» » » » Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.


Авторские права

Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Скопус», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.
Издательство:
«Скопус»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
965-555-228-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Описание и краткое содержание "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." читать бесплатно онлайн.



Эта монография собирает и анализирует все доступные материалы относительно истории и судьбы евреев в небольшом штетле (местечке) Мстиславль в Белоруссии — от первого известного еврейского присутствия в штетле несколько сотен лет назад к трагическим дням Холокоста. История еврейской общины Мстиславля описана не в изоляции от общей истории Мстиславля, но как часть истории этого города. Монография описывает жизни и достижения удивительно большого количества известных мстиславских евреев, которые сделали большие улучшения научных и социальных теорий во многих областях человеческих знаний. Особое внимание было обращено на трагические дни 1941, когда почти все еврейское население, включая детей, женщин и пожилых людей, истреблялось нацистами. В монографии дан полный список евреев, убитых нацистами во время Второй мировой войны. В сущности история евреев Мстиславля, описанных в этой монографии, является типичной историей многих еврейских штетлов Восточной Европы.






Последующий период истории Мстиславля до половины 14 века мало изучен. Известно, что к этому времени он вырос и превратился в главный город Белорусского Посожья. Под защитой его укреплений быстро развивалась торговля и ремесленничество. Город в это время входил в состав Смоленского княжества. Татарского ига он избежал. В 1359 году литовский князь Ольгерд (1296–1377 гг.) штурмом взял город и оставил там своего наместника. Существуют сведения о том, что местное духовенство и знать перешли на сторону князя Ольгерда и Мстиславль вошёл в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ) добровольно.


Великое княжество Литовское -15 век


Сын Ольгерда, Лугвений-Симеон (1351–1431 гг.), стал родоначальником династии князей Мстиславских, игравших видную роль в борьбе Великого Княжества Литовского с Москвой в 14–16 веках. По его имени Мстиславские князья в актах обыкновенно звались Лугвениевичами.

То, что Мстиславль был пограничным городом ВКЛ, предопределило его драматическую судьбу, потому что смоленские князья никогда не хотели примириться с потерей Мстиславля. В 1386 году смоленский князь Святослав решил в союзе с Полоцким князем Андреем отнять у Литвы отторгнутый у Смоленска Мстиславль. На Мстиславль были направлены большие силы, которые по пути свирепствовали "и нещадно мучаху различными казньми мужей и жён и детей, а в иных в избах запирающе зажигаху, а младенцев на кол востыкаху"(9)

Осада города началась 18 апреля 1386 г. и продолжалась 11 дней. Благодаря местным жителям, не пожелавшим подчиниться Смоленскому князю, Лугвению удалось удержать за собой Мстиславль. Князь Лугвений-Симеон проявлял глубокое уважение к православной вере, воспитанное его матерью Марией Витебской. В 1380 году им был основан Пустынский Успенский монастырь, в 8 км от Мстиславля, а затем и Онуфриев монастырь. Но не только преданностью православной вере известен в истории князь Лугвений. При нем были заложены основы общественной и политической жизни Мстиславля. Сохранилась грамота, которая определяла права и привилегии жителей города и его окрестностей.

Грамота интересна тем, что даёт представление и о некоторых сторонах бытовой, общественной и государственной жизни тех лет: земля считалась княжеской и все землевладельцы (даже богатые бояре) за пользование землей обязаны были платить пошлины или самому князю или его наместникам. Кроме того, они должны были нести военную службу у Лугвения. От взноса земельной пошлины, как видно из грамоты, землевладельцы могли освобождаться за особые заслуги перед князем, который имел свой княжеский суд для привилегированного сословия. Остальное население Мстиславля (и бояре в том числе) подлежали суду княжеских "урядников и десятников городских". Лугвений-Семеон прославился во время Грюнвальдской битвы 1410 года. В самый разгар сражения, когда польские войска дрогнули и отступили, а другие полки охватила паника, только воины мстиславского князя смогли задержать крестоносцев и дали возможность великому князю литовскому Витовту привести армию в порядок и разбить врага.

Достойным преемником князя Лугвения был его сын Юрий, правивший в Мстиславле с 1431 по 1455 год. После смерти Юрия Мстиславлем стал править его сын Иван (1455–1495 гг.)

Князь Казимир Четвёртый, правивший в это время Великим княжеством Литовским, стремился насильно заставить население Мстиславля принять католическую веру. Иван Юрьевич противился этому, и все свои силы посвятил поддержанию в своем княжестве православия. Поэтому Пустынский и Онуфриевский монастыри пользовались особым вниманием князя. Развалины этих монастырей сохранились до настоящего времени. Обе эти обители владели обширными землями и имели большие пасеки пчел. Бортный промысел давал большую прибыль мстиславскому княжеству при тогдашнем богатстве его лесами. В княжеском дворе Иван Юрьевич построил в 1463 году соборный храм во имя Пресвятой Троицы. Со смертью Ивана прекратился род мстиславских князей и постепенно стала исчезать былая самостоятельность мстиславского княжества.(46)

Являясь пограничным городом, Мстиславль в первой половине 16 века оказался в самом центре военных действий на долгие годы. Так, в 1500 году московские войска уничтожили под Мстиславлем 7 тысяч литовцев, опустошили и разорили окрестности города.


Штурм Мстиславля


Однако мощный, хорошо укрепленный мстиславский замок не позволил им захватить город. Околицы же Мстиславля были сожжены отрядом русских воевод. Попытки захватить Мстиславль продолжались и в 1501, 1502, 1505 и 150 гг. При этом сжигались окрестные деревни. Поэтому в первой половине 16 в. осуществляется значительное усиление обороны мстиславского замка и оснащение его огнестрельным оружием. Для выполнения работ по укреплению замка привлекались люди и из других мест: Могилева, Кричева, Чечерска, Пропойска. В 1535 году русские войска опять осадили Мстиславль, однако встретили упорное сопротивление и отступили.

В 1569 году, в соответствии с Люблинской унией, Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство — Речь Посполита. Мстиславское староство при этом было переименовано в воеводство.

Название воеводства присваивалось лишь крупным территориальным единицам или таким, которые имели важное военное и политическое значение. В состав его, кроме Мстиславля, вошли города Могилёв, Шклов, Орша, Быхов, Пропойск, Чаусы, Кричев, Дрибин, Рясна и Хиславичи. Воеводство имело герб "Погоня" на красном поле. Продолжалось усиление оборонительных сооружений. В городе размещался постоянный гарнизон и находились большие запасы оружия и продовольствия.


Речь Посполита


Мстиславское воеводство


Часть 2. Откуда пришли евреи?

Откуда и когда пришли евреи на мстиславщину? Наверно тогда же и теми же путями, что и все евреи восточной Белоруссии. Мы не знаем это точно и можем лишь проследить основные направления их миграции. Бесспорно, что они появились здесь позже, чем в других местах Белоруссии, поскольку Мстиславль был всегда пограничным городом с Россией, а туда переселение евреев запрещалось долгие годы.

Большинство историков считают, что основная масса евреев, вероятнее всего, переселилась в Белоруссию из Польши и Литвы, а туда из Германии, где евреи в основном жили на берегах Рейна, и других стран Западной Европы. Потомков этих евреев назвали ашкеназами. Не исключено, что некоторая часть из них появилась из Крыма или Кавказа, куда они перебрались ещё в древние времена.

Известно, что в Польше небольшое число еврейских семей поселилось после первого крестового похода в конце 11 века. Найдены польские монеты 12 века с надписями на иврите, изготовленные мастерами — евреями. В городе Вроцлаве найдена могильная плита с надписью на иврите в честь погребённого кантора:

"Рабби Давид сладкоголосый сын Сар Шалома умер 25 ава 4963 (1203 года)".

Имеются сведения, что в 1173 польский король разрешил евреям заниматься экономической деятельностью и запретил насилия над ними.

В Киевской Руси постоянное еврейское население появилось в конце 10-го — начале 11 веков. О них сообщается в летописи Нестора в 1113 году. Отношение к ним было вполне удовлетворительное. Однако во время татаро-монгольского нашествия на Киев, в 1239 году еврейская община была разорена и восстановилась только к середине 15 века за счёт переселенцев из Польши.

Начиная с 13 века, торговля и ремесла в Западной Европе становились монополиями торговых гильдий, в которые евреев не принимали. (По некоторым сведениям(5) первые поселенцы в Белоруссии появились уже в 12 веке). Польша же после татаро-монгольского нашествия 1241 года была опустошена и разорена. Поэтому она была заинтересована в притоке предприимчивых евреев из Германии и других стран.

Правовое положение евреев в Польше было определено "привилегией 1264 года", выданной удельным князем Болеславом Благочестивым и подтверждённой в последующие годы. Она защищала не только личную безопасность евреев, но и синагоги, кладбища, а также давала свободу передвижения и экономической деятельности.

В 14 веке усилился поток евреев из Германии. Там против них в этот период были осуществлены жесточайшие репрессии, связанные в частности со страшной эпидемией чумы, в распространении которой обвинялись евреи. (В этой связи интересным является тот факт, что самую эффективную сыворотку от "чёрной смерти" создал еврей Хавкин Владимир Аронович — бактериолог, доказавший инфекционную природу этой страшной болезни). Обвиняли евреев и в осквернении храмовых предметов и ритуальных убийствах. Поэтому четырнадцатый век для евреев Германии был назван "веком мученичества". Притеснениям подвергались евреи и во Франции. Французский король Филипп Красивый в 1306 году изгнал евреев из Франции, конфисковал их имущество и даже подарил парижскую синагогу своему кучеру. Десятки еврейских общин были разрушены католическими фанатиками во Франции в 1320 году. Также как и в Германии, французские евреи были обвинены в отравлении колодцев, рек и источников, распространении чумы и в 1349 году около двух тысяч евреев Страсбурга стали жертвами этой чудовищной лжи. Их согнали на кладбище и сожгли в деревянном сарае.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Книги похожие на "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Цыпин

Владимир Цыпин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Отзывы читателей о книге "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.