» » » » Жорж Ливе - Религиозные войны


Авторские права

Жорж Ливе - Религиозные войны

Здесь можно скачать бесплатно "Жорж Ливе - Религиозные войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жорж Ливе - Религиозные войны
Рейтинг:
Название:
Религиозные войны
Автор:
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-17-026251-5, 5-271-10216-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религиозные войны"

Описание и краткое содержание "Религиозные войны" читать бесплатно онлайн.



Религиозные войны во Франции, кульминацией которых стала Варфоломеевская ночь, начались в 1559 г. со смертью короля Генриха II и закончились подписанием Нантского эдикта в 1598 г. Они были региональной составляющей потрясавшего Европу XVI в. конфликта, связанного с движением Реформации. В книге Ж. Ливе в сжатой форме изложены исторические, экономические и политические аспекты эпохи религиозных войн.

Жорж Ливе — заслуженный профессор Страсбургского университета им. Марка Блока.






Чрезвычайное собрание проводится в городе Сен-Поль-Труа-Шато (провинция Дофине), с 14 по 16 ноября 1584 г. Ж. де Серр [58] объясняется по поводу различных инкриминируемых ему обвинений, в частности, по поводу взглядов на свободу воли и предопределения, а также таинства евхаристии. В 1596 г. он представляет церковь Орана на общенациональном синоде в Сомюре. В 1597 г. он издает тиражом в 100 экземпляров свою «Гармонию», или «Apparatus», и публикует «Пожелания мира в церкви и в королевстве». Генрих IV интересуется этим трудом. Напомнив, что все христиане едины во мнении относительно целей и путей к спасению, «по которому они пойдут, ведомые одним и тем же Спасителем и Искупителем», он провозглашает одно пожелание: «согласие в церкви относительно истин и мир в королевстве; дело это поистине божественное, а не людское, и, по всей видимости, скорее желаемое, чем вызывающее надежду». Не теряя надежды, Ж. де Серр пытается в серии статей уточнить формулу согласия. Эта формула представляет собой любопытную смесь авторитаризма и свободы, которая может понравиться королю, но не церквям:

ПРОЕКТ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДВУХ КОНФЕССИЙ ВО ФРАНЦИИ.

1. Символ веры будет изложен общими словами и будет включать верования, признаваемые обеими конфессиями, не касаясь вопросов, по которым не будет согласия. [59]

3. Будет учрежден пост патриарха, который будет зависеть только от короля и не будет иметь права вступать в брак, как и епископы...

4. Епископы и архиепископы, избранные приходским духовенством, будут назначать трех достойных уважения и высокоученых людей не моложе 30 лет, из которых король будет выбирать одного...

13. Литургия подвергнется изменениям и будет проводиться на общепринятом разговорном языке...

14. Вечерняя месса будет состоять из религиозных гимнов и псалмов на французском языке.

15. Будет реформирована также значительная часть второстепенных церемоний, отменены факелы на похоронах, будет изменена часть процедуры канонизации, а также процессии и паломничества и поза священника в алтаре; насколько возможно, умы будут отвлечены от того, что не относится к религии.

16. Из церквей будут убраны иконы.

17. Причащаться будут на коленях телом и кровью Христовыми.

18. Исповедоваться будут до причащения...

23. Самыми главными будут таинства крещения и причастия (евхаристии).

24. Таинством станет также и миропомазание...

26. Будут соблюдаться Великий и другие посты...

27. Святые будут почитаться, но без непосредственных обращений к ним с молитвами, молитвы будут обращены к одному лишь Господу Богу.

28. Будут изменены формулы прощения и отпущения грехов; народу будут даны разъяснения, что отпущение грехов следует основывать на крови Иисуса Христа.  [60]

Этот проект представляет определенный интерес и предполагает взаимные уступки, но, как утверждает его автор, «это и есть самое трудное: большинство католиков уже твердит о том, что им приходится слишком много уступать, а их противники уступят слишком мало, и католики боятся быть обманутыми».

На собрании в Ниме (ноябрь 1597 г.) вновь выступает де Серр. Пасторы требуют, чтобы им представили точку зрения Т. Беза. Из Женевы рассылают циркуляры пасторам-министрам Берна, Цюриха, Шаффхаузена, Базеля, Гейдельберга, Гааги и Амстердама, прося их прийти на помощь французским протестантам увещеваниями и советами, умолять их сохранить вечными и нерушимыми как доктрину, так и дисциплину, отвергать любые нововведения и не прислушиваться к тем, кто, будучи увлечен обманчивой ловкостью некоторых лиц или обманчивой надеждой на мир, мечтает о примирении тьмы и света, папизма и христианства или примирении обеих конфессий. Тем временем Ж. де Серр, 30 ноября 1597 г. ставший королевским историографом, умирает 19 мая 1598 г. Синод в Монпелье осуждает его писания «как содержащие множество ошибочных предложений...». Синод в Гапе (октябрь 1603 г.), настоявший на включении в символ веры резкой дополнительной статьи, в которой папа именуется Антихристом, еще подумывает о том, чтобы заняться [61] вопросом о слиянии двух церквей, но дальше этого дело не идет.

Попытка сближения выглядит преждевременной, тем более, что во время «волнений» обе конфессии ужесточили свои доктрины, уточнили точки противоречий и структурировали свою организацию. Наследие Тридентского собора долго будет сказываться на духовном развитии христианства и всей западной цивилизации. Именно этим объясняется расцвет пасторской деятельности и миссионерства во Франции в период правления Людовика XIII и Людовика XIV (Р. Тавено ). Добавим к этому «барочную культуру в области искусств и литературы в европейских масштабах». [62]

Глава III.

ПАРТИИ И ИХ ПРОГРАММЫ

Провести точную грань между церковью и партией как у протестантов, так и у католиков, довольно сложно; тем не менее, сделать это необходимо. Партия, в отличие от церкви, имеет организацию, рекрутирует своих членов и проводит некую политику. В зависимости, прежде всего, от военной обстановки, партия меняет свою структуру, своих руководителей и своих союзников, что иногда компрометирует церковь в глазах современников.

1. Протестантская партия.

На протяжении второй половины XVI в. мы наблюдаем существование самой настоящей протестантской партии, отличиями которой являются как способ пополнения ее рядов, так и сама ее программа.

К церковной структуре прибавляется военная; возникает и развивается партия, располагающая солдатами, имеющая своих вождей, руководителей и финансовые средства. Стремясь [63] не выходить за рамки законности, которую эта партия не мыслит иной, нежели монархическая, она обращает свой взгляд на принца крови. Это принц Конде, супруг Элеоноры де Руа. С 1559 по 1562 г., желая играть определенную роль сначала перед лицом Гизов, затем во времена Регентства, этот принц вовлекает церковь в аристократические и демократические движения. Он принимает титул Главного защитника французских церквей, за его спиной сторонники-дворяне, роль которых очень хорошо показана Мишелем Франсуа: «Несмотря на ослабление вассальной зависимости, в дворянском сословии еще остается некая система отношений преданности, не зависящая от экономической конъюнктуры». Генрих III захочет возродить деревенское дворянство, живущее на своих землях, как хорошо показал Л. Ромье, в тесной связи с крестьянством. Этот союз в конце века слабеет: дворянство пытается превратиться в военную касту, крестьянин же, несущий на себе все тяготы войны, сам берется за оружие или переходит на сторону королевской власти. Королевские и муниципальные чиновники, торговцы и купцы с юга страны привносят дух, способствующий автономизации коммун, свободному рассмотрению государственных дел, а также вопросов веры. Противники обвиняют их в том, что они хотят создать во Франции «народное сословие» и республиканское правление в провинциях. [64]

Означает ли это, что реформированная, протестантская церковь революционна в политике? Скорее следовало бы вслед за Р. Нюрнбергером использовать термин «радикализм». Это отличало ее от лютеранства, ставившего своей целью создание чисто духовной церкви и глубинные изменения человека. Французский протестантизм, вдохновленный Кальвином, с самого начала претендует на то, чтобы заставить слово Божье управлять всеми человеческими поступками, в том числе и политическими действиями: без сомнения, речь шла об усовершенствовании человека, но в основном об усовершенствовании общества через государственную власть, находящуюся на службе слова Божьего.

«После Варфоломеевской ночи государство треснуло и расшаталось, — напишет позже Дюплесси-Морне, — после того, как вера короля в его подданных и вера подданных в короля, который единственный сплачивал страну, была столь оскорбительно разрушена». В целом гугенотская партия остается верной монархии, ее публицисты стараются изменить природу монархии, а также способ назначения монарха, исходя из критического рассмотрения принципа верховной власти. В своем трактате «Франко-Галлия...» Отман, анализируя историю Франции, находит аргументы в пользу выборной ограниченной монархии. «Народ существует не для того, чтобы покоряться королю, скорее, король существует ради [65] народа». Не из этого ли исходил Аристотель, отличая хороших правителей от плохих? В своем труде «О том, что гражданским властям подобает карать еретиков», Беза касается вопроса о праве на восстание, вставая на точку зрения естественного закона, преимущественно на исконное право Галлии. Принципиальная декларация: власти созданы для блага народа, а не народ для блага властей; могущество властей, сколь велики и сильны бы они ни были, зависит от силы народа, который их избрал. В Варфоломеевскую ночь власть злоупотребила своей силой, король повел себя как тиран, поэтому сопротивление было законным. В своем совместном труде «Иск к тиранам» Дюплесси-Морне и Ланге поднимают те же проблемы и дают сходные ответы на заданные вопросы: бунт оправдан, если нарушены божьи законы и обоюдный договор, заключенный во имя общего блага между королем и народом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религиозные войны"

Книги похожие на "Религиозные войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жорж Ливе

Жорж Ливе - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жорж Ливе - Религиозные войны"

Отзывы читателей о книге "Религиозные войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.