» » » » Жорж Ливе - Религиозные войны


Авторские права

Жорж Ливе - Религиозные войны

Здесь можно скачать бесплатно "Жорж Ливе - Религиозные войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жорж Ливе - Религиозные войны
Рейтинг:
Название:
Религиозные войны
Автор:
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-17-026251-5, 5-271-10216-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религиозные войны"

Описание и краткое содержание "Религиозные войны" читать бесплатно онлайн.



Религиозные войны во Франции, кульминацией которых стала Варфоломеевская ночь, начались в 1559 г. со смертью короля Генриха II и закончились подписанием Нантского эдикта в 1598 г. Они были региональной составляющей потрясавшего Европу XVI в. конфликта, связанного с движением Реформации. В книге Ж. Ливе в сжатой форме изложены исторические, экономические и политические аспекты эпохи религиозных войн.

Жорж Ливе — заслуженный профессор Страсбургского университета им. Марка Блока.






Торговля на Средиземном море какое-то время продолжается благодаря установившимся в 1536 г. хорошим отношениям между Франциском I и султаном Сулейманом Великолепным (умершим в 1566 г.). В октябре 1569 года [123] Клод дю Бург, казначей короля, получает от султана Селима II капитуляции 18 статей, в которых подтверждались «вечные» привилегии на ловлю кораллов, которыми марсельцы владели с 1520 г., и признавался фонд, созданный в Алжире в 1561 г. из Французского бастиона в пользу двух марсельских негоциантов, а также использование французского флага в обязательном порядке в морях Леванта всеми иностранными кораблями, кроме венецианских.

Кипрская война, в которой Турция сражалась со Священной Лигой (Священный престол, Испания и Венеция), была отмечена взятием турками Кипра (9 сентября 1570 г.). Таким образом, Марсель остается единственным крупным нейтральным портом на Средиземном море (с июля 1570 г. по март 1573 г.). Он познал при этом настоящее процветание, что подтверждалось как общим увеличением числа заходов кораблей в этот порт и выходов из него, так и взятием на откуп доходов от торговых пошлин. Сражение при Лепанто[20] [124] стало концом могущества турецкого флота. Благодаря вмешательству французского посланника в Константинополе епископа Дакса, между турками и Венецией заключен мир. Лига и диктатура Казоля, переориентируя Марсель на Испанию, закрывают ему доступ в Левант[21] и кладут конец его процветанию.

С падением Казо (февраль 1596 г.), воспетым Малербом[22], в порту возобновляется нормальная активность. Но варварская гонка начинается снова, и на Средиземном море, где Левантийская компания некогда прекрасно вела дела, теперь доминируют голландцы, и требуется вновь завоевывать позиции и утраченных друзей.  [125]

Глава V.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: ДВЕ СИСТЕМЫ СОЮЗОВ

В своей «Истории Европы» с 1559 по 1587 гг. Жак де Монтань, заместитель прокурора (1555 г.), а затем президент Высшего податного суда в Монпелье (1576 г.), в общих чертах описывает международные отношения в 1559 г.: смерть Генриха II, папы Павла IV Карафы, договор, подписанный в Като-Камбрези, бракосочетания в королевской семье; в 1587 г.: гибель Марии Стюарт, казненной 8 февраля, в то время как Филипп II готовится отправить флот, который должен взять на борт в Нидерландах войска герцога Пармского и высадить их на побережье Англии. В последующие годы прослеживается история Лиги — основной действующей силы великого католического замысла и переход при Генрихе IV от гражданской войны к войне межгосударственной. Этот период, начавшийся под знаком примирения с Испанией, заканчивается войной против нее. [126]

1. Католические союзы.

Лагерь протестантский, лагерь католический — подобное противопоставление не всегда соответствует действительности. В 1559 г. ставки еще не сделаны. Личность Филиппа II более сложна, чем того хочет легенда. Только что подписан Като-Камбрезийский мир; важным элементом этого мирного договора являются бракосочетания, столь важные для дипломатии того времени. Эммануил Филиберт Савойский женится на Маргарите Валуа. Достаточно ли этого, чтобы компенсировать потерю Корсики, отданной генуэзцам, и всей Италии, которая, за исключением лишь нескольких мест, перешла под испанский контроль? Филипп II женится на Елизавете Валуа («королеве мира»): здесь речь идет о том, чтобы избежать возможного союза между Англией и Испанией. Проблема Англии, связанная с проблемой Шотландии, выступает на первый план. Елизавета склоняется к протестантизму. При французском дворе озабочены соблюдением прав Марии Стюарт, королевы Шотландской, вышедшей 24 апреля 1558 г. замуж за французского дофина. Сможет ли дофин, по призыву английских католиков, возглавить победоносный крестовый поход в тот самый момент, когда его отец завершает искоренение ереси в своем королевстве? Елизавета обеспокоена: заговор в Амбуазе в 1560 г., будучи драмой социальной и религиозной, стал и международной драмой (Бродель). Потеря Италии [127] и Корсики, опасения по поводу перехода Англии в другую веру — между лагерями соперников партия еще не разыграна. Смерть Генриха II оставляет Франции в католическом лагере и рядом с Римом блестящую второстепенную роль, а если принимать гипотезу о ее вступлении в протестантский лагерь — роль соперника или союзника Англии.

Участие Святого престола в Реформации церкви в собственном смысле этого слова не должно позволить забыть, что Святой престол был вдохновителем европейской Контрреформации. Главной его целью была организация крестового похода против неверных и еретиков. Пять пап сменилось с 1559 г. по 1568 гг.; каждый из них, в зависимости от темперамента, играет собственную роль в расстановке противостоящих сил, опирающихся на финансовое могущество, создаваемое при помощи настоящих «налоговых войн», создания рент, борьбы против задолженности, организации «Monts de Piété»[23], которые освобождают христиан от их кредиторов-евреев, и благодаря исчезновению предприятий с чисто итальянским капиталом. После Павла IV Карафы [128] папой становится в 1559 г. Пий IV, которого совершенно затмевает его же государственный секретарь Карло Борромео; имя этого папы связано с завершением Тридентского собора. Пия IV, человека эпохи Возрождения, наследника богатой миланской семьи, сменил 6 января 1566 г. Пий V, человек страстный и нетерпимый, склонный к большим делам, который вернулся к проекту Пия II: создать Лигу христианских государей против турок. Ему это удалось, он познал радость победы в битве при Лепанто 7 октября 1571 г. и умер 1 мая 1572 г.

При папе Григории XIII политика Святого престола резко сменила направление. Вместо тщетных попыток организации крестового похода против ислама начинается открытая борьба против западной ереси. С начала 1572 г. папа пытается помешать войне между Францией и Испанией, посылает к Екатерине Медичи нунция Сальвиати, persona grata, и поздравляет королеву-мать с убийствами во время Варфоломеевской ночи. Папа Сикст V (1585—1590 гг.) наделен умом государственного деятеля и жаждой власти. Бунт, мятеж вызывают у него отвращение, откуда бы они ни исходили. Его программа для Франции — война с ересью под руководством короля. Действия Гизов затрудняют выполнение этой программы. 9 сентября 1585 г. папа издает буллу, в которой лишает Генриха Наваррского и принца Конде прав на французскую корону как еретиков [129] и отступников и освобождает от клятвы верности всех, кто присягал им. Отман[24] отвечает ему, написав «Brutum fulmen Рарае Sixti V»; Парламент восстает против угрозы теократии. От берегов Средиземного моря крестовый поход обращается против Англии, когда в феврале 1570 г. Елизавета Английская была отлучена от церкви. После неудачи непобедимой армады Сикст V перестает гневаться на Венецию, признающую Генриха IV. В Париже лигисты возмущаются подобным папой-«политиком». В 1590 г. появляется папа Григорий XIV, «во всем лигист и во всем испанец». Его бреве (послание) от 28 марта 1591 г. вновь провозглашает отрешение короля от власти и грозит отлучением от церкви тем, кто останется ему верным. По совету своего племянника папа посылает против еретика армию и разрешает священникам участвовать в этом новом крестовом походе. Климент VIII (1592—1605 гг.) испытывает некоторые угрызения совести, накануне согласия Генриха IV на возвращение к католицизму. Он успешно противостоит проискам сторонников галликанства и старается примирить Францию с Испанией. В конце века Вечный город приобретает новое величие, освободившись [130] от испанской опеки. Поощряя набожность в любых проявлениях, а также покровительствуя искусствам, театру и просвещению, инициировав движение по обновлению монастырей и епископств, католическое Возрождение отправляется на новое завоевание Европы.

Руками и мозгом католического мира остается Испания, присоединившая Португалию в 1580 г. После этого «поворотного момента века» политика Испании полностью сосредоточилась на океане и Западной Европе, куда ее уже влечет рост могущества Амстердама. Если банкротство 1575 г. ознаменовало окончание первого периода правления Филиппа II, то приток драгоценных металлов внезапно пополнил испанскую казну, предназначенную для войны, и увеличил возможности испанской экспансии в западном направлении (Бродель). Для Франции, если принимать во внимание тесную религиозную и финансовую взаимосвязь, Испания представляет собой тройной соблазн: Италия, Нидерланды и «Индии». Итальянская проблематика очень скоро сходит с повестки дня: по возвращении из Польши Генрих III оставляет несколько крепостей, которые Франция сохранила при заключении мира в Като-Камбрези и по договору в Фоссано (1562 г.), и оставляет за собой только маркграфство Салюс. Герцог Савойский, другой крупный борец за дело католиков, стремится при помощи Лиги восстановить бывшее королевство с центром в Арле и [131] захватывает Салюс в 1588 г. 17 января 1601 г. в Лионе он заключает мир с Генрихом IV на основе взаимных уступок и обмена территориями, расположенными «по ту и по другую сторону гор». Окольный путь из Милана в Брюссель вдоль границы через Франш-Конте и Лотарингию, принадлежащую герцогу, остается свободным, эти места являются бастионами борьбы против Реформации. Вторая проблема — это Нидерланды. Восстание, которое разрывает единство XVII провинций и приносит северным провинциям независимость, возобновляется снова и снова. Франция многократно пытается вмешаться. Сначала, после третьей религиозной войны, в связи с «морскими гезами», которые 1 апреля 1572 г. захватили город Бриль; Колиньи пытается вовлечь в события Карла IX. Наступает Варфоломеевская ночь, «поворотный момент века», как сказал Мишле. «Не оказавшая длительного влияния на французскую политику», — возражает Ф. Бродель. Один из них думает о символе, о роли протестантской Франции в раскладе сил и идей, другой видит реальность, в который линия французской внешней политики остается неизменной: действительно, на Средиземноморье епископ Дакса проводит антииспанскую политику, что не препятствует перевозке драгоценных металлов в Испанию в конце 1572 г. через Францию: атлантические морские пути ненадежны. Так происходит до тех пор, пока Филипп [132] II не соглашается на средиземноморский путь через Барселону в Геную. Претендент на руку Елизаветы герцог Анжуйский вновь рассматривает проекты Колиньи, но терпит двойное поражение: в Англии и в Нидерландах. «Вечная невеста» отказывается в последний момент. Попытка претендента на ее руку навязать себя в Антверпене (17 января 1583 г.)[25] заканчивается его бегством, сохранен лишь Камбре. Это конец лишенных величия попыток династии Валуа что-то предпринять в Нидерландах, конец двусмысленной политики, которая не позволяет ни отказаться от представляющегося случая, ни идти до конца, и оставляет открытой северную границу. И, наконец, последняя попытка — это «Индии», также связанные с большими проектами династии Валуа, с военными и религиозными идеями Колиньи. Адмирал думает о том, что французы и гугеноты должны обосноваться во Флориде и в Бразилии. Эти проекты частично начинают выполняться, но после контрдействий со стороны испанцев и португальцев они сворачиваются. Флот Строцци разбит в 1582 г. маркизом де Санта-Круз. Это неудача попыток династии Валуа поразить Филиппа II в самое сердце. [133]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религиозные войны"

Книги похожие на "Религиозные войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жорж Ливе

Жорж Ливе - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жорж Ливе - Религиозные войны"

Отзывы читателей о книге "Религиозные войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.