» » » » Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.


Авторские права

Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Скопус», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.
Издательство:
«Скопус»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
965-555-228-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Описание и краткое содержание "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." читать бесплатно онлайн.



Эта монография собирает и анализирует все доступные материалы относительно истории и судьбы евреев в небольшом штетле (местечке) Мстиславль в Белоруссии — от первого известного еврейского присутствия в штетле несколько сотен лет назад к трагическим дням Холокоста. История еврейской общины Мстиславля описана не в изоляции от общей истории Мстиславля, но как часть истории этого города. Монография описывает жизни и достижения удивительно большого количества известных мстиславских евреев, которые сделали большие улучшения научных и социальных теорий во многих областях человеческих знаний. Особое внимание было обращено на трагические дни 1941, когда почти все еврейское население, включая детей, женщин и пожилых людей, истреблялось нацистами. В монографии дан полный список евреев, убитых нацистами во время Второй мировой войны. В сущности история евреев Мстиславля, описанных в этой монографии, является типичной историей многих еврейских штетлов Восточной Европы.






За невыполнение этого закона строго взыскивали. Поэтому богатые евреи стали продавать свои поместья или сдавать их в аренду на определённых условиях христианам. Так пришлось поступить прапрапрадеду С.М. Дубнова Бенциону Хацкелевичу… Ему удалось в уезде купить крупное имение с большим количеством крепостных крестьян, хотя юридически он числился арендатором. При Александре Первом, когда закон о запрещении евреям владеть заселёнными поместьями стал применяться строже, Бенциону пришлось переоформить своё имение на каких-то условиях на христиан, а его потомки продолжали получать плату с новых владельцев ещё долгое время, вплоть до освобождения крестьян. Доходы с имения позволили его сыну Зееву-Вульфу заниматься религиозной деятельностью. Он стал выдающимся талмудистом и в течение многих лет читал в мстиславской синагоге лекции по Талмуду и раввинской литературе.

Приобретать землю евреям запрещалось, но аренда для личного труда разрешалась. Поэтому иногда евреи становились арендаторами помещичьих имений, но таких арендаторов было мало.

В этот период Мстиславль теряет своё стратегическое значение города- крепости. Изменился и его облик. В 1783 году городу был дан специальный геометрический план, по которому он делился собственно на город и 11 форштатов (слобод, предместий). Количество населения города без форштатов составило 2850 человек, из них евреев — 959 человек. Во второй половине 18 века по данным мстиславского учёного и краеведа Краснянского(28) в городе были 3 каменные и 9 деревянных синагог. Тогда же у евреев была ещё молитвенная школа, которая упоминалась в городских хрониках с 1780 года и обозначалась на планах города конца 18 — начала 19 века на участке, носившем название "Школище".

После присоединения Мстиславля к России, несмотря на обещание русского правительства сохранить евреям прежние права и льготы, их права были ограничены, и действительное положение ухудшилось.


Часть 4. Девятнадцатый век

По свидетельству члена Петербургской Академии наук В.С. Севергина, в Мстиславле в 1803 году было 498 деревянных домов, 87 лавок, 5 православных церквей и 3 костела.

Главным фактором экономического развития Мстиславля в 19 веке был домашний промысел. Быстрыми темпами развивалось ремесленничество, в котором все чаще стал использоваться наемный труд, но создавались только мелкие предприятия. Это объясняется как отсутствием полезных ископаемых, так и отдалённостью железных дорог. Единственным видом транспорта был гужевой. Мстиславский уезд в те времена представлял своеобразный уголок Могилёвской губернии. Плодородная почва позволяла выращивать хорошие урожаи проса, конопли и пшеницы. Часть населения промышляла лесными изделиями, занимались обработкой кожи, изготавливали обувь и глиняную посуду. Помещичьи крестьяне прибрежных селений на плотах и барках привозили в города дрова на продажу. Мстиславские купцы торговали конопляным маслом, медом и воском, пенькою, хлебом и лошадьми, а из России привозили соль, стекло, ткань и другие товары.


4.1 При Павле Первом

Политика Павла Первого (1796–2001 гг.) по отношению к евреям отличалась терпимостью.

Павел разрешил хасидам открыто исполнять религиозные обряды и велел освободить из Петропавловской крепости главу белорусских хасидов. Он отрицательно относился к лживым попыткам обвинять евреев в ритуальных убийствах.

Когда в Сенненском уезде Витебской области, что совсем недалеко от Мстиславля, рядом с корчмой был обнаружен труп женщины, то находившихся в корчме четырёх евреев обвинили в ритуальном убийстве, лишь на основании разговоров среди обывателей о том, что евреям нужна христианская кровь. Павел не согласился с предложением Державина в этом, так называемом "Сенненском деле" не принимать показания свидетелей- евреев. Процесс над евреями длился долго, но закончился в их пользу.

При Павле Первом началась подготовка к разработке положения о евреях. Связывали этот вопрос с положением крепостных крестьян и мерами по улучшению их жизни. Основными причинами бедности крестьян в Белоруссии были крепостное право, барщина и право на винокурение у помещиков, которое дала дворянам ещё Екатерина Вторая в 1865 году. Помещики сдавали в аренду евреям свои шинки, отдавали также на откуп винокурение, но 90 % дохода от продажи водки шёл главным образом им.

В спаивании же крестьян обвиняли евреев.

Павлом Первым отклонялись предложения, ставящие всякие ограничения участия евреев в выборах местных органов. Во время его правления в ответ на жалобу евреев, что землевладельцы их притесняют, было дано указание не разрешать помещикам лично судить евреев. В свою очередь, помещики стали изгонять евреев из своих владений.


4.2 При Александре Первом

Широкую огласку в 1801 году получило событие, связанное с крещением в Мстиславле двух еврейских мальчиков без согласия родителей.

Ранее мне представлялось, что это всего лишь один из случаев, предваряющих будущую политику России по широкому привлечению еврейских детей в христианскую веру. Но недавно мне удалось найти материалы (А2), свидетельствующие о том, что эта история связана с иезуитами католического монастыря. Она имела широкий отклик в общественной жизни того времени и даже стала предметом рассмотрения её императором Александром Первым. Вообще удивительно, что многие случаи, происходившие в таком небольшом городке, как Мстиславль, становились предметом рассмотрения в самых высоких правительственных учреждениях и даже самим императором. Это свидетельствует, по-видимому, о большой централизации власти и её внимании даже к небольшим событиям провинциальной жизни, в первую очередь, относящихся к национальным и религиозным вопросам.

Но вернёмся к вопросу о мальчиках.

Весной 1801 года в Мстиславле распространились слухи о том, что в Иезуитском монастыре находятся два еврейских мальчика Янкель Мордухович 7 лет и Иосель Давидович 13 лет, которые были насильственно окрещены против воли родителей. (Здесь указаны имена и отчества детей. Фамилии для евреев были введены только в 1804 году.)

Это вызвало серьёзные волнения среди еврейского населения. Кагальное правление обратилось к руководству города с просьбой возвратить мальчиков евреям. Выяснением обстоятельств случившегося занялся местный городничий. Были проведены опросы многочисленных свидетелей и длительные разбирательства, как на уездном, так и на губернском уровне. По разрозненным и плохо сохранившимся документам можно представить эту историю приблизительно в следующем виде.

Младший из мальчиков, Янкель Мордухович подошёл в городе к одному из студентов, обучавшихся в иезуитской школе, и сказал ему, что хочет принять христианскую веру. Янкель рассказал, что сам он из Луцка. Его родители умерли и он пришёл в Мстиславль, где живёт за счёт подаяний. Студент, выслушав мальчика, отвёл его к настоятелю монастыря.

Второй мальчик, Иосель Давидович свой приход в монастырь объяснял тем, что он внимательно в течение двух лет изучал священные еврейские и христианские книги и, когда он узнал, что пророки предвещали приход мессии, а Мессия — Христос был убит евреями, то решил перейти в христианскую веру. Существовала также версия, заключавшаяся в том, что при изучении иудаизма он не проявлял достаточного усердия и за это брат его бил и применял другие недозволенные методы воспитания. Поэтому он решил уйти к иезуитам и принять христианство. Его отец, Давид утверждал, что Иосель вскрыл сундук, в котором хранились семейные ценности, украл хранившиеся там деньги и бумажник с документами и, опасаясь наказания, сбежал в монастырь. На своём теле Иосель носил крест. Существовала версия, что его окропил водой один из студентов и таким образом он был окрещён.

Иезуиты говорили, что они действительно приютили мальчиков в монастыре, поскольку те бедствовали и изъявляли желание перейти в христианскую веру, но сам обряд крещения осуществлён не был.

Проводивший расследование городничий Мстиславля Дображанский о его результатах доложил Витебскому губернатору. К донесению были приложены свидетельства десяти человек. Рассмотрев обстоятельства дела, губернатор запретил производить крещение, считая, что дети ещё не достигли совершеннолетия, когда можно принимать решение о своей религиозной принадлежности. Одновременно он приказал доставить детей в Витебск для дальнейшего расследования. Иосель был допрошен у губернатора и отпущен с отцом. Янкеля же не смогли отправить к губернатору. Он в это время исчез из Мстиславля.

По одному из свидетельств его забрали дворяне Ходкевичи и увезли в своё поместье. По просьбе Ходкевичей, утверждавших, что они не знали о том, что существовал запрет губернатора на крещение мальчика, Янкеля 28 мая 1801 года окрестил ксендз Ретинский, настоятель Лодовицкого монастыря и дал ему христианское имя Георгий Квитковский.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Книги похожие на "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Цыпин

Владимир Цыпин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Цыпин - Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города."

Отзывы читателей о книге "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.