» » » » Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.


Авторские права

Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Скопус», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.
Издательство:
«Скопус»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
965-555-228-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Описание и краткое содержание "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." читать бесплатно онлайн.



Эта монография собирает и анализирует все доступные материалы относительно истории и судьбы евреев в небольшом штетле (местечке) Мстиславль в Белоруссии — от первого известного еврейского присутствия в штетле несколько сотен лет назад к трагическим дням Холокоста. История еврейской общины Мстиславля описана не в изоляции от общей истории Мстиславля, но как часть истории этого города. Монография описывает жизни и достижения удивительно большого количества известных мстиславских евреев, которые сделали большие улучшения научных и социальных теорий во многих областях человеческих знаний. Особое внимание было обращено на трагические дни 1941, когда почти все еврейское население, включая детей, женщин и пожилых людей, истреблялось нацистами. В монографии дан полный список евреев, убитых нацистами во время Второй мировой войны. В сущности история евреев Мстиславля, описанных в этой монографии, является типичной историей многих еврейских штетлов Восточной Европы.






Из лиц духовных профессий только раввин был достаточно обеспечен, поскольку его содержала община. Прочий же духовный персонал, как и основная масса евреев, жил бедно. Особенно бедствовали меламеды — школьные учителя, которым не хватало основного заработка и приходилось подрабатывать. По религиозным соображениям рождаемость в еврейских семьях не ограничивалась и поэтому семь и более детей в семье ни у кого не вызывало удивления. У Дубновых было десять детей и жили они в небольшой квартире из трёх комнат, после того, как их дом сгорел во время большого пожара.

Их соседом одно время был шапочник Лейбе Киржнер, который являлся запевалой в мстиславской синагоге. Жил Лейбе в жалком домике на краю обрыва. В воскресенье утром можно было видеть его грызущим "оставшийся от субботы маленький кусочек белого хлеба перед выходом на рынок с готовой шапкой, но без уверенности, что он продаст её за 20 копеек и сможет купить ковригу чёрного хлеба на прокормление семьи."(15)

В деревне Заречье у моего прадеда было четырнадцать, а у его соседа сапожника Кролла — 18 детей. При бедной нищенской жизни в деревнях многие дети умирали в детстве. Отмечалась, например, большая смертность в 1860 году. В этом году умер 91 человек, из них 57-дети до 5 лет. Самому старому человеку в этом году было 70 лет.

Необходимо отметить, что бедным семьям помогали те, кто был побогаче, особенно в еврейские праздники. Ни одна бедная еврейская семья в пасху не оставалась без мацы. В складчину помогали всем обездоленным. Помогали еврейской бедноте и евреи, принявшие православную веру.

Существовала (14) целая система еврейских благотворительных учреждений, стремящихся своими практическими действиями поддержать бедных и укрепить еврейскую общину. Наиболее распространёнными были следующие хэвросы (союзы и братства):

Хэвра-кадыша — святое братство для погребения умерших.

Хэвра-линос — братство ночующих — члены его ухаживали за больными в бедных семействах.

Бикур-холим — общество, дающее средства для посещения, излечения и поддержания семейства больного.

Лехем-эвионим — братство для снабжения бедных хлебом.

Малбиш-арумим — братство, снабжающее бедных одеждою.

Махзикей-иесомим — покровители сирот, общество, устраивающее судьбу сирот бесприютных.

Талмуд-тора — общество для обучения бедных, благодаря которому среди евреев почти не было безграмотных, т. е. не умеющих читать и писать на еврейском языке.

Гамилат-хоседим — братство, дающее капиталы в займы без процентов, для поддержания обедневшего торговца или ремесленника.

Гахносас-кала — братство, заботящееся о выдаче замуж бедных девиц и снабжающее их приданым.

Шадхоним — мужчины-сваты, занимающиеся устройством браков и наблюдающие, чтобы не было между евреями безбрачных.

Пац (Поэль-цедек) — общество, содействующее ремесленным мастерам.

Моэс-хотим — общество, заботящееся о снабжении бедных мукой на праздник Песах.

Гекдеш — общественное заведение для приюта бедных, странствующих евреев и для больных.

Плетен — Тейлер — лицо, выдающее бедным билеты для принятия их на субботу и праздники к состоятельному еврею.

Для постоянного и энергичного выполнения членами братств своих обязанностей, управления братств часто обновлялись и непрерывно контролировались. Один или два раза в год члены братств собирались и назначали избирателей, которые выбирали:

— старшин братства, заведовавших делами по очереди, большей частью помесячно,

— поверенного или казначея,

— счётчика для проверки казначея и действий управления.

Отношения между евреями и христианами, также как и с администрацией города в эти годы были спокойными.

Несмотря на некоторую замкнутость и обособленность, в чём нередко обвиняли евреев, мстиславская еврейская община принимала активное участие в общегородских празднествах, проявляя спокойствие и верно — подданнические настроения. Вот как, например, описывались в "Могилёвских губернских ведомостях" два праздника, прошедшие в Мстиславле в 1862-63 гг.

В сентябре 1862 года отмечалось 1000-летие России с торжественной литургией в соборе и богослужением в еврейской школе, на которое были приглашены чиновники и почётные граждане из христиан.

Во время богослужения музыканты — евреи несколько раз играли гимн "Боже царя храни", в конце которого раздавались крики "Ура". В завершение богослужения старший раввин предложил тост за здоровье и долголетие императора и всего царского дома.

Во время празднования все жители независимо от вероисповедания собрались на городской площади. Бедные люди и арестанты были угощены за счёт общества.

10 мая 1863 года в Мстиславле отмечался православный праздник перенесения мощей Николая Чудотворца, который являлся также полковым праздником квартировавшего в городе Черниговского пехотного полка. В праздновании, принимало участие как православное, так и еврейское общество. Командир полка поздравил евреев и разрешил им пропеть молитву на еврейском языке в честь государя.

Основной текст песни, пропетой евреями, был выбран из изречений священного писания и дополнен чествованиями. Песня отличалось особой торжественностью и восторженной мелодией и называлась " Молитва за царя" (имелся в виду император Александр Второй):

"Царь всех царей милым сердцем своим да продлит ему (царю) жизнь, охранит и спасёт от всякого несчастия и недуга, повергнет народы к ногам его, низвергнет врагов его перед ним и куда он не обратится, да будет счастье с ним. Царь всех царей да вселит в сердце его и всех его советников и сановников милосердие и оказание добра нам и всем Израильтянам. В дни его и наши да окрепнет Иуда и Живёт Израиль в спокойствии и да придёт Сиону избавитель."

На площади были приготовлены столы, наполненные яствами и "русским горячим вином." Командир полка полковник Август Карлович Фон- Витте угостил приглашённых прекрасным обедом, особым для чиновников и купцов и особым из фруктов для еврейского общества. Во время обеда играла еврейская музыка.

Все умершие в Мстиславле находили себе покой на одном кладбище, поделённом на участки по религиозному признаку: православный, католический и еврейский. Несмотря на общий миролюбивый характер взаимоотношений в истории всё же остались сведения о том, что существовали споры между православной и еврейской общинами о местах захоронения на кладбище (А6). Сейчас границы между участками стираются.


Важными событиями в истории Мстиславля и его еврейской общины в 19 веке были часто возникающие пожары.

В 1858 году большой пожар уничтожил около 500 зданий в центральной части Мстиславля. Сгорел и каменный двухэтажный дом семьи Дубновых ("дэр Мойэр"), стоявший напротив городского бульвара — источник благосостояния всей семьи. После пожара родители будущего историка вместе с десятью детьми вынуждены были долгое время скитаться по чужим съёмным квартирам, а их дом ещё в течение десятилетий стоял разрушенным, и только в нижнем этаже были кое-как отстроены служебные помещения для лавок и товарных складов. С. М. Дубнов вспоминал, что " в годы детства и юности он часто с грустью смотрел на длинный фасад верхнего этажа, без крыши, с десятками больших дыр вместо окон, глядевших слепыми глазами на противоположный городской бульвар." Во время пожара сгорели каменное здание присутственных мест, соборная церковь, здания римско — католического кармелитского монастыря и уездного училища, бывший царский дворец, бернардинский костёл и многие другие. Эта катастрофа создала особую местную эру. Долго ещё отмечалось время событий относительно даты пожара. Говорили так: "это случилось через столько-то лет после большого пожара". Едва только город оправился от бедствия, отстроив сгоревшие дома частью на страховые деньги, частью с помощью казённого займа, как произошёл второй пожар, от которого пострадало много домов и построек, в том числе сгорели до основания торговые лавки. Это было в тревожное время польского восстания 1863 г., когда в городах западного края шли непрерывные поджоги. И страховые общества отказывались принимать страхование домов от огня. Таким образом, погорельцы оказались в очень сложном, а иногда и безвыходном положении. Эти пожары, лишившие последнего достояния большую часть городского населения, подорвали и торговлю Мстиславля. В 1862 году из 37 мстиславских купцов торговали только 19, в дальнейшем их количество ещё уменьшилось. После пожара 1858 года жителям была выдана из казны денежная ссуда до 87.000 рублей на постройку домов с рассрочкой вначале на 6, а потом на 36 лет, но это не восстановило благосостояние жителей, а ввело их в неоплатный долг у правительства. Ссуда покрыла лишь небольшую часть понесённых имущественных убытков и дала возможность на месте сгоревших хороших домов построить лишь небольшие избы. И при этом погорельцы остались без средств к жизни и не могли вносить в казну рассроченную ссуду и проценты на неё. Мстиславль ещё долгие годы нёс печать опустошительных пожаров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Книги похожие на "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Цыпин

Владимир Цыпин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Отзывы читателей о книге "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.