил политику в этом сложнейшем регионе.

Говоря о Тиберий и Востоке, нельзя не упомянуть о восприятии его личности христианами, тем более что великое это вероучение зародилось именно в последние годы его правления. Согласно христианскому преданию, Мария Магдалина продемонстрировала Тиберию чудо пасхального яйца, обретшего красный цвет, как доказательство истинности воскрешения Христа. Ряд раннехристианских авторов упоминает Тиберия в связи с известием о воскрешении Христа и появлении христианства. Юстин Мученик, видный деятель христианской церкви во II в., погибший во время гонений на христиан при императоре Марке Аврелии в 167 г., упоминал в своей «Апологии» о донесении прокуратора Иудеи Понтия Пилата Тиберию о деяниях Христа. В начале III в. о том же писал Тертуллиан в своей «Апологии христиан». В IV в. о Тиберий и христианах в связи с посланием Пилата подробно писал историк церкви Евсевий Памфил:

«Дивное Воскресение Спасителя нашего и Вознесение Его были известны уже многим. По издревле укоренившемуся обычаю областные правители должны были сообщать лицу, облечённому верховной властью, о всех местных новостях, чтобы ничто не ускользало императорского глаза. Пилат сообщил Тиберию, что во всей Палестине идёт молва о Воскресении Спасителя нашего, Исуса, что ему известны и другие Его чудеса и что в Него, воскресшего из мёртвых, многие уже уверовали как в Бога. Тиберий, говорят, доложил об этом сенату, но сенат отверг это известие под тем предлогом, что он не занимался предварительно его рассмотрением: по издревле укоренившемуся закону никто не мог быть признан у римлян богом иначе, как по голосованию и декрету сената. В действительности же спасительное учение Божественной проповеди не нуждалось в человеческом одобрении и покровительстве. Хотя римский сенат и отверг известие, сообщавшее о Спасителе нашем, но Тиберий сохранил своё прежнее мнение и не замышлял против Христова учения ничего несообразного.

Тертуллиан, превосходный знаток римских законов и вообще человек известный, один из наиболее прославленных в Риме, в своей «Апологии христиан», написанной на латинском языке и переведённой на греческий, говорит дословно так:

«Поговорим о происхождении таких законов. По древнему декрету император не может ни одного бога признать таковым без предварительного рассмотрения сенатом. Марк Эмилий и поступил так с неким идолом Альвурном. Что у вас божественное достоинство даруется по человеческому решению — это в нашу пользу. Если бы не понравился человеку, он не станет богом; человеку, оказывается, следует быть милостивым к богу.

Когда Тиберию, при котором имя христиан вошло в мир, пришло известие из Палестины (Палестина его родина) об этом учении, он сообщил о нём сенату, дав понять, что это учение ему нравится. Сенат, однако, отверг его как не рассмотренное заранее. Тиберий остался при своём мнении и угрожал смертью тем, кто доносил на христиан. Небесный промысел заронил в него эту мысль с особой целью, чтобы Евангельское слово вначале беспрепятственно прошло по всей земле».{603}

Близкие к этому сведения сообщает Павел Орозий в своей «Истории против язычников», написанной в 417 г. по просьбе Августина Блаженного:

«После же того, как претерпел страдания Господь Христос и воскрес из мёртвых и разослал учеников Своих для проповеди, Пилат, наместник провинции Палестины, сообщил Тиберию и сенату о страстях и воскрешении Христа и о произошедших чудесах, которые были явленны через Него самого, а также во имя Его совершены учениками Его, сообщил также о том, что уже многие уверовали в Него как в Бога. Тиберий обратился к сенату с мнением, полным благожелательности, о том, что Христа следует считать Богом. Сенат, придя в негодование от того, что ему не было сообщено об этом заранее, в результате чего Тиберий самостоятельно вынес решение о введение нового культа, отверг обожествление Христа и определил эдиктом, особенно Сеян тогда, префект Тиберия, весьма твёрдо выступал против введения этого религиозного почитания. Тиберий, однако, пригрозил в эдикте смертью обличителям христиан. И вот та достойная всяческих похвал умеренность Тиберия Цезаря обратилась в мщение вздумавшему перечить сенату».{604}

В современной науке нет единого мнения о подлинности Acta Pilati (послания Пилата) и, соответственно, о связанных с ним событиях в Риме. Некоторые историки полагают, что никакого послания Пилата вообще не было. Текст Acta Pilati опубликован.{605} Однако, по мнению специалистов, считается подделкой, относящейся к IV или V веку.{606}

Действительно ли посылал Пилат послание об Иисусе Христе и его учениках Тиберию, правда ли то, что император благосклонно отнёсся к новому вероучению — всё это остается неизвестным.

Известно нам доподлинно то, что последние годы Тиберия были для него безрадостны. Старик всё более ощущал свое одиночество, в коем ему некого было винить кроме самого себя. Очередным ударом стала для него смерть ближайшего его друга Кокцея Нервы, неизменного приближенного и спутника на протяжении долгих лет. В том же изобилующем трагическими событиями 33 г. Нерва решил покончить с собой, умертвив себя голодом. Это было тем более поразительно, что ему не грозила никакая опала, не страдал он и телесными недугами. «Когда это стало известно Тиберию, он посетил его, стал доискиваться причин такого решения, уговаривать; наконец признался, что тяжелым бременем ляжет на его совесть и добрую славу, если его ближайший и лучший друг, у которого не было никаких видимых оснований торопить смерть, безвременно расстанется с жизнью. Уклонившись от объяснений, Нерва до конца упорно воздерживался от пищи. Знавшие его передавали, что, чем ближе он приглядывался к бедствиям Римского государства, тем сильнее негодование и тревога толкали его к решению обрести для себя, пока он невредим и его не тронули, достойный конец».{607}


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…"

Книги похожие на "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Князький

Игорь Князький - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Князький - Тиберий: третий Цезарь, второй Август…"

Отзывы читателей о книге "Тиберий: третий Цезарь, второй Август…", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.